Не уверен, что предлагаю что-то новое, но в такой форме я этого нигде не читал, придумал сам, увлёкшись в последние 2 месяца вопросом
"можно ли с помощью технологий ИИ уменьшить трудозатраты педагогов, связанные с измерением эффективности тренингов по формированию навыков (способностей) 21-го века"
В этой формулировке мысль легко и быстро двигается в сторону "Большой Брат смотрит на тебя!", тотальный контроль, "хотите детям в голову залезть?!?" итп.
Помню про "броня и пуля", думаю дальше!
Одновременно пытаюсь быстро-быстро разобраться, как же после 15+летнего перерыва снова начать получать удовольствие от настройки программных пакетов и написании программ длинной более 5-10 строк.
Узнаю много-много нового о вещах, которыми до этого не хотел даже начинать интересоваться - всё скучные админские вопросы типа "почему под Питон 3.8 никак не собрать dlib на Windows 10". Уже через пару недель или даже дней это знание устареет, да что там - я на домашней винде с этим справился за 3 дня, а на рабочей (школьной) - не сумел за следующие две недели (и до сих пор!)
Довольно быстро (всего-то 5-7 недель) мне в голову приходит мысль: я в этой ситуации такой же ученик, и моё отличие от учеников-первоклашек лишь в том, что я сам выбрал заниматься именно этой совершенно новой для меня темой.
И значит стоит радикально поменять моё отношение к ситуации, а также постановку вопроса.
Возникает Идея:
- обучаемый/ученик/исследователь реальности движется по собственной, индивидуальной и уникальной траектории. 21-й век - массовый переход к пониманию этого факта и поиску эффективных способов организации этого процесса
- учитель/инструктор/проводник/вожатый/лидер исследовательской группы
- координирует общее движение
- обеспечивает рефлексию "где мы сейчас, куда хотим придти, как продвинулись"
- все участники процесса - и ученики, и учитель - находятся на границе неведомого.
- Каждый участник процесса - и ученики, и учитель - в процессе обучения узнают что-то новое для себя
- У каждого участника есть свои сильные и слабые стороны, и задача _каждого_ из них - дать проявиться сильным сторонам всех участников и помочь тем, кто этого хочет, подтянуть свои слабые стороны.
- Позиция учителя выделена ответственность и специальной подготовкой, но то же верно и для любого ученика, который имеет какие-то особенно развитые способности (от природы или в силу везения/жизненной ситуации).
Ну и логическое следствие из этой идеи:
Современные ИИ технологии позволяют уже сейчас сделать условного робота по имени ИскИнт (пусть его зовут Робик) участником педагогического процесса с самыми разными задачами. Одной из самых интересных мне лично кажется задача/роль ещё одного ученика.
Включаю фантазию без ограничения по ресурсам.
Каждый ученик/каждая рабочая группа/каждый класс/каждый кружок по интересам/каждая школа получают возможность обучать/помогать/получать помощь от/взаимодействовать со своей версией Робика.
При это задачей Робика в первую очередь является _научиться_ делать то, чему хочет его научить его "владелец".
Вопросы безопасности и защиты персональных данных пока откладываем в сторону (я фантазирую, да? в крайнем случае решается приставлением к каждому живому участнику образовательного процесса 4-х полицейских для её, безопасности, обеспечения), хотя мысли об этом у меня вполне себе есть, спасибо Юдковскому и проекту OpenAI.
Научить Робика делать хоть что-то сейчас не вполне тривиально, так что в помощь школьниками и учителям придаём инженеров и исследователей (помним про фантазию).
Зачем это нужно? Чем это может быть полезно?
Ученикам: они узнают, где сейчас реально проходит передний край возможного для человечества. У них появляется шанс разобраться, как работают _современные_ технологии - не на примере электрического фонарика, а на примере машинного обучения.
Учителям: они также узнают, где СЕЙЧАС проходит передний край. Более того, их ученики действительно помогают им узнать что-то новое.
Инженерам: новые идеи, опыт применения технологий в условиях максимально приближенным к реальным.
Исследователям - тут я как-то не переживаю особо, они (мы) в любой ситуации найдут интересное для себя.
Родителям: дети будут получать опыт, практически полезный для жизни. Ведь обучение/уход за/ремонт/наладка/терапия роботов в ближайшее время станут самыми востребованными профессиями, как уже сейчас стали "программист" и "сисадмин".
И вот только бюрократы, боюсь, не будут обрадованы таким разворотом событий. Впрочем, это тоже хорошо.
Выключаю режим фантазии без ограничения по ресурсам.
Что меняется?
Ровно одно: "в помощь школьниками и учителям придаём инженеров и исследователей".
Это требует ресурсов.
Я буду вкладывать в этот проект своё время жизни, как минимум его часть по рабочим дням с 9 до 14 часов. Хорошо быть волшебником - можно потратить 5*5=25 часов в неделю на воплощение мечты.
Чему я хочу научить моего Робика в первую очередь?
Буквально в ближайший месяц - узнавать меня и некоторых моих знакомых (кто не будет против, само собой) на фото и на видео, и в случае технической возможности - приветствовать меня/знакомых текстом/звуком/изображением.
Типа "заглянул в веб-камеру", а компьютер такой "Привет!". Или делает фотку и пририсовывает к ней что-то милое/случайное.
Технически это несложно.
Потом добавлю туда обучение с подкреплением/оператное формирование, и будет у меня "компьютерная крыса".
Делать всё это буду на открытых технологиях и с открытым кодом (
#todo подумать про лицензию).
В далёких планах - я бы хотел научить его составлять полезные для меня карты фактов и знаний заданной предметной области.
Например "как настроить dlib для python под win10" .
А ещё - буду задавать вопрос "чему бы вы научили робота Робика, если бы у вас было время и ресурсы этим заниматься?" при каждом удобном случае.
И внимательно слушать ответы.
Расскажете?
Респект каждому, кто дочитал до этого места! Вместе мы изменим мир к лучшему:)
Эта запись была
опубликована 12-го декабря 2019 года, в тот раз получила ровно 0 (ноль) реакций. Если будет время, чуть позже напишу, что получилось в тот раз. Интересно?