28 июля 2016 года ГКУ “Дирекция по организации дорожного движения” ввела в действие 2 новые выделенные полосы:
- на Ленинском проспекте от проспекта Народного Ополчения до проспекта Героев
- на проспекте Медиков, Кантемировском мосту, Кантемировской улице и проспекте Маршала Блюхера (от Кушелевской дороги до Лабораторной улицы)
В отличие от всех автобусно-троллейбусных выделенных полос, вводившихся ранее, эти имеют значительную протяжённость, тем самым создавая полноценные выделенные коридоры, где общественный транспорт на всём протяжении пути едет должен ехать без пробок. Насколько эти коридоры улучшат ситуацию с движением общественного транспорта? Какие ошибки были допущены при создании выделенных полос? И каким образом можно сделать новые выделенные коридоры ещё лучше и удобнее?
pitertransport побывал на обоих адресах и лично протестировал новые "выделенки".
Выделенными полосами для общественного транспорта жителей Санкт-Петербурга нельзя удивить. По состоянию на июнь 2016 года их у нас насчитывалось чуть более десятка, однако эффект, создаваемый большинством из них, нивелировался одним-единственным крайне досадным обстоятельством: практически все они были созданы лишь на определённых коротких отрезках длинных магистралей или последовательностей магистралей. Это значит, что магистральный транспорт, проходя выделенный для него участок улично-дорожной сети, рано или поздно упирался в общую пробку.
Среди ярчайших примеров подобной незаконченности в решении вопросов предоставления приоритета для общественного транспорта - Лиговский проспект, где выделенная полоса обрывается за 400 метров до важного транспортного узла, площади Восстания.
Есть и ещё один, совсем недавний пример - Пулковское шоссе (о нём
pitertransport рассказывал осенью), где на наиболее загруженном участке допущен разрыв полосы для ОТ, длиной почти в 1,5 км (в районе развязки с КАД).
Приведённые примеры, да и все остальные существовавшие выделенные полосы в СПб, никак нельзя назвать полноценными выделенными коридорами для общественного транспорта. А вот появившиеся неделю тому назад так назвать можно.
Подвозочный коридор с перспективой магистрального
Новые полосы для общественного транспорта на большинстве участков были введены в выходной день - воскресенье. Информирование об их запуске было осуществлено на крайне низком уровне, а потому для многих автомобилистов это стало неожиданностью.
Первое, что мы заметили - это незаконченные работы по разметке. В частности, на отрезке от Кронштадтской площади до проспекта Народного Ополчения - это не до конца нанесённая прерывистая разметка у въездов на прилегающую территорию. В итоге автомобилисты оказались в смятении: согласно ПДД они не могли туда въехать и не могли оттуда выехать. Конечно, в случае фиксации нарушения можно попытаться оспорить эту разметку в суде, но всё это займёт столько времени и сил, сколько у большинства автомобилистов попросту нет.
Далее перемещаемся к станции метро “Ленинский проспект" и видим уже вторую проблему, которая напрямую касается общественного транспорта. Вот это:
И это:
Проблема отстоя маршруток на остановках крупных пересадочных узлов актуальна по всему городу и касается она, безусловно, не только улиц с выделенными полосами. И здесь есть 2 пути решения проблемы. Первый - это замена уникальных коммерческих маршрутов на социальные, а также ликвидация маршруток-дублёров с параллельным усилением существующих "социальных" маршрутов, как это сделано было на Лиговском (ноябрь 2007 г.) и Невском (декабрь 2008 г.) проспектах. В данном случае нам видится вполне допустимой отмена "коммерческих" маршрутов К-114, К-130, К-142 и К-242 (при условии усиления маршрутов 114, 130, 142 и К-43), а также К-338, учитывая планируемый ввод троллейбусного маршрута №44.
Второй путь - перенос остановочных пунктов коммерческих маршрутов на прилегающие улицы, как это было сделано у станций метро “Московская” и “Площадь Ленина” (а на бумаге - ещё и множества других станций метро). Но, как можно понять из нашего комментария в скобках, эту меру действенной назвать сложно, т.к. за её соблюдением практически не следят.
Поэтому в данном случае предпочтительным видится именно первый вариант; тем паче, что 220-ФЗ, вступивший практически в полную силу чуть меньше месяца назад, позволяет закрыть абсолютно любой "коммерческий" маршрут, отправив перевозчику соответствующее уведомление за 180 дней до планируемой отмены. И если действовать в этом направлении поступательно, отменяя одновременно не более 2-3 маршрутов (а не как планировали сделать в Колпино в 2014 году), то нам данный сценарий видится вполне реалистичным.
