Их можно во множестве видеть у прилавков первого отдела Дома Книги, в магазинах "Логос" и "Роза Мира", где дивно соседствуют книги по магии, астрологии, философии, психологии, христианству и другим религиям, в том числе и "синтетическим", а также книги типа "Всемирного Писания", имеющие целью доказать, что все священные книги толкуют об одном и том же. Собственно, этот чудовищный набор - весь или частично - и представляет собою картину воззрений гомо эзотерикуса, о чем я хочу коротенько рассказать.
Со стороны все эзотёры одинаковы. Чаще всего это мужчины лет сорока, с ухоженной бородкой и томным, каким-то многозначительным взором. В 60-е годы этот типаж носил героический потрепанный свитер и плохонько играл на гитаре, утомляя товарищей по турпоходу бардовской песней собственного сочинения. Женская разновидность, как правило, представлена ученой девой в очках, либо женщиной лет сорока с остервенелыми глазами и следами жизненных неурядиц на лице. Все они неуловимо смахивают на Блаватскую. Их хочется накормить и поскорей выдать замуж. Они выглядят почти одинаковыми. Как китайцы. Но это только со стороны. На самом деле они все разные. Там, внутри эзотерных тусовок. Они отличают друг друга по ряду признаков. Иногда пребывают в непримиримой оппозиции друг к другу. Несколько лет я входила в эти круги на правах ученой девицы в очках.
Например, есть среди них зороастрийцы. Эти очень серьёзны. И суровы. Нет бога, кроме Заратуштры, и Пал Палыч Глоба - пророк его. (Пал Палыч - известный гуру и астролог, который одно время все время выступал по телевизору).
Самое ужасное обвинение среди зороастрийцев - в манихействе. Даже подозрение - уже несмываемое пятно. Замолить и искупить нельзя, даже кровью. Манихей однажды - манихей навсегда. Поэтому, кстати, многие числят манихеем блаженного Августина. Зороастрийцы не любят кришнаитов, но встречаются иногда с представителями этой секты на днях рождения общих знакомых. Встречи бывают натянутые. Кришнаитов вообще не любят. Есть даже такой стишок, сочиненный в относительно миролюбивой прихиппованной среде: "Ненавижу кришнаитов! Как увижу - вдарю православным кулаком в выбритую харю".
Кришнаиты вкусно готовят. Я иногда захожу в их кафе "Троицкий мост". Там пахнет пряностями и подают желтый рис. Кришнаиты занимаются благотворительностью. У них прикармливаются бесплатно бабушки и дедушки. Они приходят с бидончиками, забирают пайку, кланяются, крестятся, благодарят девушек в сари. Бабушки и дедушки слабо разбираются в сектах.
Очень суровы и мрачны неоязычники. Отчасти они примыкают к русским националистам. В мечтах они непреклонно поедают печень врага и приносят кровавые жертвы, хотя, подозреваю, боятся контролеров в трамвае. Учение неоязычников, в самом примитивном и кратком изложении, таково. Есть тайный (иногда - подземный) храм Перуна (Рода, Свентовита, Вотана). Жреческая традиция в этом храме не прерывается вот уже тысячу (две, три, пять) лет. В 2007 (2040-м и так далее) году храм выйдет на поверхность и тогда наступит рай на земле (истребление иноверцев, конец света, начало Новой Эры - нужное подчеркнуть; либо же - все одновременно). Очень важна древность традиции. Вообще эзотеры чаще всего возводят свою традицию к древнему Египту или к Элевсинским мистериям в древней Греции. Это касается также и жрецов Свентовита.
Отдельную группу составляют экстрасенсы, целители, маги, ясновидящие и просто бесноватые. Почти все они приписывают себя к христианству, носят кресты и иконы. Однако христианство "в традиционном виде" их, как правило, не устраивает. Прежде всего, христианство не нравится им открытостью. Как это - нет тайного учения для посвященных? Не может такого быть, чтобы было одно и то же учение для неграмотной бабуси и меня, такого продвинутого. Ищут тайны. Находят, конечно. (Шепотом: "А вы знаете, что Иисус Христос был в Шамбале? Что Иисус - маг? Тибетский посвященный?..") Бабусе про Шамбалу, конечно, ничего не известно. Это утешает.
Многие полагают также, что Церковь сделалась местом отсутствия Бога. Срок ухода Бога из церкви называют различный (после Первого Вселенского собора, после разделения Церквей, после никоновских реформ). Бог живет на горе, в Шамбале, в капище Перуна (подземном), в раскопе древнего арийского города Аркаим, на острове Рюген (где сейчас НАТОвская база) и так далее. Словом, везде, где нас нет. Подозреваю, что большинство претензий к Церкви базируется на требовании ограничивать себя в еде и сексуальных связях. Это ранит нежную душу эзотера и побуждает его искать высоких причин.
