Санкт-Петербург как зона ЧС: справился ли общественный транспорт?

Apr 08, 2017 00:30


3 апреля в Санкт-Петербурге произошло страшное событие, о котором слышали, пожалуй, все читатели этого блога. Что случилось в подземке в тот день на самом деле - вопрос крайне сложный, и разбираться с ним предстоит долго, хотя уже сейчас некоторые СМИ пытаются самостоятельно восстановить картину произошедшего с толком и расстановкой. Мы же в свою очередь попытаемся разобрать чуть более простую составляющую этого дня, а именно то, как отреагировала система управления городским общественным транспортом на одну из самых масштабных ЧС в истории современного Петербурга.




Хронология событий в разрезе особенностей транспортного сообщения
Составлена по данным из открытых источников, а также по собственной информации редакторов. Дополнения и уточнения приветствуются.

3 апреля. Осложнение обстановки
  • 14:28 - закрыта станция метро "Площадь Восстания"
  • 14:32 - момент взрыва в вагоне метро на перегоне "Сенная площадь" - "Технологический институт"
  • 14:45 - первые сообщения о происшествии в СМИ
  • 15:02 - закрываются станции "Сенная площадь" и "Технологический институт"
  • 15:07 - закрывается движение поездов на участке от "Московской" до "Петроградской", а также станция "Маяковская"
  • 15:15 - сообщается об усилении кольцевых автобусных маршрутов 70/71, троллейбусных маршрутов 15 и 17, а также о запуске трамвайного маршрута под номером 3 между Сенной площадью и Кронверкским проспектом (фактически - работал №6а); анонсируется запуск бесплатного автобусного маршрута 50а вдоль закрытого участка метро
  • 15:30 - служба такси "ТаксовичкоФ" организует бесплатную перевозку пассажиров от закрытых станций метро (кроме "Горьковской") в любую точку в пределах КАД
  • 15:40 - на вход и выход закрыты все станции метро, но одновременно анонсируется запуск бесплатных автобусных маршрутов только вдоль двух линий метро, 1 и 2 (вместо маршрута 50а)
  • 15:55 - анонсируется запуск движения автобусов вдоль остальных линий метро (3, 4, 5) и продление троллейбусного маршрута 34
  • 16:00 - примеру "ТаксовичкоФ" следуют агрегатор UBER и сервис каршеринга "Делимобиль"
  • 16:20 - губернатором Петербурга дано указание сделать весь общественный транспорт города бесплатным
  • 16:40 - маршруты и начали свою работу, силами ГУП "Пассажиравтотранс"
  • 17:10 - примеру "ТаксовичкоФ" следует агрегатор "Яндекс.Такси"
  • 17:15 - организован бесплатный проезд по ЗСД
  • 17:20 - для работы на временных маршрутах задействованы автобусы 9 частных перевозчиков
  • 17:30 - организован бесплатный проезд в пригородных поездах ОАО "СЗППК" в черте СПб, а также до Гатчины
  • 17:35 - примеру "ТаксовичкоФ" следует служба такси "5-000-000" (кроме "Невского проспекта")
  • 18:00 - начали работу автобусные маршруты , и , а также маршрут от "Гражданского проспекта" до "Девяткино" (из-за того, что это область, маршрут 1М туда не следует)
  • 18:30 - прекратили работу интернет-сайты Петербургского метрополитена и "Транспортный портал Санкт-Петербурга"

Нормализация обстановки
  • 20:35 - линии 3, 4 и 5 восстановили работу полностью; линии 1 и 2 остались закрыты на участках "Нарвская" - "Площадь Восстания" и "Московская" - "Петроградская"
  • 22:20 - движение по линии 1 восстановлено полностью, кроме "Технологического института"
  • 23:20-23:50 - закрывалась станция метро "Чернышевская"
  • 23:55 - открыто движение на участке "Петроградская" - "Невский проспект"

4 апреля
  • 00:00 - Комитет по транспорту публикует устаревшие сведения о том, как будет работать транспорт во вторник
  • 05:00 - возобновил работу бесплатный автобусный маршрут 2М
  • 05:50 - все станции метрополитена начали работу
  • 06:20-06:40 - закрывались станции "Девяткино" и "Гражданский проспект"
  • 10:00 - автобусы маршрута 2М прекратили работу и были сняты с линии
  • 11:35 - закрыта станция "Сенная площадь"
  • 12:05-12:20 - закрыта станция "Достоевская"
  • 12:20 - закрыты станции "Спасская" и "Садовая"
  • 12:40 - закрыт участок 2-й линии от "Московской" до "Петроградской"
  • 13:20 - анонсировано возобновление маршрута 2М и трамвайного маршрута №6а от Сенной пл. до Кронверкского пр.
  • 13:45 - ранее закрытые станции метро возобновили работу
  • 13:50 - маршрут 2М возобновил работу
Информационное оповещение. Интернет

Как видно из представленной нами хронологии, сообщения об изменениях в работе транспорта публиковались как не сразу по факту закрытия станций метро, так и не непосредственно перед открытием движения по маршрутам. Оповещение происходило где-то "посередине", и было не способно отрегулировать потоки тех людей, которые уже начали своё перемещение по городу.

