Тема обучения информатике, и программированию остаётся одной из центральных сейчас - как волшебник я выступаю редко, потому что вообще не занимаюсь продвижением.
Продолжаю размышления, сбор информации, обсуждения с людьми всех возрастов и эксперименты на (в основном своих) детях. Получается очень интересно! Мы с Наташей (9 лет) существенно продвинулись по маршруту
«достаточно подробно и наглядно рассказать о следующих штуках:
- включатели/переключатели механические и электронные (транзисторы)
- двоичная система счисления
- как из переключателей и лампочек сделать ячейку памяти (триггер, флип-флоп)
- как из ячеек памяти сделать счётчик и сумматор
- как из переключателей сделать системы ввода данных и адресации ячеек памяти (шина данных, шина адресов)
- как из счётчиков, сумматоров, шины данных и шины адресов сделать программируемый калькулятор с памятью и двоичным вводом-выводом
- как от двоичного ввода-вывода перейти к десятичному, а затем текстовому и графическому вводу и выводу информации - для удобства пользователя
- Как функции «для удобства пользователя» постепенно объединяются в BIOS и операционную систему: сначала дисковую а потом и оконную.
- Как в любом современном смартфоне разглядеть все эти штуки
»
впервые представленному в
https://piter239.livejournal.com/195228.html.
Несколько заходов на шаг 7 сделали, уже изучили как работают клавиатуры, мышки и в чём разница между опто-механическими и оптическими мышами, как строится изображение букв на дисплее и почему нет принципиальной разницы между цветной и чёрно-белой картинкой.
На фоне всех этих обсуждений и экспериментов мне кажется важной разница между школьными уроками информатики, которые для всех учеников каждого класса, и кружками про программированию, робототехнике, story-telling-у или изобретательству с использованием компьютеров.
Попробую отвлечься от коммерческой составляющей и интересов государства, будущих работодателей и других «третьих сторон» и помечтать об идеальном мире. В этом мире и уроки, и кружки служат познанию мира всеми участниками.
При этом взрослые ведущие:
- рассказывают, что они уже узнали о компьютерах и способах с их помощью менять мир,
- показывают, чему реально научились
- предлагают пройти часть своего пути чуть быстрее
- узнают, как участники-дети представляют себе мир, что их интересует, как они оценивают возможности компьютеров и свои собственные
- и многое другое))
Участники-дети, в свою очередь:
- узнают от ведущих, как дети много лет назад думали о компьютерах и их возможностях и как взрослые думают о них сейчас
- получают возможность на игрушечных примерах освоить и применить базовые навыки использования компьютеров
- и многое-многое-многое другое))
В идеальном мире обучение - процесс взаимный, все участники уточняют свои представления о мире и о себе, осваивают новые навыки изменения мира и как минимум за счёт этого меняют мир.
На практике, разумеется, картинка становится ещё интереснее! Любые занятия требуют площадки, оборудования, организации, часто - маркетинга, и всегда - финансирования (если занятия бесплатны - значит, оплата производится каким-то иным способом, например по модели «сыр в мышеловке», но сейчас не об этом). Интересы тех, кто оплачивает занятия, учитываются при составлении программы в первую очередь, что не мешает возможности познания!
О разнице между уроками и кружками
Уроки компьютерной грамотности/информатики/программирования, рассчитанные на всех учеников каждого класса, должны/могут:
- формировать общее представление о компьютерных технологиях обработки, передачи и хранения информации, их возможностях, ограничениях и связанных с ними рисках
- помогать ориентироваться в мире, где компьютерные технологии приобретают всё большее значение
Кружки привлекают тех, кто склонен идти в эту тему глубже, и тут уже можно надеяться на:
- получение навыков освоения и применения базовой технологии работы с информацией
- обсуждение способов подбора конкретной технологии или инструмента для разных задач и проектов
И конечно, очень и очень многое зависит от участников, как ведущих, так и обучающихся - какие у них долгосрочные цели, какие задачи по изменению мира они ставят перед собой.
P.S. Как это у меня часто бывает, мыслей оказалось очень много, а времени для их изложения - слишком мало. Опубликую так, в состоянии «готово процентов на 20», и поделюсь с теми, с кем это может быть интересно обсуждать и, надеюсь, делать вместе!