В конце марта 2013 г. в Астане (Казахстан) состоялось заседание Экспертной группы по
авторскому праву при Консультативном комитете по интеллектуальной собственности при Коллегии Евразийской экономической комиссии. В мероприятии приняли участие эксперты из Казахстана и Беларуси, а Российскую Федерацию представляла делегация под руководством заместителя Министра культуры РФ Г.П. Ивлиева. Кроме других вопросов, члены Таможенного союза Евразийского экономического сообщества обсудили проектный текст соглашения о едином порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе.
Целью данного документа является практическое применение Соглашения «О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности» от 9.12.2010. В разработке нового соглашения принимали участие российские министерства и ведомства (в т.ч. Министерство культуры, Министерство экономического развития, МВД, Министерство промышленности и торговли, Роспатент, Федеральная антимонопольная и таможенная службы), а также организации по коллективному управлению правами: «Российское авторское общество», «Российский союз правообладателей» и «Всероссийская организация интеллектуальной собственности».
Соглашение предполагает не только «единый порядок управления авторскими и смежными правами авторов, исполнителей, изготовителей (производителей) фонограмм и аудиовизуальных произведений на коллективной основе», но и «единые принципы создания баз данных об охраняемых объектах и порядок организации информационного обмена между странами-участницами ЕарАзЭс». Документ предусматривает возможность деятельности обществ по
коллективному управлению правами (ОКУ) на основании прямых договоров с правообладателями о передаче полномочий по управлению правами либо на основании актов органов государственной власти. При этом в каждом из трех государств только одна организация будет уполномочена собирать авторское вознаграждение с импортеров оборудования и материальных носителей произведений при их воспроизведении в личных целях. Напомним, что в России этой организацией является Российский союз правообладателей (
РСП).
Обязательства ОКУ при этом сводятся к следующему:
не использовать переданные в управление объекты интеллектуальной собственности в собственных интересах;
вести деятельность «в соответствии с принципами открытости, прозрачности, подотчетности и подконтрольности»;
защищать в суде от имени правообладателями или от собственного имени нарушенные авторские права;
формировать реестры о правообладателях и правовом статусе переданных в управление объектов;
публиковать на официальном сайте общедоступную в круглосуточном режиме и бесплатную информацию о своей деятельности.
Основные функции ОКУ заключаются в:
заключении договоров с пользователями авторских произведений на условиях неисключительной лицензии;
сборе авторского вознаграждения и его распределении между правообладателями «не реже одного раза в год пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских и (или) смежных прав», а также «без дискриминации по признаку гражданства, страны проживания и категории правообладателей»; при этом допускается удержание части собранных средств на компенсацию операционных издержек и другие полезные цели ОКУ;
Предполагается, что распределение вознаграждения между правообладателями фонограмм и аудиовизуальных произведений при их использовании в личных целях будет осуществляться в следующей пропорции:
осуществлении мероприятий по поиску и установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными ОКУ договорами.
Правообладатели России, Беларуси и Казахстана таким образом будут иметь право:
выбрать любую уполномоченную организацию ОКУ ЕврАзЭс для делегирования своих прав и в любой момент полностью или частично отказаться от представления своих интересов ОКУ;
принимать участие в деятельности управляющих органов ОКУ «в порядке, установленном уставом таких организаций и национальным законодательством».
Ряд вопросов соглашение оставляет на усмотрение стран-участниц, среди них:
определять области коллективного управления авторскими и смежными правами;
устанавливать организационно-правовую форму и сферу полномочий ОКУ;
назначать государственные органы, уполномоченные контролировать деятельность ОКУ;
определять меру ответственности ОКУ за ненадлежащее выполнение ОКУ обязательств по договорам с правообладателями;
устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за соответствующие виды использования;
формировать перечень оборудования и материальных носителей, которые могут быть использованы «для свободного использования аудиовизуальных произведений и фонограмм в личных целях» и др.
В Министерстве культуры РФ утверждают, что в нынешнем тексте соглашения учтены особенности национальных режимов всех трех государств и порядок их взаимодейств
ия в рамках Таможенного союза ЕВрАзЭс. Российская сторона подчеркивает, что текст соглашения не «эгоистичен», поскольку «содержит правила, иные, чем предусмотрены российским законодательством». В частности, это касается обязательного ежегодного аудита аккредитованных ОКУ, публикации сведений о деятельности ОКУ в сети Интернет и распределения невостребованного правообладателями вознаграждения.
Так или иначе, вышеописанное соглашение может стать одним из первых международных документов с участием российской стороны, полностью посвященных деятельности организаций коллективного управления. Как и во всем цивилизованном мире, коллективное управление авторскими и смежными правами может стать более эффективным и осуществлять свою деятельность в интересах общества и правообладателей.
Служба информации
Copyright.ru http://www.copyright.ru/news/main/2013/04/04/avtor_prava_souz/