Новые проездные билеты: успеть за 90 минут

Jan 13, 2017 21:30

С 1 января 2017 года в Петербурге появились новые виды проездных билетов - на 90 минут и на 1-7 суток. Мы решили выяснить, как приобрести новые билеты, насколько они удобны и выгодны в использовании, какие проблемы могут возникнуть - обо всём этом речь пойдёт далее.



Итак, первое, что нужно знать про 90-минутные и суточные билеты - они записываются на карту «Подорожник». При этом, если на карте уже есть другие проездные билеты, или электронный кошелёк с ненулевым ресурсом, то запись новых видов билетов будет невозможна. То есть, самый простой вариант при наличии электронного кошелька на основной карте - купить отдельный «Подорожник» для таких проездных. Что и было сделано: в кассе нами была куплена карта (стоимость 60 рублей) и на неё записаны два 90-минутных билета (по 70 рублей каждый). Немного удивил дизайн карты - обычно по умолчанию пассажирам выдают нейтральный зелёный листок, а не сводку последних политических новостей. Но в нашем случае это даже плюс, «Подорожники» перепутать не удастся: на «зелёном» будет электронный кошелёк, на этом - 90-минутные билеты.



Детали:
  • новые билеты не принимаются на "коммерческих" автобусных маршрутах, но зато действуют на "социальных", которые работают по смешанному тарифу (200, 210, 211 и т.д.), так что, например, из Петергофа, Ломоносова, Сестрорецка в случае, если нужно будет потом пересесть на метро или другой городской транспорт, 90-минутный билет заведомо выгоднее (70 рублей против 62+31/36 по электронному кошельку)
  • максимальное суммарное число 90-минутных проездных билетов на карте - 30 шт., суточных - не более 2 шт. Кстати, при покупке двух 90-минутных билетов вместе с картой через кассу возникла неловкость: кассиру ещё пришлось уточнить возможность записи сразу нескольких билетов на карту, ну и само по себе время оформления не быстрое - около 3 минут.
  • срок действия записанного билета - всего лишь 180 дней, так что не стоит записывать сразу 30 билетов «про запас» на год-два;
  • у суточных билетов есть тайм-аут - 30 минут на повторное предъявление в метро (сейчас действует без привязки к конкретной станции), так что вдвоём по одной карте будет не проехать, и при поездках на короткие расстояния тоже может возникнуть ситуация запрета прохода через турникет;
  • по 90-минутному билету число поездок в метро ограничено одной, в наземном транспорте число поездок не ограничено. При повторном проходе в метро в течение 90 минут, действие текущего билета будет завершено, и при наличии ещё одного 90-минутного билета на карте начнётся действие нового.
  • билеты можно записать и через автоматы по продаже и пополнению билетов, которые есть на каждой станции метро. Вот как выглядит главный экран АППБ с Нового года:



Ненадолго отвлечёмся от новых проездных билетов и попробуем просто пополнить обычный электронный кошелёк. Что нужно нажать для его пополнения? Правильный ответ неочевиден: «Пополнить единый электронный билет». Потому что Единый электронный билет - это на самом деле не тот месячный единый билет за 2900 рублей, о котором можно было вначале подумать, а именно электронный кошелёк «Подорожник».

Теперь вопрос, что нужно нажать для пополнения проездного билета на 90 минут/сутки? Правильный ответ опять же неочевиден: «ПБ на маршрут».



После нажатия на кнопку «Оплатить» появляется выбор типа билета:



Но вернёмся к нашему тестированию билета на 90 минут. Первый билет был активирован в автобусе до ближайшей станции метро, на 25-й минуте пройден турникет метро, далее на 68-й минуте выход из метро. В принципе, времени оказалось с запасом, чтобы погулять и пересесть потом на другой транспорт, и на 90-й минуте была произведена посадка в трамвай № 100.

Надо сказать, что с вводом новых билетов наши читатели начали жаловаться на то, что ручные валидаторы кондукторов не работают с ними. На скриншоте ниже билет у пассажира был на 6 суток, тем не менее ситуацию это не меняет. Посмотрим, как будет в нашем случае с 90-минутными билетами.



Ожидаемо, возникли проблемы: в 100-м трамвайном маршруте при проверке карты ручным валидатором кондуктора - красная индикация, на его экране надпись «Карта не прочитана», и приходится демонстрировать оплату на стационарном валидаторе в салоне (при повторном прикладывании он горит оранжевым цветом). Аналогичная ситуация и в автобусном маршруте № 24. Таким образом, транспортные ГУПы Петербурга подготовку к вводу новых видов проездных билетов провалили.

Получается, что теперь при ручном контроле карта прикладывается минимум 3 (!) раза: при оплате проезда путём прикладывания к стационарному валидатору, далее при проверке кондуктором карты, и ещё раз при проверке вместе с кондуктором на стационарном валидаторе. Нам кажется, что такой алгоритм будет справедливо вызывать возмущение пассажиров, честно оплативших проезд.

Также стоит отметить, что при покупке проездных билетов в кассе метро не выдаётся чек, в котором был бы указан вид купленных билетов, их количество и пр. Чек выдаётся только за покупку карты (60 руб.). Здесь потенциально вероятно возникновение конфликтных ситуаций с кондукторами, или при их отсутствии - с водителями, если ручной валидатор при проверке сработает некорректно, а стационарных валидаторов в салоне не окажется (например, на маршрутах частных перевозчиков). И подтвердить то, что пассажир действительно приобрёл именно этот вид билета, окажется невозможно.

