Исследования ДНК противоречат Писаниям мормонов

Sep 09, 2009 19:29


Исследования ДНК противоречат Писаниям мормонов. Мормоны утверждают, что результаты исследований подтасованы

С детских лет, которые Хосе А. Лоайза провел в Перу, мормонская церковь внушила ему, что он, как и миллионы других американских индейцев, является потомком одного из потерянных колен Израиля, которое более 2 тысяч лет назад переселилось в Новый Свет. «Нас учили, что все благословения, обещанные еврейскому народу, относятся к нам, и что мы - особенный народ», - говорит Лоайза, ныне адвокат в Солт-Лейк Сити. «Я не только чувствовал себя особенным, но и испытывал некое трансцендентное тождество, тождество с Богом».


Однако несколько лет назад его уверенность была разрушена результатами генетических исследований, согласно которым предки американских индейцев пришли в Новый Свет из Азии, а не с Ближнего Востока. «Я прошел через несколько этапов, - говорит Лоайза. - Полное отрицание. Удивление и недоумение. Гнев и горечь».

Отсутствие еврейской крови у коренных американцев ставит мормонов перед лицом весьма существенного противоречия между верой и наукой. Это ставит под вопрос историчность Книги Мормона - составленного 175 лет назад документа, который церковь СПД считает безошибочным и толкует буквально. Потрясение столь же сильно, как если бы результаты исследований показали, что пилигримы, основавшие США, не приплыли из Европы, а были исландцами, и что все книги по истории Америки неверны.

Критики мормонизма настаивают на том, что церковь СПД должна признать свою ошибку и принести извинения миллионам коренных американцев, которые стали мормонами. Однако руководство церкви не выказывает ни малейшего желания извиняться. По сути, они объявили любой намек на то, что генетические исследования перечеркивают веру мормонов, ересью. Но в то же самое время церковь СПД незаметно оказывает поддержку новаторскому толкованию Книги Мормона, которое должно примирить генетику с богословием.

Некоторые исследователи, давно наблюдающие за жизнью мормонской церкви, полагают, что в конце концов огромное большинство мормонов просто закроет глаза на результаты исследований, как на досадную помеху вере. «Внешним наблюдателям может показаться, что этот удар для мормонов смертелен», - говорит профессор Джен Шиппс, вот уже 40 лет изучающая церковь СПД. - «Однако религия, в конечном итоге, основана не на данных науки, а на мистических переживаниях. На истину можно смотреть под разными углами».

В течение многих лет мормонские пророки - которые, как верят мормоны, получают откровения от Бога - и миссионеры использовали идею еврейского происхождения коренных американцев, а затем и полинезийцев, как главный аргумент для обращения жителей Центральной и Южной Америки и Южно-Тихоокеанского региона. «Глядя на ваши лица, я думаю об отце Легии [мифический патриарх ламанийцев, еврейских переселенцев в Новый Свет], сыновьями и дочерями которого вы являетесь», - говорил пророк и президент мормонов Гордон Б. Хинкли в 1997 году во время мормонской конференции в г. Лима, Перу. - «Я думаю, сегодня он плачет, плачет слезами любви и благодарности… Это только начало работы в Перу». В последние десятилетия мормонизм процветал в этих регионах, где теперь насчитывается почти 4 миллиона членов церкви СПД - согласно официальной статистике, примерно треть всех мормонов мира.

«Это была отличная реклама», - рассказывает Дэймон Кали, адвокат из г. Саннивейл, Калифорния, и уроженец тихоокеанских островов. - «И, откровенно говоря, я ей верил. Я был ламанийцем. Мне сказали, что день ламанийцев еще придет». Кали отправился в Перу с двухлетней миссией, но через несколько месяцев прекратил попытки обратить местных жителей. Научные статьи о древних путях переселения народов заставили его усомниться в том, что он или кто бы то ни было еще является ламанийцем. «Стоит изучить вопрос и начать прислушиваться к другим мнениям, и ты готов», - говорит Кали, которого в 1996 году изгнали из церкви СПД, хотя и не за сомнения относительно ламанийцев. - «Я больше не могу быть миссионером».

Критики давно утверждали, что анахронизмы в Книге Мормона не позволяют считать ее Словом Божьим. Например, в Писании мормонов упоминаются семидневная неделя, одомашненные лошади, коровы и овцы, шелк, колесницы и сталь. Ничего этого во времена Христа в Америке не было.

В 1990-х годах, благодаря генетическим исследованиям, у критиков мормонизма появились новые аргументы и новые союзники - такие как Саймон Дж. Саузертон, молекулярный биолог и бывший епископ церкви СПД. Саузертон, ведущий специалист национального исследовательского центра в Австралии, говорит, что изучение ДНК позволило ему сопоставить свои убеждения со своими научными познаниями.

Изучение генетического кода евреев всего мира уже показало, что у всех них есть одинаковые цепочки ДНК, общие с жителями Ближнего Востока. Саузертон ознакомился с результатами исследований ДНК полинезийцев и туземных обитателей Северной, Центральной и Южной Америки. Одно из таких исследований было основано на изучении структуры ДНК 7300 коренных американцев из 175 индейских племен. В генах современных американских индейцев и жителей тихоокеанских островов Саузертон не нашел ни следа ближневосточной ДНК.