Спонтанный характер принятия решений привёл к тому, что многие анонсы в итоге не претворились в жизнь, запутав пассажиров и уменьшив степень их доверия к подобного рода информации. Отсутствие в данной ситуации монополии на первоисточник сообщений (одновременно их публиковали Комитет по транспорту, "Организатор перевозок", "Петербургский метрополитен", "Горэлектротранс" и "Пассажиравтотранс") приводила к путанице - каждый источник подавал её в том виде и объёме, который считал нужным.

В самый ответственный момент "упали" (или были намеренно отключены) сайты метрополитена и портала с отображением общественного транспорта в реальном времени. Но, надо отметить, в данном случае "подземка" обратилась ко вполне эффективной альтернативе - аккаунту в мессенджере Telegram.



Информационное оповещение "на местах"

Его организовать не успели. Разобраться в происходящем можно было двумя способами - обратиться к СМИ (тот же интернет, реже - ТВ/радио) или включить логику и сообразить, что автобусы с цифрами от 1 до 5 - это и есть замена линиям метро. Однако, надо думать, для кого-то информационные таблички с трассами ночных маршрутов были бы хорошим подспорьем. Тот факт, что работают такие маршруты только в летний период, не должен вызывать трудности - решение для этих случаев уже давно найдено:



Правда, даже когда таблички появляются в мае, их можно лицезреть только у станций метро - на вывесках для остальных остановок уже 5 лет принято экономить.

На электронных табло информации о временных маршрутах не появилось, как и на транспортном портале, и в различных специализированных приложениях.



Куда лучше стояли дела внутри салонов транспортных средств, которые были оснащены мультимедиа системой от ПTV - "Трион". Являясь элементом региональной автоматизированной системы централизованного оповещения, на её экранах информация об изменении трасс маршрутов и закрытии станций метро появлялась практически в режиме "он-лайн". Однако, на данный момент оснащены подобными видеокомплексами далеко не все транспортные единицы, работающие на маршрутах Петербурга.

Поиск резервов техники для компенсации работы метро

С момента сообщения о закрытии 2-й линии метро и до запуска маршрута прошло около 1,5 часов. За это время руководство автобусных парков "Пассажиравтотранса" смогло мобилизировать и подогнать к конечным около 150 автобусов, т.е. грубо усредняя, каждые 30 секунд удавалось изыскивать по одной паре "машина-водитель", которую была возможность перенаправить на дополнительные маршруты. С нашей точки зрения, это было сработано настолько оперативно, насколько представлялось возможным - на линию вышли даже 15-летние учебные ЛиАЗы, что является беспрецедентным случаем.


Спустя 1:40 после полного закрытия подземки на временных маршрутах начинают свою работу и частные перевозчики. Больше всего автобусов предоставила компания "Третий Парк", чуть поменьше - "Питеравто", также свою лепту внесли "Шпунт Северо-Запад", "АТП Барс-2", "ПТК", "Пальмира", "УП СЛК", "Пассажиртранс" и экскурсионный перевозчик "City Sightseeing Moscow", обладающий вместительными красными даблдекерами. Трассы маршрутов водители "частников" в большинстве случаев не знали, и табличек у них не было, однако наспех распечатанная схема маршрута, выдаваемая им на конечных, помогала избегать казусов с существенным отклонением от трассы.



А вот "Горэлектротранс" сработал, мягко говоря, слабее - меры по усилению троллейбусных маршрутов 15 и 17 не дали ровным счётом ничего, из-за полностью перекрытого перекрёстка Московского и Загородного проспектов. Зато на окраинах продолжали работать в т.ч. маршруты-"подвозки" к метро, смысл в которых практически пропал до 10 часов вечера. Организовать сколько-либо полезное и понятное движение трамваев в центре города не позволяла путевая сеть, от которой после правления губернаторов Яковлева и Матвиенко остались лишь жалкие остатки. На фото ниже - трамвай на Литейном проспекте, где регулярного сообщения не осуществляется; фонд "Городские Проекты" буквально неделю назад предлагал организовать здесь выделенную полосу, а "Питертранспорт" в рамках того же проекта - проложить трассы трёх трамвайных маршрутов для создания магистральных беспробочных связей с другими частями города.