То, чем занимаются маги и целители, Церковью определяется как "бесовское волхование". Известный книгой "Не участвуйте в делах тьмы" о. Родион честно пытался их заклеймить, но, судя по результатам, мало преуспел. Средний экстрасенс - не злодей. Прежде всего он доверчив. Как Отелло - помните? - "Отелло не ревнив, он доверчив". Он летает в астрал. Делает это еженощно. Дух отделяется от тела, взмывает сперва над комнатой, потом над городом, при желании - над Землей. Нечто подобное описано у Леонида Соловьева в "Ходже Насреддине". Кстати, эзотеры считают Леонида Соловьева посвященным суфием. Или дервишем. Полетав, эзотеры делятся впечатлениями. Хвастаются - кто больше повидал. Иногда им удается убедить друг друга, что там, в астрале, они встречались. Мне было достаточно бросить с презрением, что я на астрал не размениваюсь и выхожу прямиком в ментал, чтобы они сразу поверили. И начали уважать.
Они стремятся к наукообразию. Они чтят закон "что наверху - то внизу". То есть всё является подобием всего. Жизненные ситуации (внизу) повторяют расположение звезд (наверху). Энергия рук соотносится с энергией кристалла, цвета, стихии. Поэтому они стремятся свести все многообразие творения в некие схемы. Например: Марс (планета) - Мечи (масть карт Таро) - Башня (Аркан Таро) - вереск - гематит (камень) - Рувим (колено иаковлево) - железо - огонь (стихия)...
- Ах, у меня такой слабый Марс! - толстая эзотёрка, жеманясь.
- Как бы мне усилить мой Марс?
Я, на позициях гуру (учителя):
- Медитируй на огонь. Носи кольцо с гематитом. Только непременно железное. Золото гематит не удержит.
- А Луна? Как мне усилить в гороскопе Луну?
- На воду медитировать.
- А в городской квартире?
- В ванной. Наполни ванну водой, возьми две свечи, непременно белые...
Спустя полгода мне звонят и без малейшей улыбки спрашивают, когда я принимаю людей для коллективной медитации в ванной.
Ряды соответствий выстраиваются почти произвольно. Оно и понятно - критериев-то нет. И быть не может. Есть только чьи-то субъективные ассоциации. Марс - бог войны; поэтому естественно соотнести его с мечами, железом. А почему вереск?.. Спорить о соответствиях эзотеры могут часами. Они считают это важным. Могут даже поссориться из-за этого.
Итак, учение любого эзотера отличается синкретичностью и не совпадает с учением любого другого эзотера. Они предпочитают соединять несоединимое, устанавливать ложные связи, якобы пронизывающие мир (вереск = железо = Марс = жизненная, витальная сила).
Эзотеры, как правило, невежественны. То есть, возможно, среди них есть толковые электрики, химики, сантехники и так далее, но заниматься они предпочитают вещами, в которых не смыслят. Наиболее яркий пример такого невежества - "астроминералогия". Мой муж был геологом, так что о минералогии я имела некоторое понятие, пусть даже не слишком подробное. Хватило.
Приходит к нам молодой человек, знакомец мужа. Кришнаит. От обеда (мясного) торжественно отказывается, с мрачным видом грызет морковку - рослый, крепкий парень. Сурово вручает пачку полуслепой распечатки. Это лекции по астроминералогии. Ровно половина Знания. Ибо Учитель разделил учеников на две группы и поделил Знание пополам. Целиком он не может доверить Знание никому. Это великая тайна.
Спровадив кришнаита, жадно впиваюсь в распечатку. Через пять минут убеждаюсь, что Учитель имеет очень слабое представление об астрологии, на уровне бульварных брошюрок "гороскоп", а о минералогии - почти никакого. Даже популярного Ферсмана не читал. Так, раухтопаз (название дымчатого КВАРЦА) стабильно считается у эзотеров особым видом ТОПАЗА, посвященным темной силе... Сейчас этот "тайный курс" можно купить в любой лавке, торгующей соответствующей литературой. Спрашивается, зачем толковому сантехнику предаваться с упоением всей этой белиберде?
