С автобусными перевозчиками Петербурга в последний раз заключат 5-летние договора

Mar 30, 2015 10:00

В пятницу Комитет по транспорту СПб объявил открытый конкурс на право обслуживания 19 автобусных маршрутов - 12 "социальных" и 7 "коммерческих", которые на данный момент обслуживаются 4 компаниями - ГУП "Пассажиравтотранс", ООО "Первая Пассажирская Компания", ООО "Вест-Сервис" и ООО "5 парк". Надо отметить, что это первая подобная процедура в этом году, а значит, ей присущи некоторые особенности, навеянные текущей экономической ситуацией.

Критерии отбора

Критериев отбора теперь 6, при этом 5 из них применялись чиновниками и ранее:
- возраст автобусов
- экологический класс автобусов
- наличие низкого пола
- кол-во серьёзных ДТП по вине перевозчика за последние 5 лет
- кол-во нарушений лицензионных условий за последние 5 лет

Правда, шкала начисления баллов притерпела "антикризисные" изменения. Так, автобусам с двигателями "Евро-5" чиновники будут присваивать ровно столько же баллов, сколько и "Евро-4". А возраст автобусов теперь считается не по конкретному году выпуска, а по сроку, прошедшему с момента первичной регистрации в органах ГИБДД, при этом сама шкала стала грубее - техника делится только на 3 группы: "до 2 лет", "от 2 до 5 лет" и "от 5 до 7 лет". Ещё одно изменение, введённое по просьбе перевозчиков - теперь возможна эксплуатация техники средней вместимости возрастом до 7 лет (а не до 5, как это было с 2011 года).

Такие критерии, как
- оценка срока аренды площадей для стоянки автобусов
- наличие резерва автобусов в 5%
- снижение размера возмещения затрат до 15%
- снижение максимальной стоимости проезда до 50%
в документации отсутствуют - опять же, шаги навстречу транспортному бизнесу Петербурга.

Зато введён новый - "Общий срок выполнения обязательств по договорам, заключённым с Комитетом по транспорту СПб" - дабы не допустить "варяг" из регионов. За плотное сотрудничество с Комитетом более 5 лет ("Большая тройка", ГУП ПАТ, Такси-2) будет дано 50 баллов, от 3 до 5 лет (перевозчики "второй волны") - 40 баллов, менее 3 лет (АТП №1, ППК, "5 парк", УП "СЛК") - 20 баллов; иногородние же бизнесмены, решившие принять участие в конкурсе, останутся с носом.

Требования к подвижному составу (ПС)
БВ - автобус большой вместимости (90-139 пассажиров)
СВ1 - автобус средней вместимости (31-89 пассажиров)
СВ2 - микроавтобус (23-30 пассажиров)

Снижены требования к качеству подвижного состава, заявляемого на конкурс:
- снова можно заявлять автобусы с двигателями "Евро-2"
- автобусы СВ1 могут иметь всего 1 служебную дверь, а их вместимость начиается с 31 чел. (ранее было 46)
- на маршруты К-2МЕГА и К-3МЕГА допустимы автобусы СВ1 вместо БВ
- на маршруты К-153 и К-186 допустимы микроавтобусы вместо автобусов СВ1

К автобусам, приобретённым для данных маршрутов после мая 2015 года, послабление всего одно - техника БВ может иметь не 100% низкого пола, а меньше - до 35%. Тут скорее наоборот, целый перечень новых требований - все закупаемые машины, вне зависимости от вместимости, должны быть оборудованы WiFi-роутерами, автоинформаторами, салонными видеокамерами наблюдения и стационарными валидаторами, а также обязательно иметь чисто белый окрас. Двигатель - не ниже стандарта "Евро-5" или газомоторный. Кроме того, обе створки передней двери у автобусов БВ должны вести в пассажирский салон, т.е. водитель не сможет иметь отдельного выхода из кабины на улицу.

Условия договора

Одно из основных приложений к конкурсной документации - проект договора - тоже претерпел существенные изменения. Документ стал более скудным, многие пункты были исключены (например, "Штрафные санкции"), но при этом в нём появились и некоторые новые моменты:


РАНЬШЕ
Комитет по транспорту вправе расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке по основаниям, указанным в настоящем договоре (с направлением соответствующего уведомления перевозчику за 30 календарных дней)


ТЕПЕРЬ
Комитет по транспорту обязан расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке по основаниям, указанным в настоящем договоре (с направлением соответствующего уведомления перевозчику за 15 календарных дней)

При этом, выполнение менее 70% рейсов в сутки основанием для расторжения отношений теперь не служит, чиновники будут ориентироваться лишь на среднемесячный показатель - он должен быть не менее 90%.