Организация движения общественного транспорта

То, о чём в своих микроблогах написали многие интересующиеся ОТ люди, подчеркнём и мы - переварить 400 дополнительных автобусов даже не самые узкие улицы города в вечерний "час-пик" понедельника просто не в состоянии, если им не предоставить приоритет. Этого не было сделано нигде, ни в одном районе города. Регулировщиков на отдельных перекрёстках ещё можно было наблюдать, но и только. Как итог - люди ставили рекорды по времени поездки домой. От "Петроградской" до "Международной", или от "Владимирской" до "Политехнической" - независимо от направления, в конце рабочего дня путь домой только на маршруте с литерой "М" занимал около 3 часов.



Тут свою роль сыграли и трассы маршрутов, которые в спешке оставили такими же "петляющими", как и в летне-ночном варианте, хотя в случае ЧС разумней и эффективней было бы обойтись без различных заездов и "загогулин" по историческому центру города. А поскольку усиление коснулось только маршрутов "М" (хотя существует ряд других "социальных" маршрутов, которые способны вывезти народ из центра города в отсутствие метрополитена), то у людей попросту не было выбора, на чём ехать. Ну, почти не было.



Учитывая, что влезть в транспорт было реально только тогда, когда он приходил "парами" и "тройками", многие выбрали в качестве транспорта попутные авто или собственные ноги. Несмотря на то, что два велопроката предлагали свои услуги бесплатно (за залог), велосипедистов на улицах было крайне мало.



Бесплатный проезд

Распоряжение градоначальника было распространено спустя 40 минут после закрытия метро. Однако до конкретных водителей и кондукторов оно доходило не быстро, в среднем - ещё час-полтора после опубликования. Однако отдельные элементы персонала продолжали собирать плату до глубокого вечера, а на ряде "коммерческих" маршрутов это явление носило массовый характер. В отдельных случаях "маршрутка" прекращала работу полностью - так произошло, например, с "метановой" К-177, которая, к слову, является отличной альтернативой центральному участку 1-й линии метро.

Помимо городских маршрутов, бесплатно возили пригородные поезда ОАО "СЗППК" и областные маршруты холдинга "Питеравто", проходящие хотя бы через одну станцию метро. Как и отмену платы проезда по ЗСД, эти меры можно однозначно охарактеризовать как эффективные и сказать слова благодарности всем причастным к их введению за то, что они были предприняты вовремя.

Автомобильное движение

Безусловно, самым ярким элементом транспортного коллапса понедельника стала стихийно организованная акция #домой. Из-за спекуляций таксистов, которые массово отключились от систем-агрегаторов и диспетчерских служб и предлагали свои услуги по цене во много раз дороже, множество водителей стали подбирать абсолютно незнакомых пассажиров и бесплатно везти туда, куда им нужно. Сеть АЗС "Газпромнефть" даже заправляла таких волонтёров бесплатно на сумму до 500 рублей по ряду адресов. Однако хорошее начинание окончательно "добило" шансы пассажиров ОТ доехать за хоть сколько-нибудь приемлемое время - город встал в 10-балльных пробках.



Если бы значительная часть людей, осознав всю серьёзность транспортной ситуации, сложившейся на дорогах города, оставила свои автомобили бувально на одну ночь под окнами офиса или другого места работы, ситуация была бы несколько иной.

На ошибках учатся

Самое важное сейчас - чтобы произошедшая в городе 3 апреля транспортная ситуация была тщательно проанализирована специалистами. На основе результатов такого анализа можно будет подготовить некое руководство к действию в случае очередной полной остановки метрополитена в городе. Ведь очевидно, что в этот понедельник никакого плана действий ни у одного из органов государственной власти, предприятий или федеральных служб не было. Общегородские системы оповещения не работали, МЧС предупредило горожан по СМС с опозданиями в 2-3 часа, водители включали на табло маршрутов "М" всё что угодно ("Служебная развозка", "Заказной"), но только не то, что нужно. Машины выводились на линию оперативно, но простаивали в бесконечных пробках и зачастую ехали "паровозиком" (тот из водителей, кто знал трассу, ехал спереди, остальные - следом), образуя "провалы" в интервалах. И многое-многое другое.

Мы очень надеемся, что такой "разбор полётов" состоится. И будем готовы принять участие в подобном мероприятии от лица пассажиров.

© 2017 | Информационная редакция "Питертранспорт" в полном составе

чп, метрополитен, транспорт, комитет по транспорту, организатор перевозок, такси, спб, маршруты

Previous post Next post
Up