А-а... Большинство из них, надо думать, таким образом спасается от безотрадной жизни. Жить-то страшно. Особенно сейчас, когда такой сквозняк задул. Довериться Господу - сила нужна. Силы нет. А раз нет, значит, ее надо придумать. Есть такая газетка - "Тайная власть". Вот к чему эти несчастные, обездоленные люди стремятся. К тайной власти. Да, меня с работы поперли. Да, меня жена презирает. Да, у меня фигура рыхлая, немужественная. И боюсь я всего на свете. И кошка в мои тапки гадит. Но зато Я - МАГ! Это моя ТАЙНА! Я ношу ее в груди! Вот почему, кстати, у них такие мутные, многозначительные глаза. Это явление называется эскапизм (бегство от реальности) и проистекает от беспомощности и безволия.
Имеются люди, которые превратили занятия эзотерикой в бизнес. Во-первых, это те, которые зазывают с программы телевидения. Подозреваю (не имея ни фактов, ни доказательств), что целительные сеансы в кинотеатрах служат каким-то образом для отмывания денег. Ничего в этом механизме не понимаю, просто ощущение такое. На целительных сеансах не была, скажу честно. Любопытство любопытством, но не во всякую же навозную кучу лазить.
Однажды, приведя ребенка на детский утренник в кино, была свидетельницей следующей сцены. Утренник задержали на полчаса. Наконец, на сцене перед экраном показался потный, задерганный дяденька - какой-то зав, ответств. или что-то в этом роде. Извинился. Перед утренником в зале проходил сеанс какойто спасительницы или целительницы. Утирая лоб, дяденька сказал буквально следующее:
- Избави вас Бог ходить на такие сеансы и тем более приводить детей. Я видел, как люди входили - вроде, нормальные люди, в неплохом настроении, все-таки воскресенье. А выходили погасшие, совершенно измученные, как будто из них все соки выпили... Не знаю, может, кому-то это и помогает...
И снова утер лоб.
Есть и "честные" эзотеры. Они действительно выкладываются на своей "работе". Случается, действительно находят пропавшего человека или угнанный автомобиль, поводив руками над картой города, фотографией, локоном или куском покрышки. Эти берут деньги за конкретные услуги конкретным людям.
Мне представляется, что знание о будущем или сущем хранится в некоем "месте", вроде вселенской кладовки. Стоит только попросить по-хорошему кое-кого, как он тут же услужливо сбегает в эту кладовку и сопрет какую-нибудь баночку: нате-с. Стыдновато. Да и кое с кем лучше дел не иметь - себе дороже. То же самое относится к гаданию, особенно на картах Таро (из известных мне - наиболее сильный инструмент, вроде перископа - сунул в кладовку и подглядывай, сколько хочешь).
В моей тяжелой жизненной ситуации подруга потащила меня к экстрасенсам - снимать порчу. Все почему-то считали, что на меня навели порчу. Я очень хотела, чтобы меня от порчи избавили. Экстрасенсы посадили меня на стул перед иконой. Подошли две девушки. Поводили надо мной руками. Потом одна спросила другую:
- Видишь у нее на шее зверя?
- Вижу, - загробным голосом сказала другая. Они приказали мне молиться. Я сказала, что не крещена и молиться не буду. Прибежал Верховный Эзотёр. Был возмущен. Сказал, что процедура изгнания зверя - вроде медицинской и базируется на чистом материализме, а никакой магии тут нет. Долго объяснял мне насчет порчи с электромагнитной и молекулярной точки зрения. И все тут материалисты и чистые физики. И я должна покаяться. Я сказала, что каяться пойду в церковь, а здесь, как мне только что сказали, нечто вроде поликлиники. Тогда они меня выгнали и долго потом, по словам подруги, вспоминали с отвращением.
После неудачи с экстрасенсами я прибегла к Таро. Другая моя подруга, очень хорошая гадалка, охотно взялась помочь. Она гадает много, разным людям, всем предсказывает несчастья. Почти всегда эти несчастья сбываются. Что удивительно - к ней приходят и второй, и третий раз, благодарят.
Один раз в жизни я тоже гадала за деньги. Пришла пожилая дама.
- Скажите, меня уволят с работы? Я разложила карты.
- Уволят.
- Скоро? Я разложила карты ещё раз.
- Скоро.
- Ах! - восторженно сказала она, складывая руки. - Как все сходится! Как все сходится!..
Подруга раскладывала для меня карты не на будущее, а на сущее. Что происходит? Кто навел порчу? И так далее. Ерундой было почти все, что она по картам читала. Но я почти физически ощущала, как вьется кое-кто у замочной скважины почему-то запертой кладовки. И так заглянет, и эдак. Потому что одна правда о моих жизненных обстоятельствах просочилась-таки наружу, правда, в искаженном виде. Именно это обстоятельство я желала скрыть.
