"Вселенная Метро 2033". Итоги года

Dec 09, 2011 02:23


Формально, год ещё не закончился, и не вышла в свет крайняя книга серии «Последнее убежище». Но, т.к. с 90% текста сборника рассказов "метростроевцев" я уже ознакомился, то можно смело подводить итоги.

В 2011 году проект обзавелся новыми приложениями (интернет радио, интернет журнал и т.д.), отрыл дверь в мир большой литературы нескольким новичкам в писательском ремесле (в том числе и зарубежным): Андрей Гребенщиков, Анна Калинкина, Грант МакМастер и Игорь Вардунас.

Прочтя практически все книги серии появившиеся в этом году, я решил высказать своё мнение о том, какой роман понравился мне больше всего. И хотя официальное голосование на премию "Лучшая книга вселенной 2011" случится не раньше февраля (кстати, в феврале, в Москве, так же пройдёт грандиозный съезд авторов и поклонников "Метро 2033"), на мой взгляд хулы не будет, если я выскажусь раньше :)


Мой голос, вне всякого сомнения, будет за «Муранчу» Руслана Мельникова. До простят меня мои друзья и знакомые, чьи книги так же выходили в серии "Метро 2033" в этом году, но роман Руслана получился просто великолепным.

От первой до последней страницы автор держит читателя в напряжении. Я буквально чувствовал себя частью толпы, спасающейся бегством в сумраке и тесноте подземных переходов от  когтей и клыков неведомых тварей.

Конечно, развязка могла быть и более неожиданной, но требовать совершенства я не буду :)

Ну, и в качестве бонуса, для тех кто ещё не читал, прилагаю фрагмент из рассказа «Евангелие от Артема», который Дмитрий Глуховский написал специально для сборника "Последнее убежище".

"Мне в лицо летят белые полиэтиленовые пакеты.

Я отлепляю их от окуляров противогаза и отпускаю - и пакеты, подхваченные ветром, плывут по воздуху дальше, похожие на медуз.

Настоящих животных тут не водится - ни обычных, ни даже приноровившихся к радиации уродов.

На километры вокруг нет ни единого живого листка, ни травинки… Только сажа и оплавленное железо, угли и бетонная труха. Если ветер и приносит семена каких-то растений, то, падая в проклятую здешнюю почву, они не могут прижиться и высыхают.

И даже пакеты, остановившись тут передохнуть, несутся дальше.

Сюда я прихожу каждый день, и давно потерял счет дням, которые провел здесь.

Я облачаюсь в тяжелый костюм радиационной защиты, надеваю противогаз, беру оружие - и отправляюсь в путь вверх по эскалатору. Сперва меня провожали странными взглядами: в них было и снисхождение, и восхищение, и издевка. Сейчас все привыкли и перестали обращать на меня внимание. И мне так удобней.

Не знаю, что я ищу на этом пепелище. Возможно, и ничего не ищу - говорят же, что убийц тянет вернуться на место преступления, так не в этом ли все дело?

Одно точно: мне не отыскать тут ни прощения, ни надежды.

Я загребаю сапогом грязь, ворошу палкой оплавленные железяки.

Вместо прощения мне - сажа. Вместо надежды - угли.

И я буду приходить сюда, пока мои ноги будут меня носить.

* * *

Они вышли встречать меня как героя.

Опаленные, окровавленные, оборванные. Я спустился с изуродованной бомбами бетонной телебашни, но они глядели на меня так, будто я сошел с небес.

Мне хотелось сдохнуть, и я содрал со своего лица противогаз. Я вдыхал воздух - запретный, отравленный - который так давно мечтал попробовать на вкус. И не чувствовал его вкуса.

Я брел по мертвой улице, надеясь, что меня сожрут до того, как я вернусь ко входу в метро. Но твари, которые еще недавно хотели моей крови, теперь брезговали ею.

А когда я достиг метро, там уже ждала толпа.

Они поднялись наверх, несмотря на табу, чтобы самим увидеть землю, которую я отвоевал у демонов для их детей. И когда они поняли, что я дышу стылым воздухом поверхности без противогаза, некоторые тоже стали стаскивать с себя резиновые маски. Им казалось, моя победа уже вернула им потерянный когда-то мир. Они не знали, что час назад я уничтожил их последний шанс на спасение. И я не стал им об этом говорить.

Среди тех, кто поднялся наверх приветствовать меня, была женщина с ребенком. Неужели ей не было страшно за малыша? Наверное, было. Но ведь еще несколько часов назад она точно знала, что умрет. И все, кто поднялся на поверхность, все эти изможденные люди готовились умереть. Они остались на осажденной станции, потому что им некуда было бежать, остались, чтобы оборонять ее до конца - неминуемого и скорого. Боятся ли помилованные только что смертники заболеть? Нет, они ничего не боятся.

Эти люди не знали, что я лишь заменил вынесенный им смертный приговор на пожизненное заключение.

Мальчик, который сидел на руках у матери, тоже стащил с себя самодельный противогаз и махал им мне.

- Артем! Артем! Снег!

С неба медленно опускались жирные серые хлопья, припорашивая грязную бурую землю, черный рассохшийся асфальт. Я подставил им ладонь, растер их пальцами.

- Ура! Снег! - все кричал мальчишка.

- Это пепел, - сказал ему.".

мысли, литература, фантастика, МЕТРО 2033, дайджест, Игорь Вардунас, Дмитрий Глуховский, Андрей Гребенщиков, Руслан Мельников

Previous post Next post
Up