В 2004 году он опубликовал книгу «Утрата потерянного колена» (Losing a Lost Tribe), в которой заявил, что учение мормонов, которому он сам отдал 30 лет жизни, необходимо пересмотреть в свете новых фактов, даже если это потрясет мормонскую веру до основания. Проблема в том, что руководство мормонов не может признать, что в Книге Мормона есть какие-то фактические ошибки, поскольку пророк Иосиф Смит назвал ее «самой правильной из всех книг на земле», заявил в интервью Саузертон. «Они не могут признать, что Книга Мормона не является историческим документом. Они боятся, что люди начнут уходить из церкви и разуверятся в пророческом даре Иосифа Смита».

Официально церковь СПД утверждает, что в Писаниях мормонов нет ничего несовместимого с результатами анализа ДНК, и что результаты генетических исследований были подтасованы из враждебного отношения к церкви.

«Мы хотели бы надеяться, что члены церкви не примут просто так, на веру, последние генетические аргументы, к которым прибегают люди, кто по той или иной причине враждебно относящиеся к церкви», - сказал Майкл Оттерсон, представитель церкви СПД. - «На самом деле, наука никогда не сможет доказать истинность или ложность Книги Мормона».

Неофициальным образом руководство церкви тайно одобрило альтернативное толкование Книги Мормона, предложенное мормонскими апологетами. Последние утверждают, что Саузертон и его единомышленники исходят из традиционного прочтения Книги Мормона: евреи были первыми и единственными обитателями Нового Света и постепенно заселили оба американских континента. Но согласно новым научным данным, говорят мормонские апологеты, текст следует понимать иначе. События, описанные в Книге Мормона, происходили на небольшом участке Центральной Америки, а евреев-переселенцев было достаточно мало, чтобы их ДНК постепенно растворилась в генах коренных американцев.

«Их ДНК практически наверняка была бы поглощена», - говорит Дэниел Питерсон, профессор Университета им. Бригема Янга, и редактор мормонского апологетического журнала. - «А если так, невозможно узнать, кто является потомком ламанийцев».

Саузертон говорит, что новое толкование противоречит как очевидному смыслу текста, так и словам мормонских руководителей: «Апологеты ставят себя чуть ли не выше пророков. Они полностью переписали историю, которая теперь выглядит совершенно иначе, нежели представляли себе члены церкви и большинство пророков».

Церковь СПД пока еще формально не признала точку зрения апологетов, однако на официальной странице церкви в Интернете есть упоминания о ней и ссылки на соответствующие источники. «Они еще не делали никаких явных публичных заявлений», - сказал Арманд Л. Маусс, член церкви и бывший профессор Университета штата Вашингтон, недавно написавший книгу о происхождении мормонов, - «но технически именно так выглядит нынешняя позиция церкви».

Споры о ДНК по большей части ограничиваются кругом церковного руководства, ученых и немногочисленных критиков. Большинство мормонов, которых научили, что главное - послушание, считает Книгу Мормона непогрешимым Божьим Словом.

«Не то, чтобы мормоны совсем были лишены любопытства», - говорит Маусс. - «Они просто не считают нужным вновь возвращаться к однажды принятому решению».

Критики утверждают, что руководство мормонов не медлит с подавлением разногласий. В 2002 году церковные власти готовились лишить членства профессора антропологии Томаса У. Мерфи - его обвинили в ереси за утверждение, что в свете генетических исследований Книгу Мормона следует считать богодухновенным вымыслом. Когда этой историей заинтересовалась американская пресса, а сторонники Мерфи стали называть его мормонским Галилеем, церковное руководство отказалось от дальнейших шагов.

Лоайза, адвокат из Солт-Лейк Сити, считает, что церковь должна принять вызов. «Им следует открыто высказаться по данному вопросу», - говорит он. - «Зачастую из тактика заключается в том, чтобы игнорировать проблему и отмалчиваться. Мы должны смело исповедовать свои убеждения. Вопрос о ламанийцах может погубить нашу веру».

Оттерсон, представитель церкви СПД, говорит, что руководство мормонов будет сохранять нейтралитет: «Вопрос о том, насколько широка география Книги Мормона, или насколько современные коренные американцы сохранили генетическую структуру народов Книги Мормона, не имеет никакого отношения к ее центральной вести, свидетельствам об Иисусе Христе».

Маусс говорит, что генетические исследования не поколебали его веру: «Не только в вопросах религии или науки, но и в жизни вообще редко можно думать, что тебе известны вы ответы… Я готов жить в неизвестности. Меня не беспокоит, что некоторые вопросы невозможно решить за одну неделю».

Другим жить в неизвестности труднее. Пол Ормсби, полинезиец из австралийского города Брисбен, с детства считал себя евреем: «Я представлял себя в рядах сражающихся ламанийцев и, читая Книгу Мормона, в воображении переживал описываемые события. Знать, что это мои истинные предки, было для меня огромной привилегией». Исследования ДНК полностью изменили его чувства. «Иногда я злюсь, а иногда сожалею», - говорит он. - «Мне жаль людей, одержимых ложными идеями».

- Los Angeles Times, 16.02.2006

мормоны, мормон, мормонская церковь

Previous post Next post
Up