Дома на Чернышевской

Mar 21, 2014 13:57

Сегодня у нас пост для любителей архитектуры и рассматривания домов. Мы плавно движемся дальше, от Таврического сада в сторону метро "Чернышевская". Кварталы в этой местности состоят сплошь из доходных домов и особняков, поэтому давайте по ним и пройдёмся.

Доходный дом К. К. Шрандмана - Дом В. П. Лихачёва
ул. Чайковского, 83



В этом доме ваш покорный слуга шкурил парадную лестницу, в течение двух месяцев, вручную. Мне было 15 лет, подрабатывал на ремонте. В обеденные перерывы, весь в крошке и пыли, сидел на подоконнике, покуривая "Приму без фильтра", и с завистью смотрел на лощённых студентов экономического факультета СПбГУ, который находится напротив.

А вот результат:


Особняк Барятинских
ул. Чайковского, 46-48



В XVIII веке участок дома № 46-48 по улице Чайковского состоял из двух отдельных участков. С 1790-х по 1830-е года дом № 48 принадлежал семейству Апрелевых. Фёдор Иванович Апрелев являлся артиллерийским специалистом, изобретатель "секретной машинки" - важного прибора для заделывания в орудийных стволах раковин, при которых орудие становилось непригодным для стрельбы. Именно Апрелеву обязан началу успешной карьеры Аракчеев, взамен себя его порекомендовал Апрелев Павлу I в качестве руководителя артиллерии в Гатчине.

С 1837 года оба дома переходят во владение семьи Барятинских. Этот род ведёт свою историю с XVI века, видное положение занимал в XVIII-XIX веках. Тайный советник князь Иван Иванович Барятинский, проживавший здесь, принадлежал к 27 колену от легендарного Рюрика.
Александр Иванович Барятинский известен своим знакомством с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Вместе с ним он учился в Юнкерской школе и служил с 1838 года на Кавказе. В 44 года за пленение предводителя горцев Шамиля Барятинский был произведён в фельдмаршалы, награждён орденом Святого Георгия Победоносца II степени - весьма высокой и редкой наградой.



В особняке Барятинских жила их родственница княжна Мария Элимовна Мещерская. Она известна своим романом с цесаревичем Александром - будущим императором Александром III. Александр собирался жениться на ней, однако императорская семья была против такого брака. Ради княжны Александр хотел отказаться от престола. Тогда её в спешном порядке отправили за границу и выдали замуж. Александр III же женился на невесте своего умершего старшего брата Николая датской принцессе Дагмаре.

3 мая 1896 года особняк приобрёл императорский двор для герцога Георгия Максимилиановича Лейхтенбергского.
В конце 1890-х годов особняк реставрировал архитектор С.С. Кричинский. Работы велись вероятно в связи с тем, что здание передали великой княгине Ольге Александровне и принцу Петру Александровичу Ольденбургскому.

После 1917 года многое в интерьерах особняка было утрачено. В здании разместились коммунальные квартиры. В одной из них в 1922 году поселился Самуил Яковлевич Маршак. Кроме коммунальных квартир здесь расположилась школа.

В 1988 году сюда переехала Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата. С 1989 года начались работы по реставрации внутренних убранств. Были восстановлены лепка, роспись потолков, отделка дверей, камины.
В левом флигеле сейчас работает Городской центр по расчёту и учёту жилищных компенсаций Комитета по содержанию жилого фонда Администрации Санкт-Петербурга. В правом - Государственная налоговая инспекция Центрального района.

Хлебозавод "Арнаут"
Фурштатская ул., 38/14



До 1917 г. участок принадлежал Главному артиллерийскому управлению, а затем использовался под складирование.
В 1937 г. построено здание хлебзавода. Это пример использования сталинского классицизма в постройке производственного назначения. Высокое монументальное шестиэтажное здание обращенно главным фасадом к проспекту. Первый этаж решен как массивное основание. Центральная часть отмечена ризалитом с широкими окнами, обработана рустом «под шубу» от второго до верхнего этажа и увенчана парапетом. Шестой этаж выделен со стороны проспекта небольшими квадратными окнами. Боковые части главного фасада гладко оштукатурены. В центре первого этажа расположены высокие входные двери в гранитном обрамлении, слева - въездная арка. Здание было частично разрушено во время Великой Отечественной войны от прямого попадания снаряда.

Доходный дом военного инженера генерал-лейтенанта Г. С. Войницкого
Кирочная ул., 30/4



Эклектика. построен в 1880-1881 гг. арх. Сюзором П. Ю. В 1899 г. дом расширен.
После отъезда Войницкого в Варшаву здание приобрело Санкт-Петербургское городское общество взаимного страхования от огня.
Фасад с роскошно отделанным третьим этажом выдержан в стиле французского неоренессанса. Круглый угловой эркер и балкон на Кирочную акцентированы двумя ярусами трехчетвертных колонн: дорических, усиленных рустами - на уровне третьего этажа, ионическими - на уровне четвертого. На фоне фасадной стены колоннам соответствуют пилястры, поддерживающие сандрики.





