Информатика в школе - уроки и кружки

Jan 17, 2022 10:31


Тема обучения информатике, и программированию остаётся одной из центральных сейчас - как волшебник я выступаю редко, потому что вообще не занимаюсь продвижением.

Продолжаю размышления, сбор информации, обсуждения с людьми всех возрастов и эксперименты на (в основном своих) детях. Получается очень интересно! Мы с Наташей (9 лет) существенно продвинулись по маршруту

«достаточно подробно и наглядно рассказать о следующих штуках:

  1. включатели/переключатели механические и электронные (транзисторы)
  2. двоичная система счисления
  3. как из переключателей и лампочек сделать ячейку памяти (триггер, флип-флоп)
  4. как из ячеек памяти сделать счётчик и сумматор
  5. как из переключателей сделать системы ввода данных и адресации ячеек памяти (шина данных, шина адресов)
  6. как из счётчиков, сумматоров, шины данных и шины адресов сделать программируемый калькулятор с памятью и двоичным вводом-выводом
  7. как от двоичного ввода-вывода перейти к десятичному, а затем текстовому и графическому вводу и выводу информации - для удобства пользователя
  8. Как функции «для удобства пользователя» постепенно объединяются в BIOS и операционную систему: сначала дисковую а потом и оконную.
  9. Как в любом современном смартфоне разглядеть все эти штуки 

»

впервые представленному в https://piter239.livejournal.com/195228.html.

Несколько заходов на шаг 7 сделали, уже изучили как работают клавиатуры, мышки и в чём разница между опто-механическими и оптическими мышами, как строится изображение букв на дисплее и почему нет принципиальной разницы между цветной и чёрно-белой картинкой.

На фоне всех этих обсуждений и экспериментов мне кажется важной разница между школьными уроками информатики, которые для всех учеников каждого класса, и кружками про программированию, робототехнике, story-telling-у или изобретательству с использованием компьютеров.

Попробую отвлечься от коммерческой составляющей и интересов государства, будущих работодателей и других «третьих сторон» и помечтать об идеальном мире. В этом мире и уроки, и кружки служат познанию мира всеми участниками.

При этом взрослые ведущие:

  • рассказывают, что они уже узнали о компьютерах и способах с их помощью менять мир, 
  • показывают, чему реально научились
  • предлагают пройти часть своего пути чуть быстрее
  • узнают, как участники-дети представляют себе мир, что их интересует, как они оценивают возможности компьютеров и свои собственные
  • и многое другое))

Участники-дети, в свою очередь:

  • узнают от ведущих, как дети много лет назад думали о компьютерах и их возможностях и как взрослые думают о них сейчас
  • получают возможность на игрушечных примерах освоить и применить базовые навыки использования компьютеров
  • и многое-многое-многое другое))

В идеальном мире обучение - процесс взаимный, все участники уточняют свои представления о мире и о себе, осваивают новые навыки изменения мира и как минимум за счёт этого меняют мир.

На практике, разумеется, картинка становится ещё интереснее! Любые занятия требуют площадки, оборудования, организации, часто - маркетинга, и всегда - финансирования (если занятия бесплатны - значит, оплата производится каким-то иным способом, например по модели «сыр в мышеловке», но сейчас не об этом). Интересы тех, кто оплачивает занятия, учитываются при составлении программы в первую очередь, что не мешает возможности познания!

О разнице между уроками и кружками

Уроки компьютерной грамотности/информатики/программирования, рассчитанные на всех учеников каждого класса, должны/могут:

  • формировать общее представление о компьютерных технологиях обработки, передачи и хранения информации,  их возможностях, ограничениях и связанных с ними рисках
  • помогать ориентироваться в мире, где компьютерные технологии приобретают всё большее значение

Кружки привлекают тех, кто склонен идти в эту тему глубже, и тут уже можно надеяться на:

  • получение навыков освоения и применения базовой технологии работы с информацией
  • обсуждение способов подбора конкретной технологии или инструмента для разных задач и проектов

И конечно, очень и очень многое зависит от участников, как ведущих, так и обучающихся - какие у них долгосрочные цели, какие задачи по изменению мира они ставят перед собой.

P.S. Как это у меня часто бывает, мыслей оказалось очень много, а времени для их изложения - слишком мало. Опубликую так, в состоянии «готово процентов на 20», и поделюсь с теми, с кем это может быть интересно обсуждать и, надеюсь, делать вместе!
Previous post Next post
Up