Изменился и общий перечень обязанностей перевозчиков - к ним добавилось полное и обязательное отсутствие наружней рекламы на всех автобусах, а также внутренней рекламы в их салонах. Зато исчезли многие другие пункты:
- обеспечение перевозчиком резерва автобусов, не менее 5% от выпуска
- непривлечение к осуществлению перевозок третьих лиц
- требование проверки технического состояния автобуса и состояние здоровья водителя непосредственно на территории стоянки

Условия работы

Требования к количеству ПС и режиму работы, по сравнению с несостоявшимися конкурсами 2014 года, другие, однако практически полностью соответствуют нынешним реалиям, т.к. за последние полгода норма пробега на многих из представленных ниже маршрутов была пересмотрена в сторону уменьшения:
36: 8 машин, (117 рейсов), 5.30/0:20 -> 5:25/0:05
109б: 1 машина (12 -> 17 рейсов), 8:20/19:30 -> 6:25/21:10
135: 6 -> 4 машин (109 рейсов), 5:30/0:00
180: 6 -> 5 машин (97 -> 88 рейсов), 5:30/0:05
183: 5 -> 4 машин (82 рейса), 5:30/0:30
185: 9 -> 7 машин (156 рейсов), 5:30/0:30
194: 2 машины (41 рейс), 6:00/23:25
198: 11 -> 6 машин (151 -> 85 рейсов), 5:30/0:00
301: 10 -> 7 машин (57 -> 62 рейсов), 5:30/0:00 -> 5:20/23:40
385: 6 -> 5 машин (48 -> 49 рейсов), 5:35/21:11 -> 5:35/21:40
388: 14 -> 8 машин (176 рейсов), 5:30/0:30
392а: 12 -> 7 машин (177 рейсов), 5:20/0:28 -> 5:20/0:30
К-2МЕГА: 6 машин
К-3МЕГА: 6 -> 5 машин
К-120: 10 -> 7 машин
К-153: 4 -> 9 машин
К-176: 12 -> 15 машин
К-186: 11 -> 9 машин
К-191: 13 -> 14 машин

Интересным в данном случае является тот факт, что впервые каждый маршрут представляет из себя отдельный лот, т.е. "коммерческие" и "социальные" маршруты больше не привязаны друг к другу. Вероятно, замысел чиновников - повысить интерес к "коммерческим" маршрутам со стороны частных компаний, с одной стороны, и, дать возможность государственному предприятию претендовать на полный спектр представленных на конкурсе "социальных" маршрутов, с другой.

При этом стоит отметить, что для "коммерческих" маршрутов режим работы по какой-то причине не указан вообще, хотя даже в условиях российской действительности это является минимальным необходимым условием организации пассажирских перевозок.

Сроки и перспективы

Заявки на конкурс перевозчики могут подавать в течение месяца, итоги будут подведены 28 апреля. Выход на маршруты назначен на 20 мая и, несмотря на то, что новую технику можно будет использовать в течение 7 лет, договора Смольный собирается заключить как обычно только на 5 лет. Однако уже совсем скоро у чиновников появится возможность заключать договора на больший срок - ещё в середине января этого года из Положения о порядке организации конкурсов на перевозки было исключено требование о 5-летних контрактах. А уже в середине марта был опубликован проект распоряжения о внесении поправок в Закон о наземном пассажирском транспорте СПб, согласно которому станет возможным заключение договоров на срок до 7 лет, с последующей пролонгацией ещё на 2 года.

Что же касается перспектив конкретно этой конкурсной процедуры - скорее всего, все представленные на нём "социальные" маршруты останутся при своих перевозчиках (кроме, возможно, 109б), а значит пассажирам особых изменений ожидать не придётся. Более того, пока непонятно, будет ли участвовать в конкурсе государственный "Пассажиравтотранс". Скорее всего - нет; а все маршруты, желающих обслуживать которые среди частных компаний не найдётся, после майских праздников будут выставлены на конкурсное предложение, где перечень требований к претендентам будет снижен до минимального. Предположительно, единственным участником такого предложения и станет ГУП.

Ленинградская область

На днях в соседнем регионе было объявлено конкурсное предложение на обслуживание в течение года 3 "социальных" маршрутов Всеволожского района - 413, 441 и 692. Причиной послужило то, что 20 марта арбитражным судом СПб и ЛО была начата процедура завершения конкурсного производства по делу о банкротстве ОАО "Леноблпассажиравтотранс" (принадлежит холдингу "Питеравто" и правительству 47 региона), которое и обслуживает данные маршруты. Напомним, иск о банкротстве "ЛОПАТ" был подан "дочкой" Петербургской Топливной Компании ещё 25 июля 2012 года, и к 21 октября 2014 года акционерное общество всё-таки было признано банкротом. К тому времени оно уже лишилось практически всех своих маршрутов - и после 1 апреля 2015 года у компании останутся лишь 8 маршрутов в Кировском районе области.

Выписка из технического задания предложения:
Лот №1, маршрут №413: 2 микроавтобуса, 24 рейса, 7:00/20:20, 65 рублей
Лот №1, маршрут №441: 5 микроавтобусов, 33 рейса, 7:00/23:00, 40 рублей
Лот №2, маршрут №692: 1 автобус СВ, 13 рейсов, 6:55/20:45, 52 рубля

Новые перевозчики на оба лота будут выбраны уже сегодня, после 15:00. А выход на маршруты намечен на 1 апреля.

Анатолий Хозяинов
@pitertransport

комитет по транспорту, к-3мега, ппк, wi-fi, конкурсы на маршруты, ленинградская область, санкт-петербург, всеволожский район, кризис, 5 парк, питеравто, петербургский транспорт, комитет по ЖКХ и транспорту ЛО, птк, к-2мега, леноблпассажиравтотранс, кировский район, новые автобусы, пассажиравтотранс, вест-сервис, изменение расписания

Previous post Next post
Up