К информированию о текущем остатке времени нареканий нет - в наземном транспорте на валидаторах с экраном (в каждом салоне транспорта есть как минимум один такой валидатор) отображается информация об оставшихся минутах и о количестве оставшихся проездных билетов. На видео ниже в данном случае билет продолжает действовать ещё 76 минут, и ещё один дополнительный билет записан на карте:

image Click to view



Аналогично и в метро - при проходе через турникет на его экране отображается «Остаток XX минут», также можно предварительно проверить остаток на "визуализаторе" в вестибюле самой станции. На примере ниже - на карте записан ещё один билет "90 минут", а текущий действует с 16:30:



Теперь перейдём к тестированию билета на сутки (24 часа с момента первой валидации). В этот раз билет был записан в автомате на станции метро.

Здесь уже при проверке ручным валидатором в наземном транспорте (8 машин на разных маршрутах) не было красной индикации - лампочка всегда горела зелёным, а на экране ручного валидатора при прикладывании карты высвечивалась надпись «Проверена, нет в списке», которая лишь совсем немного может смущать кондукторов. При оплате на выходе проблем также не возникло. В наземном транспорте информация на стационарном валидаторе отображалась корректно («действует XX ч XX мин»), как и с 90-минутными билетами, аналогично и в метрополитене.

Лишь позже нам объяснили: проблема - в устаревшем программном обеспечении валидаторов предыдущего поколения (возрастом до 10 лет), которые работают в режиме контроля. Судя по комментариям читателей в нашем паблике и пользователей в других соцсетях, таких валидаторов используется ещё много, причём как у государственных, так и у частных перевозчиков. По информации "Питертранспорт", 11 января ГКУ "Организатор перевозок" предприняло экстренную попытку решить данную проблему, однако в итоге часть устройств полностью вышла из строя, поэтому в конечном счёте ведомство ограничилось лишь указаниями по дополнительному инструктажу кондукторов и водителей... Складывается впечатление, что разработчик ПО для новых билетов - ГУП "СПб ИАЦ" - слишком торопился к их запуску с 01.01.2017, и предусмотренного техническим заданием бета-тестирования устройств СЭКОП не было совсем.

И всё же, спустя две недели после запуска новых видов проездных, можно с уверенностью сказать, что реализация затеи вышла хуже, чем в Москве. В данном случае вполне корректно проводить сравнение с этим городом, так как именно там на сегодняшний день объективно лучшее тарифное меню на общественный транспорт среди всех городов России. Итак, какие же моменты в Петербурге оказались воплощены хуже, нежели в столице?
  • в СПб нет возможности записать 90-минутный билет на отдельный (в случае с Москвой - бумажный) носитель, кодирование производится только на карту «Подорожник»;
  • в Петербурге нет автоматического включения режима «90 минут» при пересадках. В Москве при пересадке с одного транспорта на другой и использовании электронного кошелька на карте «Тройка» автоматически списывается уменьшенная стоимость проезда так, чтобы она равнялась стоимости проезда по тарифу «90 минут»;
  • цена в Петербурге на 90-минутные билеты немного выше: 70 рублей, при этом в Москве 65 рублей при записи как отдельного билета, и 54 рубля при использовании 90-минутного билета на «Тройке». С другой стороны, в Петербурге дешевле суточные билеты: на 1 сутки 180 рублей против 210, на 3 суток 340 рублей против 400, на 7 суток 680 рублей против 800. И на 2, 4, 5, 6 суток в Москве билет нельзя купить вовсе - тут уже, безусловно, камень в огород чиновников первопрестольной;
  • в Петербурге не была проведена реформа ценообразования месячных проездных билетов и билетов на определённое количество поездок. В итоге, и те и другие стали ещё гораздо менее выгодными, чем были до 1 января 2017 года.



Наконец посмотрим, так ли выгодно получается ездить по новым проездным билетам. По обоим "90-минутным" нами было совершено 2 поездки на НОТ и 1 поездка на метро, итого 140 рублей. По электронному кошельку стоимость проезда составила бы 196 рублей, можно сказать, что практически окупилась новая "болванка" карточки "Подорожник". При дальнейшем использовании 90-минутных билетов выгода будет ещё заметнее.

По суточному билету мы совершили 8 поездок на НОТ и 3 поездки на метро. Стоимость - 180 рублей (плюс 34 рубля на маршрутке до метро, так как билет заранее записан не был), по электронному кошельку пришлось бы потратить 356 рублей. Итого, удалось сэкономить 142 рубля, что очень даже неплохо.

В итоге, хоть реализация и прошла не без ошибок, при определённых видах комбинаций поездок в общественном транспорте новые билеты позволят выгоднее им пользоваться. Вместо оплаты "посадочного тарифа" даже на короткие промежутки, пассажирам теперь предлагается оплачивать пользование единой транспортной системой - такой подход давно используется в развитых странах мира и в этом году Петербург на небольшой шаг приблизился к ним. Будем надеяться, что все выявленные ошибки и недочёты в работе ПО СЭКОП вскоре исправят, а популярность использования новых видов билетов будет только расти.

UPD: Эфир проекта [Фонтанка.Офис] от 17.01.2017 по материалам этой статьи

image Click to view



© 2017 | Иван Дроботов

проездные билеты, подорожник, организатор перевозок, сэкоп, обзор, тарифы, санкт-петербург, 90 минут

Previous post Next post
Up