Оставались еще психотерапевты, но к ним я не пошла. Ненавижу их и боюсь. За то, что могут копаться в сознании. Хотя они не эзотеры, да и против психотерапевта есть прием. Такой же, как против экстрасенса: не пускать в сознание. Психология тесно смыкается с эзотерикой, хотя не имеет к ней отношения. С психологией эзотеры обращаются так же, как и с христианством: пытаются поставить себе на службу. Есть, правда, учение Грофа и всякие путешествия в собственно дородовое прошлое. Вредоносно, ибо сочетается с употреблением наркотиков и сильными воздействиями на психику - а у эзотёров она и без того расшатана.
Настал день, когда я поняла, что помочь мне в жизненных неурядицах и избавить меня хотя бы от невроза эзотерика бессильна. Сделала определенные выводы касательно того общего, что есть у эзотёров и их клиентов (которые и сами становятся эзотерами). У них есть, а у меня нет.
Вся эта публика имеет ярко выраженную мазохистскую (читай: пассивную) составляющую. "Ах, причините мне исцеление, пожалуйста". Они рвутся быть расплавленным воском и сырой глиной. Им можно и должно причинять исцеление, восторг, откровение, озарение, любовь. Те редкие личности, что представляют собою садиста (= активное начало) становятся гуру и Учителями. Вот почему, кстати, я с такой легкостью сошла у них за гуру. Любой может. Только почти никто не хочет.
Когда эзотёр-гуру натыкается на клиента с сильной волей (да что там с "сильной" - просто с какой-никакой волей), он ломается и ничего не может поделать.
Можно быть доверчивым. Можно искренне верить в эзотерику, выполнять все приказания, можно стараться экстрасенсу помочь. Но если у вас есть воля - всё тщетно. Экстрасенс бьётся о вас, как о стену, а потом объявляет, что у вас стоят барьеры (защиты, родовое проклятие, восходящее ко временам Всеволода Большое Гнездо, чёрная сила, мощный зверь - нужное подчеркнуть). Он, экстрасенс, ослабил сидящего у вас на шее зверя (залечил прорехи в биополе, восстановил связь пробитой чакры с Космосом), но спасти вас по-настоящему может только один мужик, но этот мужик сейчас в Шамбале с другими продвинутыми мужиками пьёт священную сому-хаому, попросту - мухоморы жуёт... Легковерные после такого заявления впадают в уныние.
Подводя итоги. Гомо эзотерикус - персонаж слабовольный, легковерный, несчастный, претерпевший ряд неудач в любви, плохо адаптированный социально. Это мазохист или, иначе выражаясь, существо пассивное, страдательное, "женское". Любит считать себя "астральным воином", вообще - воинствен. Любит воинскую атрибутику, солярные знаки, близок к природе. Как правило, не умеет разводить костёр. Охотно подчиняется и охотно учится. Ненавидит запреты, посты, воздержание, необходимость делать то или иное. Хочу - читаю мантры, не хочу - не читаю мантры. Верит в ложные связи и считает их истинными. Переваривает любую нелепицу, лишь бы звучало.
Верит в Творца, в Первоначало. В путешествия в астрал и ментал. В йогу, в тантру и в то, что хождение по мандале спасительно. Очень боится дьявола, темной силы, зверя, манихейства и налоговой инспекции. Последнее - непонятно, ибо гомо эзотерикус, за редкими исключениями, гол как сокол в силу вышеупомянутой социальной неадаптированности. Идеология гомо эзотерикуса синкретична. Причем у каждого - своя. О расхождениях спорят, долго, увлеченно, брызгая слюной. Они трусоваты и миролюбивы. Они в основе своей бездельники и дармоеды.
Это неправда, что эзотёры сознательно служат злу и что они предались дьяволу. Я уже говорила, что они сторонятся зла и очень хотят света и свободы. И чтоб бесплатно. Чтобы всем и даром и чтоб никто не ушел обиженный.
Я люблю их. Меня умиляет их беспомощность, их инфантилизм, чистота их душ, мутная каша в их головах. Я знаю, что в основе своей эти люди добры и ищут добра. Некоторые из них, в конце концов, бросают все эти глупости и приходят в Церковь. Там есть строгий батюшка, который ничем не хуже гуру - тоже учит и заставляет каяться.
Мне жаль их. Я думаю, что за них следует молиться. Ибо прежде всего гомо эзотерикус - жертва. Жертва собственного неумения веровать в простоте сердца.