Обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, о котором пойдет речь в сегодняшнем материале, настолько показательны, что о них можно и нужно рассказывать подросткам во время обучения в автошколах. Ведь если бы водитель мотоцикла соблюдал правила дорожного движения, то пассажир спортбайка, скорее всего, сохранил бы здоровье. Сегодня молодой человек, который серьезно пострадал в той аварии - инвалид I группы, фактически утративший зрение. Он перенес несколько серьезнейших операций, но управлять транспортным средством он уже никогда не сможет.
Что же произошло тем вечером на площади им. Здобнова? Попытаемся восстановить обстоятельства этой ужасной аварии.
22 августа 2012 года, на часах 21.30.
На перекрестке ул. Свердлова - К. Либкнехта Андрей встречает своего знакомого Николая Бурматова, с которым на тот момент они были знакомы около трех месяцев. В определенных кругах Коля был известен как лихой гонщик, без зазрения совести нарушавший скоростной режим на дорогах города и не раз уходивший (по его словам) от преследования сотрудников ГИБДД. Общим интересом ребят были мотоциклы, вернее, одна из их разновидностей - мощные спортбайки. Обладателем именно такого «железного коня» - «Кавасаки» - и являлся на тот момент Николай. Как следует из показаний А. Ломаева, данный мотоцикл являлся одним из самых крутых в Шадринске, его мощность составляла более 140 л/с., - больше, чем указано в документах в связи с некоторыми конструктивными техническими изменениями. Примерно за месяц до описываемых событий они на том же самом мотоцикле ездили в Далматовский район - по дороге Коля выжал из него скорость порядка 250 км/ч.
Андрей попросил знакомого подбросить его до магазина «Купец», где и собирался осмотреть мотоцикл, так как собирался купить это транспортное средство. Отмечу, что молодые люди оседлали «железного коня» не впервые. Несмотря на возраст - Коле в момент аварии было 17 лет, а Андрею - 20, оба парня имели приличный опыт вождения (первый из них управлял мототранспортными средствами с 14-ти, а второй - с 15 лет) и, следовательно, могли адекватно оценивать дорожную обстановку. Бурматов был дополнительно одет в защитную экипировку - наколенники, налокотники, спортивные перчатки и мотошлем. Андрей надел второй шлем, который водитель возил с собой для пассажиров.
От перекрестка Бурматов и Ломаев тронулись неспешно, со скоростью около 40-50 км/ч. Когда ребята подъехали к «Купцу», Андрей попросил Николая довезти его до магазина «Норд». Водитель проехал до следующего перекрестка, где была возможность развернуться, и двинулся в обратном направлении. На пересечении ул. Свердлова - Володарского мотоциклист остановился в среднем ряду, рядом с джипом, который ожидал зеленого сигнала светофора в крайнем левом ряду. После разрешающего движения сигнала Коля резко тронулся с места, опередил машину и перестроился в крайний левый ряд. Скорость мотоцикла в тот момент составляла порядка 60 км/ч.
За пешеходным переходом возле магазина «Монетка» по ул. Свердлова Бурматов резко прибавил скорость, обогнав еще один автомобиль; сигнал поворота при перестроении водитель не включал. Как записано в материалах дела, Николай, со слов Андрея, в этот момент «поймал кураж», и мотоцикл продолжил набирать скорость. Пассажиру даже пришлось покрепче ухватиться за водителя, чтобы не выпасть с сиденья. В этот же момент Андрей решил посмотреть на дорогу, чтобы понять, не имеется ли на ней помех в виде транспортных средств и не пора ли в связи с этим попросить водителя снизить скорость. Скорость мотоцикла в тот момент уже перевалила далеко за 100 км/ч.
В это же время на площадь им. Здобнова со стороны ул. Комсомольской подъехала, остановившись на разделительной линии, белая «шестерка», управлял которой Р. Погосян; внутри салона также находились его друзья. Ребята собирались проехать во двор одного из домов, расположенных за зданием администрации города. Водитель, убедившись в отсутствии помех справа (два автомобиля ехали около «Монетки»), надавил на педаль газа и начал движение в сторону администрации. Не успела машина проехать буквально пару метров, как находившиеся внутри люди заметили яркий свет справа, и через мгновение почувствовали сильный удар в правую сторону «шестерки». После данного удара Погосян на некоторое время потерял сознание, а когда пришел в себя, то услышал крик пассажира, сидевшего справа от него, - парня зажало деформировавшейся от удара дверью.
От удара «шестерку» развернуло, вследствие чего автомобиль столкнулся с еще одним транспортным средством - «Тойотой Ярис», водитель которого выезжала из пер. Свердловский и собиралась поворачивать на ул. Свердлова. Она-то и описала, что произошло после столкновения. Сильнейший удар мотоцикла пришелся в центральную стойку машины (между передней и задней дверью), а водитель и пассажир «Кавасаки» вылетели из него на дорогу и сильно приложились об асфальт. Очевидцы аварии вызвали «скорую» и ГИБДД.
Что происходило сразу же после аварии, Андрей толком не помнит: единственное, что отложилось у него в голове, так это то, как ему оказывали первичную медицинскую помощь. Впоследствии друзья и знакомые Ломаева организовали несколько акций по сбору средств на его лечение, в социальной сети «ВКонтакте» была организована соответствующая группа. Медицинская помощь потребовалась также водителю мотоцикла и «шестерки». Николай Бурматов несколько раз навещал Андрея, но не для того, чтобы извиниться или посочувствовать, а для того, чтобы последний при даче показаний во время следствия и суда указал, что скорость мотоцикла не превышала разрешенных на данном участке 40 км/ч. Однако явную неправду Ломаев говорить отказался.
Согласно приговору Шадринского районного суда, Николай Бурматов был признан виновным в нарушении правил дорожного движения, повлекшим по неосторожности тяжкий вред здоровью. Ему назначено наказание в виде двух лет ограничения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок один год. Судом удовлетворены иски потерпевших о взыскании морального вреда на сумму 100 тысяч (в пользу Р. Погосяна) и 1 млн рублей (в пользу А. Ломаева). Курганский областной суд отклонил жалобу осужденного на незаконность приговора, оставив решение Шадринского райсуда без изменения.
Личные данные фигурантов дела изменены по этическим причинам. Материал подготовлен при содействии начальника отделения следственного отдела ОМВД России по г. Шадринску Е. Ефимовой.
ОТ АВТОРА. Обращаюсь к молодым читателям: ребята, не гоняйте! Любое транспортное средство является источником повышенной опасности, а дорога - не место для развлечений. И наконец, правила дорожного движения созданы не для того, чтобы ограничивать вас в чем-то, а для того, чтобы уберечь от смерти. Они написаны кровью…