Почему так нелегко смотреть очень полезную программу Елены Малышевой
- Вы слышали что-нибудь о раке яичек? - перебила меня Елена Васильевна, когда я, желая добиться расположения, сделал ей неудачный комплимент. Сказал что-то вроде, что о ней пишут даже чаще, чем о Волочковой - и это, мол, большая победа человека столь серьезной профессии.
Поводом для телефонного звонка был юбилейный выпуск «Жить здорово!», но беседа не задалась. Сравнение с балериной ее не то что обидело - она вскипела, как соляная кислота, в которую бросили кусочек мела. Но потом все-таки сухо предложила ответить на вопросы по электронной почте. Чтобы, значит, минимизировать общение с неприятным типом, то есть со мной.
[Spoiler (click to open)] С тех пор прошло несколько лет, за которые я посмотрел множество выпусков этой программы. Теперь я знаю не только о предупреждении рака яичек, но и о профилактике множества других заболеваний. И все это время силюсь понять: почему «Жить здорово!» при всей ее очевидной полезности, наглядности, важности вызывает дикое раздражение? Что еще нужно стране, где процветает Геннадий Малахов, который предлагает лечить рак керосином и до сих пор не схлопотал за это хотя бы условный срок?
В каждом интервью Елена Васильевна с гордостью говорит примерно следующее: «Мы не называем член нефритовым стержнем. Если это половой член, мы так и говорим: половой член». И эта позиция, безусловно, вызывает уважение. Правда, времена стыдливых эвфемизмов давно прошли, про такие вещи говорят уже и в первом классе, когда устройство тела изучают, но доктор об этом, видимо, не знает. А может, знает, но делает вид, что нет.
Когда в моем 9-м учительница предложила нам выучить что-нибудь на свой вкус из Маяковского, я выбрал стихотворение «Вам!» Потому что в 14 лет от одной мысли, что можно будет на весь класс совершенно безнаказанно выкрикнуть строчку «Лучше я в ресторане б...ям» я приходил в приятную ажитацию. Прочитал, смутил училку, мне понравилось.
Боже упаси делать глупые выводы, что детство Елены Васильевны затянулось. Однако посмотрите, с каким упоением профессор произносит все эти замечательные термины. А если повезет и удастся как следует смутить выдернутого из публики зрителя, доктор начинает светиться неподдельным счастьем. Просветила так просветила.
За кулисами программы "Жить здорово" Нет, я только за. Разумеется, надо просвещать страну, где некоторые родители кормят младенцев шариками ртути - «для здоровья». Где опасно много людей не знают, что после 30 пора бы регулярно проверять давление и ощупывать собственные яички или, если вы женщина, молочные железы (груди, сиськи, как вам будет угодно).
Просто, знаете ли, будничности не хватает. Легкости. Произнести «половой член», или «вагина» (или какие там еще органы пикантного свойства у нас есть) легко и непринужденно у Елены Васильевны не получается. Она их не просто произносит - декламирует с ноткой торжества, слегка сакрализируя. То есть говорит-то «половой член», а по факту все равно слышится «нефритовый стержень» какой-нибудь.
Наконец, нельзя пройти мимо главной гордости программы «Жить здорово!» - макетов человеческих органов. Выполненные нарочито небрежно, но как бы с юмором, они не имеют мировых аналогов. Во всяком случае, так уверяет сама Елена Васильевна. Мне кажется, в аду среди прочих ужасов, поджидающих грешников, непременно будут и эти макеты, на которые надо будет смотреть, смотреть, смотреть.
Юмор в «Жить здорово!» - вообще отдельная история. Танцующие яички - разве не замечательно? Увидишь - не забудешь. Если проводить параллели с отечественной юмористической нивой, Малышева работает в стилистике Петросяна. «Жить здорово!» - это «Кривое зеркало», только на медицинскую тему. Это торжество китча в квадрате; попиранье прекрасного, на фоне чего даже Евгений Ваганович кажется гением чистой красоты.
Для первых выпусков редакторы Малышевой активно пользовали мировой опыт - в частности, великолепную американскую программу «Доктор Оз» разобрали буквально по косточкам. Знаменитый скетч с имитацией обрезания при помощи свитера, кстати, позаимствован как раз оттуда.
Малышева нового времени от Оза открещивается и намекает на его неактуальность: мол, у него даже макетов нет. Между тем Мехмет Оз (практикующий врач, мегазвезда, чертовски обаятелен) тоже шутит, вихрем носится по студии, сыплет экспромтами - зал непрерывно держится за животы и иногда плачет от смеха. Представьте, что Иван Ургант посвятил себе пропаганде ЗОЖ - это и будет почти что Мехмет Оз. Темы пенисов и вагин он тоже не избегает, но говорит об этом непринужденно, по-приятельски и уж точно не напоминает каждые пять минут, что стыдиться тут нечего. Потому что и так всем понятно: нечего.
Главный «косяк» Елены Васильевны в том, что она несет свою миссию, как хрустальную корону; убежденная, что без нее человечество погибнет в муках. Как следствие, вера в свою исключительную правоту распространяется далеко за медицинские пределы и вот она уже царственно поучает журналистов, что диктофоны - это вчерашний день и нормальные люди фиксируют интервью сразу в компьютер.