Ещё один вопрос, на котороймы хотим обратить внимание - это актуальность заездных карманов на остановочных пунктах: с вводом выделенной полосы они стали просто не нужны.
Если мыслить на перспективу - они бы пригодились в случае запуска экспресс-маршрутов по выделенной полосе, как это сделано в Москве. Тем самым, автобус-экспресс получает преимущество перед обычными троллейбусами и автобусами, обгоняя их на второстепенных остановочных пунктах. Но так ли это актуально в нашем городе на данный момент?
От карманов плавно переходим к проблеме правых поворотов. Не секрет, что непрерывному движению по боковой выделенной полосе мешают машины, которые поворачивают направо. В Европе эту проблему решают радикально, поворот для автомобилей делается под углом в 90 градусов (поперёк полосы), а также существуют отдельные светофорные фазы для машин, поворачивающих направо. К сожалению, в России подобное внедрять бояться; и рассчитывая на то, что направо поворачивает немного машин (что, конечно же, бывает далеко не всегда), предпочитают делать так:
Возможно, на таких перекрёстках проблему решил бы знак "разрешённый поворот машин направо на красный сигнал светофора", который весьма распространён в европейских странах, а также в соседней Украине (да и даже в Москве был эксперимент) и позволяет автомобилистам, осуществляющим поворот, быстрее покинуть крайнюю правую полосу.
Но есть также те перекрёстки, где существуют специальные поворотные полосы направо, в данном случае это пересечение Ленинского проспекта и улицы Зины Портновой. Там 4 полосы перед светофором в сторону станции метро, из них 3 идут прямо, а одна направо; поворот налево при этом запрещён.
В этом плане есть очень интересное решение из Тюмени и Москвы, где вторая правая полоса у перекрёстка считается выделенной, а крайняя правая - это поворот направо.
Очередная отмеченная нами проблема - запаркованные на полосе автомобили. И судя по всему, эвакуаторы не работают… А всё потому, что не установлены знаки “Остановка запрещена, работает эвакуатор”. В итоге получается вот такая картина:
Click to view
Кое-где даже и знаки не распаковали…
Ну и напоследок, повисшим в воздухе остался вопрос о причине несоздания "выделенки под ключ”: то есть не только с разметкой и знаками, но и камерами фото-видеофиксации, которых там нет…
Что же можно сказать о самой выделенке в общих чертах? В целом это хороший проект, ведь он поможет выполнять важную задачу - подвоз жителей густонаселённого Кировского района к станции метро “Ленинский проспект”. Пассажиры смогут экономить от 5 до 20 минут, которые ранее они тратили в пробках. Тем самым, существует вероятность того, что общественный транспорт на данном направлении станет более популярным (ещё бы, у троллейбусного маршрута №32 к примеру теперь 97% трассы проходят по "выделенке"!) и нагрузка на улично-дорожную сеть снизится.
При этом перспективы у данной выделенной полосы просто огромные. Ещё в 2011 году, при губернаторе Валентине Матвиенко, в планах было создание полноценного магистрального выделенного коридора по всему Ленинскому проспекту, улице Типанова, проспекту Славы и Народной улице. Таким образом создаётся полноценная транспортная связь между всеми пятью линиями метрополитена, спрос на которую огромен: достаточно посмотреть на количество магистральных “коммерческих” маршрутов, проходящих по данной трассе сегодня.
И самое главное, что для создания новых выделенок не нужно практически никаких капитальных вложений в инфраструктуру. Искренне надеемся, что нынешние городские власти это прекрасно осознают и в итоге доведут дело до конца.
Магистральный выделенный коридор
Другая новая выделенная полоса появилась на проспекте Медиков, Кантемировском мосту, Кантемировской улице и проспекте Маршала Блюхера. Учитывая также полосы для общественного транспорта на Большом проспекте П.С. и Большой Пушкарской улице, мы получаем вот такую прекрасную картину.
Новая "выделенка", объединяясь с уже существующими, соединяет сразу 3 линии метро, и, кроме того, помогает стабилизировать работу популярных магистральных маршрутов наземного транспорта: 31-го троллейбусного (маршрута с самым большим выпуском в СПб - 24 троллейбуса) и 185-го автобусного (у которого более 50% трассы маршрута теперь проходит по выделенным полосам). Такое решение позволяет уверенно отнести данные маршруты к магистральным.
