Священник Игорь Илюшин. Суеверие - как состояние души

Oct 06, 2009 16:14


Наша конференция носит название “Церковные суеверия”. У Церкви, конечно, суеверий быть не может, поэтому правильнее обозначить такие суеверия “церковными” (в кавычках), или еще лучше - около-церковными, псевдо-церковными и даже анти-церковными. Церковь всегда боролась с суевериями, а если таковые все же появлялись, они исходили от неосведомленности людей и своевременно осуждались Церковью.


Если мы заглянем в “Толковый словарь русского языка” Владимира Даля, то найдем там следующее объяснение суеверию - “ошибочное, пустое, вздорное, ложное верованье во что-либо; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно”.

Современное общество людей именующих себя “верующими”, к сожалению, оказывается именно суеверным. Такие люди к Церкви относятся суеверно. Принимают Таинство святого Крещения с мыслью о том, чтобы не болеть, ходят в храм для того, чтобы постоять под куполом - подзарядиться, ставят свечи, чтобы исполнилось то или иное желание.

Основная масса таких верующих ходит в храм два раза в год: на Крещение Господне - за святой водой, и на Пасху - освятить куличи и яйца. Все это суеверный подход к Церкви, то есть ошибочный, пустой, ложный и потребительский.

Суеверие - это состояние души человека, которая не уповает на Бога, а верит помраченной природе материального мира. Здесь и сокрыта подмена веры в Бога суеверием, а значит идолослужением. Суеверие рождено страхом человека пред какими-либо явлениями, из Священного Писания мы знаем, что в доверии и любви к Богу “нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучение” (1Ин.4:18). Суеверный человек действительно мучается и чтобы избежать неприятностей, хватается за любую ниточку, вместо того, чтобы довериться Богу, начинает впадать в идолопоклонство.

И раз сегодня мы говорим о “церковных” суевериях, то ложную, суетную веру можно найти не только в среде мирян, но и в среде клира. Некоторые клирики обольщаясь своим духоносным положением, начинают верить в свои “высокие” достоинства перед Богом. К таким суевериям можно отнести известное явление “младостарчества”, суеверного, ложного старчества. Например, когда раздаются сомнительные благословения не брать продукты, на этикетках которых есть печать антихриста (имеется ввиду штрих-код), а если и брать, то вырезать ее и сжигать в церковной печи. Или известная недавняя проблема с ИНН, паспортами, карточками и прочим.

Как видно из опыта современной церковной жизни - “церковные” суеверия на сегодняшний день очень серьезная проблема, которую нужно решать немедленно и на высоком уровне.

Большинство суеверий появляется из-за неосведомленности людей, из-за отсутствия информации. Когда традиция остается, а ее объяснение изменяется - происходит деградация традиции. Например, не ешь яблоки до Преображения - отбираешь у усопших. Отсюда, из-за ложной мотивации, сама традиция становится языческой.

Обратимся к Святому Евангелию, Господь с учениками срывают и едят колосья в субботу, не умывают руки, Господь исцеляет в субботу и говорит: “суббота для человека, а не человек для субботы” (Мк.2:27) - вот ответ Самого Господа на все традиции обросшие суеверным идолопоклонством, в которых усматривается отношение к Богу не как к любящему Отцу, а как к карателю.

Есть и другая опасность - принимать за суеверия благочестивые обычаи. Такие как, креститься на храм, читать молитву перед выходом из дома и другие. Поэтому нужно определить четкую грань между благочестивыми обычаями и суевериями.

Каким образом бороться с “церковными” суевериями и возможно ли их победить? Дерзну ответить на этот вопрос словом “ДА”. “Церковные” суеверия победить можно.

В храме, конечно, это проповедь, а в миру - это миссионерство. Люди подвержены суеверию, потому что их так кто-то научил, этот кто-то подчас некомпетентен. Задача Церкви научить человека верить в Бога, а не суеверить в кумира. Господь Иисус Христос призывает нас: “идите, научите все народы” (Мф.28:19), наша сегодняшняя задача сводится не только к одному народу, но к той части народа, который именует себя верующими. Речь идет о людях подверженных “церковным” суевериям.

Нужно использовать все возможные средства массовой информации: телевидения и радио, особенно перед великими церковными праздниками. Не просто рассказывать о событии праздника и комментировать Богослужение, а объяснять важность церковной жизни, постоянного посещения Богослужений, участия в таинствах Церкви, особенно Исповеди и Причастия Святых Христовых Таин, и предостерегать людей от суеверного подхода к Богу.

Если сегодня миссионеры не идут сами на агитационную проповедь в мир, то когда сам народ идет в наши храмы - мы просто обязаны наставить каждого случайно зашедшего, пусть даже заблудившегося христианина.

Зная тот факт, что верующие люди подверженные церковным суевериям, приходят в храм несколько раз в году, а именно, на Рождество Христово, Крещение Господне и Пасху. Необходимо в эти дни бесплатно раздавать, например, вместе с Крещенской водой, буклеты в которых разъяснять смысл праздника и отношение христианина к святой воде, церковным таинствам, посещению богослужений. В таких буклетах должны находиться молитвы, и разъяснения о важности молитвенного общения с Богом. Желательно, чтобы каждый человек, пусть даже случайно зашедший в храм, в любой день года, мог получить бесплатно такой буклет. Уверяю, что храмы от этого не только не потеряют, но приобретут новых людей нашедших истину.

Дорогие отцы, братия и сестры! Я надеюсь, что нашими общими стараниями проблема “церковных” суеверий, в течение ближайшего времени будет исчерпана.

православие, религия, суеверия

Previous post Next post
Up