1 октября в Санкт-Петербурге запустили первый государственный сервис для мобильных устройств, который призван помочь пассажирам избавить себя от неведения - приедет автобус через 5 минут, или через час. Он представляет из себя отдельный сайт с простым функционалом, рассчитанным на смартфоны и планшеты. С остановок общественного транспорта на него можно попасть, наведя камеру устройства на QR-код. В прочих местах на страницу можно попасть по адресу
http://rasp.orgp.spb.ru/ Предистория
Работа по внедрению подобного сервиса велась в Петербурге с осени 2013 года - тогда с предложением о сотрудничестве выступила компания DDG. К 5 декабря на 2 остановках у ст. м. «Академическая» были вывешены первые QR-коды и началась тестовая работа сервиса. В январе 2014 года было принято решение о том, что размещать инфокоды надо на информационных табличках (аншлагах), а не непосредственно на павильонах ожидания. Эксперимент тем временем расширялся, в феврале того же года коды появились и на остановках вдоль трассы 125 автобусного маршрута.
Наконец, к середине лета 2014 года было определено, что использование подобного сервиса является перспективным, а компания-разработчик назвала стоимость программного продукта - на тот момент почти полмиллиона рублей.
От слов к делу перешли в апреле 2015 года - именно тогда был окончательно утверждён макет аншлагов с кодом, и к концу месяца первые из них уже можно было встретить на улицах города. Сервис же всё это время дорабатывался - в основном в плане взаимодействия с исходными данными ГлоНаСС, поставляемыми «Организатором Перевозок». Также решались вопросы формального характера.
В итоге, к запланированной изначально дате (сервис хотели запустить в один день с зоной платной парковки) чиновники не успели. Зато, в течение сентября изменили вид аншлагов на более привычный - вместо перечня улиц, по которым едет маршрут, на них вернули перечень остановок, при этом оставив удобное горизонтальное написание (раньше оно было почти вертикальным).
И вот, сервис запустили. Естественно, не дожидаясь оснащения кодами большинства остановок (сейчас таких 1-2%), т.к. сайт имеет функцию геопозиционирования. Некоторые особенности ресурса мы сегодня и рассмотрим.
Время прибытия
Оно указывается либо из расписания, либо по ГЛОНАСС, и происходит это хаотично. В последнем случае видна соответствующая иконка, но даже она не всегда является панацеей. Порой вместо 5 минут приходится ждать все 8-10. Иногда ТС уже уехало, а портал пишет о прибытии через минуту. Иногда автобус не приезжает вовсе, исчезая из списка при попытке обновления списка.
ГЭТ
Электротранспорт представлен слабо - видимо, далеко не все вагоны "отсвечивают" присутствием на линии, и иногда придя утром на чисто троллейбусную остановку можно увидеть вариант "ближайший через 15 часов".
Вагоны трамвайного маршрута "А" почему-то отображаются как "27" - учитывая, что большая часть трассы у него действительно совпадает с маршрутом 27, это является хоть и локальным, но всё же серьёзным источником дезинформации.
Остановки
Расположение остановок по сервису даже местному жителю идентифицировать невозможно, ни по маршрутам и их направлениям, ни по названиям. Можно только предполагать, отбрасывая ложную информацию по остановке. Затрудняет идентификацию также и наличие зачастую 2-3 одноимённых остановки, причём они могут находиться как рядом (фактически одна остановка), так и в абсолютно разных местах.
На остановках где проходит много маршрутов, отражает инфу по типу "если в поиске автобус - покажу все автобусы на этой остановке, и пофиг, что через эту же остановку ездят ещё и троллейбусы или трамваи в том же направлении".
Глюки
При попытке найти, например, автобус 191, портал показал варианты "191", "191А", "191/" (да-да, с косой чертой!) и... "К-191". Последнее для несведущего пассажира - довольно неожиданное и экзотическое, ибо кроме номера этой маршрутки и направления её движения, никакой инфы не содержится: стоимость проезда не указана, остановок нет.
В описаниях направления движения присутствуют конечные остановки куда ТС (в основном, трамваи) уже давно не ходят и не будут ходить ещё долгое время. Присутствуют в списке и закрытые, а также и вовсе несуществующие маршруты
Новое
Основное новшество, отличающее данный продукт от действующего уже 3,5 года (напомним, по-прежнему в тестовом режиме) портала общественного транспорта - это показ времени ожидания транспортных средств, которые ещё не выехали с конечной. Однако и тут не без косяков:
- все ТС в одной остановке от конечной согласно сервису идут именно к ней, что далеко не всегда так
- сцепленные вместе трамваи-распашонки определяются системой как 2 трамвая, да ещё и с разным временем ожидания
Ещё одно новшество - аквабусу зачем-то присвоен маршрут №1.
QR-коды
Как уже было сказано, ими оснащено не более 3% остановок города, однако недоработки видны уже сейчас - расположены очень высоко, да ещё и в углу аншлага. А там и металлический бортик может мешать, и отклеивание при некачественном монтаже начинается именно с угловой части.
Реальный пример использования
Недавно ждали автобус у Ломоносовской - нужен был 119 или 476. Оба светились на этом портале: один через 6 минут, другой через 2 минуты. В итоге через 8 минут приехал только 119-й...
Резюме
У сервиса было большое время для улучшения (почти 2 года), которым однако программисты не воспользовались. Не до конца ясно, в чём же тут дело - в "сырости" данных от "Организатора перевозок" (в т.ч. дискретность сигналов и их полное отсутствие от ряда ТС) или в том, что работали программисты по абсолютно неприспособленной для пассажира базе остановок и направлений. А может быть, и в том, и в другом. Потенциал у ресурса большой - в будущем, например, рассматривается возможность отправки пользователям СМС-уведомлений обо всех изменениях в маршрутах, проходящих через определённую остановку (по их выбору). Вот только будет ли он развит со временем, или останется в "замороженном" состоянии, как и основной портал - к сожалению, пока неизестно.
(с) 2015 | Виктор Старшов, Анатолий Хозяинов