Но, к сожалению, в реальности не всё так гладко, как на картосхеме. Первое, что сразу привлекло наше внимание - это отсутствие противоположной выделенной полосы на Большом проспекте П.С., в направлении от набережной реки Карповки к Каменоостровскому проспекту. Напомним, в обратном направлении "выделенка" действует уже давно.
Хотя казалось бы, что тут сложного? Просто нанести разметку, заодно исключив возможность неправильной парковки автомобилей, которая сейчас имеет место быть.
Но пока что выделенная полоса в сторону центра прерывается тут…
Многие автомобилисты и даже водители общественного транспорта считают, что на Медиков выделенка особо и не нужна, так как там нет пробок. Отчасти это действительно так, машин на проспекте не так уж и много, если сравнивать с другими магистралями Петербурга.
Но уже в этом году группа компаний "ЛСР" закончит строительство элитного квартала “Европа Сити”, в результате чего транспортная нагрузка на этот участок возрастёт. К этому моменту выделенная полоса окажется очень кстати.
В отличие от Ленинского проспекта, на новом выделенном коридоре стоят вот эти нужные знаки:
Кроме того, впервые выделенная полоса появилась на мосту через Неву.
Разметка, правда, составлена по-разному. Здесь, например, она прерывается, в отличие от обратного направления.
В районе НПК “Северная Заря” выделенная полоса заменила собой парковочные места. В итоге, автомобилисты стали парковаться на тротуаре.
А кто-то и на полосе для общественного транспорта…
Стоит отметить, что "косяков" на этой выделенке немного, но всё-таки они есть. Вот, район площади Академика Климова, где есть знак и разметка выделенной полосы.
Но зачем-то есть поворот направо, хотя ехать автомобилям в данном случае некуда - на данном проезде одностороннее движение в направлении к Кантемировской улице..
Ещё один интересный участок - это улица Харченко, на которой тоже одностороннее движение, но "выделенка" прерывается из-за правого поворота, который по факту невозможен…
Местами знаки не расчехлены, как и на Ленинском проспекте:
Ну и самое “инновационное” место, где подрядчик вообще не нанёс сплошную разметку - между улицами Грибалёвой и Харченко, причём в обе стороны!
Теперь немного о проблемах. В районе ст. м. "Лесная", увы, также есть проблема с отстоем маршруток. Не такая серьёзная, как у ст. м. "Ленинский проспект", но даже один отстаивающийся маршрут может дестабилизировать движение всего остального общественного транспорта.
Также есть перекрёсток, где скапливаются автомобили, тем самым перегораживая движение общественного транспорта. На фото ниже - перекрёсток Парголовской и Кантемировской улиц, где необходимо переделать пешеходный светофорный пост в пешеходно-автомобильный.
Несмотря на то, что выделенная полоса сделана лишь с помощью разметки и знаков, автобусы и троллейбусы всё же обгоняют стоящие пробки в машины, даже не смотря на “особо умных” автолюбителей, которые тоже едут по выделенке.
Click to view
Теперь поговорим про перспективы данной выделенки. По большей части она сделана неплохо, остаётся лишь “дошлифовать” её. В первую очередь речь идёт о создании выделенки от проспекта Медиков до Каменноостровского проспекта, в сторону центра.
Кроме того, следует отметить ещё один объект - Кушелевская дорога. Шестиполосная магистраль, которая вечно стоит в пробках на светофоре у пересечения с проспектом Маршала Блюхера.
Учитывая прилегающую выделенную одностороннюю полосу на Белоостровской улице, а также предлагаемые мероприятия, которые по нашему мнению просто необходимо реализовать в самое ближайшее время, получаем такую картину:
Резюмируя - несмотря на все "косяки" и недоработки, “Дирекции по организации дорожного движения” можно поставить твёрдую четвёрку, может быть даже и с плюсом. Ведь они создали очень нужные и важные выделенные полосы, которые в скором времени облегчат жизни десятков тысяч пассажиров наземного пассажирского транспорта. Главное, чтобы данное мероприятие не стало единичным, и в следующем сезоне мы смогли бы испытать очередные новые "выделенки" и в других районах нашего города.
© 2016 | Владислав Булгаков