Дом А.В. Ратькова-Рожнова
Кирочная ул., 32-34



Плотно декорированные фасады, в которых мы видим фронтоны, рельефы, русты, скульптуры, создают образ чрезвычайно представительного, лишенного прозаичности, подлинно столичного дома с рациональной, тщательно продуманной планировочной структурой.





Особняк Д. Б. и В. А. Нейдгардтов
Захарьевская ул., 31



Особняк Нейдгарта - памятник архитектуры середины XIX - начала XX веков. Был построен на Захарьевской ул., д. 31 в 1849 году для проживания главнокомандующего полка кавалергардов, который всегда был украшением парадных выездов Императорского Дома. В Особняке в разные годы проживали Густав Маннергейм и Павел Александрович Демидов.



Спустя время Особняк приобретает петербургский сенатор по особо важным вопросам Дмитрий Борисович Нейдгарт, назначенный на эту должность в начале XX века (его родная сестра Ольга была женой П.А.Столыпина). Изменяется внешний облик дома и внутреннее убранство залов (архитектор И.Фомин), преображается и жизнь дома - званые обеды, приёмы, музыкальные салоны, балы и маскарады.
Сегодня Особняк продолжает традиции светского Петербурга и привлекает внимание гостей города и петербуржцев своими вечерами, приёмами, встречами, доброжелательностью и гостеприимством, изысканными интерьерами, профессионализмом культурных программ и организацией банкетов, фуршетов.

Доходный дом Н. М. Нельговской
Захарьевская ул., 16



Угол дома выделен круглым эркером с башенкой. Три эркера расположены со стороны проспекта и два со стороны Захарьевской ул. Окна различной формы обрамлены наличниками из серого гранита в гладкой и "рваной" фактуре. Из этого же камня выполнены порталы входов и часть облицовки стен. На всех этажах, кроме шестого есть балконы. Растительный орнамент решеток оригинален для каждого этажа. Под карнизом - орнаментальный растительный пояс В дом ведут три парадных подъезда. На углу - вход в магазин. Въездная арка со стороны Захарьевской ул.
Фасад частично оштукатурен, этажи с третьего по пятый облицованы керамической плиткой, также использовался природный камень.

Угловое здание, построенное в формах северного модерна с элементами классицизма, отличается великолепным сочетанием материалов на фасаде: высокая серая гранитная "шуба", прорезанная изящной линией розового гранитного цоколя, белый глазурованный кирпич-"кабанчик", обработанный гранит наличников и порталов. Эффектен ассиметричный рисунок арки подъезда и гранитной башни углового эркера. Всё это ставит здание в ряд лучших произведений петербургского модерна.

Дом княгини А. П. Голицыной / Дом В. Ф. Колобовой
Шпалерная ул., 37



В начале 18 века этот дом принадлежал князь-игуменье Всешутейшего и Всепьянейшего собора Настасье Петровне Голицыной. Но выяснилось это совсем недавно. Характерная архитектура была довольно точно отражена на известной "зубовской" панораме, показывающей Московскую часть города. Неоднократно перестраиваемый, дом был совершенно забыт, но сопоставление с петровской архитектурой и археологические раскопки подтвердили очевидность того, что это и есть особняк Голицыных. Развороченный дымоход обнажал характерный петровский кирпич.

На углу набережной и Воскресенского проспекта на панораме изображен большой двухэтажный дом с очень высокой многопрофильной крышей с переломами, с тремя лучковыми фронтонами, завершающими повышенную центральную часть и две боковых. Два крыльца указывают на входы в дом. Г. Н. Комелова, исследователь творчества Алексея Зубова предположила, что на "Панораме" изображен дом А. П. Голицыной.

В XIX в. участок принадлежал купцу Милову. Здесь находился каменный дом, построенный не позднее первой четверти XIX в. План дома, показанный Шубертом, идентичен плану существующего дома.
Трехэтажный Е-образный в плане дом симметричным главным фасадом в двенадцать осей обращен на Шпалерную ул. Боковой фасад в 9 осей выходит на проспект. Главный фасад выделен ризалитом. Декор обоих фасадов очень прост: оконные наличники на втором этаже и завершение в виде антаблемента.

В следующем посте - продолжение, в котором есть один ну ооочень интересный дом - мы всё пытаемся в него попасть, но бдительная охрана не дремлет.

дома, центр, центральный район, история

Previous post Next post
Up