Согласно христианскому вероучению, отцом лжи является дьявол (Ин.8:44), поэтому христиане стремятся к утверждению истины, дарованной Христом (Ин.14:6): «…познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32), «…всякая ложь не от истины» (1Ин.2:21). Одной из серьезных проблем многих современных искателей духовного совершенствования является крайне низкий уровень критического осмысления основ духовной жизни. Легковерие стало бичом современного общества. Призыв Священного Писания «все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фесс.5:21) забыт. Легковерие ведет, в том числе, к тому, что многие наши соотечественники, к сожалению, не утруждают себя проверкой информации, предоставляемой оккультистами по одним и тем же вопросам якобы из одного и того же источника. Это приводит к парадоксальным ситуациям, когда один и тот же человек считает истинными взаимоисключающие утверждения. Одним из основных методологических принципов формальной логики, на котором основана вся современная наука, является принцип непротиворечия. Этот принцип требует, чтобы мышление было последовательным, и утверждает, что нельзя одновременно считать истинным некоторое утверждение и его отрицание [1]. Два взаимоисключающих утверждения не могут быть одновременно истинными. Эта простая мысль, к сожалению, не укладывается в сознании многих сторонников нетрадиционных форм духовности. Одним из ярких примеров откровенного нарушения законов логики являются оккультные откровения, полученные из так называемых «Хроник Акаши». Мы предлагаем читателям познакомиться с оккультным представлением о «Хрониках Акаши» и задуматься о том, можно ли доверять информации, излагаемой от имени этого источника [2].
Что такое акаша? В традиционном индуизме акашей называют эфир, одну из пяти материальных первостихий [3]. Учение об акаше в индуизме подобно представлению об эфире в древнегреческой философии, в которой эфир считается пятым началом, наполняющим мировое пространство наряду с такими стихиями, как вода, земля, воздух и огонь [4]. Однако понимание акаши в разных философских школах традиционного индуизма отличается друг от друга [5], а также не имеет ничего общего с его оккультной модификацией. Например, индуисты четко отделяют акашу от пространства, т.е. места и ориентации [6], в то время как, например, теософы учат: «Акаша (санскр.) Тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все пространство… Фактически, она является Всемирным Пространством…» [7]. Но здесь мы не будем обсуждать отличия между пониманием акаши в традиционной индийской философии и в оккультизме, нас интересует только оккультная трактовка этого термина.
Представление о «Хрониках Акаши» присутствует в различных оккультных учениях. В книге «Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея» [8], написанной армейским капелланом и оккультным «духовидцем» Леви Доулингом (1844-1911), об акаше сказано: «Акаша - санскритское слово, которое означает «первичная субстанция», то, из чего создано все вещественное. Согласно философии эпохи Водолея [9], это первая стадия кристаллизации духа. Эта философия учит тому, что всякая изначальная субстанция есть дух, что материя есть дух с более низкой частотой вибрации, дух, становящийся, как сказал один Учитель, сгущенным» [10]. Современный оккультизм проповедует своеобразный духовный материализм. Суть его в том, что между духом и материей разница не природная, а, так сказать, стадиальная. Материя - это сгущенный дух, дух - это разжиженная материя: «Представление, что материя и дух совершенно отличны друг от друга и оба вечны, конечно же, никак не могло прийти мне в голову, как бы мало я ни знал о них, ибо одна из элементарных и основополагающих доктрин оккультизма гласит, что оба они суть одно, отличаясь лишь в своих проявлениях, и причем только в ограниченных восприятиях чувственного мира» [11]. Акаша, по утверждениям оккультистов, является своего рода энергетической памятью, существующей в пространстве, обладающей способностью записи каждого деяния, совершенного на Земле: как сказано в «Евангелии Иисуса Христа эпохи Водолея», «…в тех областях эфира (акаши. - В.П.) записана каждая мысль каждого живого существа» [12]. Тому же учит и агни-йога: «Следы великого мыслетворчества зафиксированы на слоях Акаши… . Очень важно хотя бы один раз заглянуть в сокровищницу Акаши» [13]; «Если на мгновение представим себе пространство, состоящее из слоев бумаги, и подвергнем его действию радио или телевидения, то на каждом слое мы найдем пронзившее его начертание; целые портреты будут изображены на слоях пространства. Совершенно так же остаются отпечатки на слоях Акаши» [14]. Об акаше учат и теософы: «…когда мы (махатмы. - В.П.) пишем о чем-либо, про что мнения Запада нам известны, мы окружаем себя сотнями выдержек по данной теме из дюжин различных сочинений, отпечатавшихся в Акаше» [15]. На доступ к чтению «Хроник Акаши» претендовал основатель антропософии Рудольф Штайнер: «…всюду приходится обращаться к чтению духовного письма, к Хронике Акаши» [16]. Помимо Штайнера, «Хроники Акаши» были доступны и известному оккультисту Эдгару Кейси [17]. Естественно, каждый из вышеназванных «посвященных» претендовал на истинность своих «откровений», например, в «Евангелии Иисуса Христа эпохи Водолея» мы можем прочитать об их авторе: «…конечно, все его записи верны до последней буквы» [18]. Не сомневаются в истинности своих учений и теософы с агни-йогами, и антропософы.
Как все вышеупомянутые духовидцы читали «Хроники Акаши»? Что касается Леви Доулинга, то «…он начал воспринимать тонкие слои эфира и предположил, что они являются своего рода пластинками, на которых записаны звуки и даже мысли. С усердием он углубился в исследование вибраций эфира с целью познания великих небесных тайн. Сорок лет он провел в исследованиях и безмолвной медитации, после чего достиг высокой стадии духовного сознания, что позволило ему войти в область сверхтонкого эфира и узнать его таинства» [19]. Леви Доулинг был контактером и записывал свои видения ежедневно в течение многих лет с 2 до 6 утра [20]. Согласно представлениям оккультистов, процесс чтения «Хроник Акаши» выглядит следующим образом. В силу того, что дух и материя есть лишь разные состояния материи, отличающиеся только уровнем ее вибраций, оккультист, духовно развиваясь, поднимает уровень вибраций своей ауры и тем самым обретает способность к восприятию тех уровней реальности, которые ранее были ему не доступны, как бы поднимается на уровень вибраций «Хроник Акаши», что позволяет их читать. В «Евангелии Иисуса Христа эпохи Водолея» об этом сказано так: «Когда разум человека находится в точном соответствии с Вселенским Разумом, человек начинает распознавать эти акашические отпечатки, может собрать их и перевести на любой знакомый ему язык Земли… . Каждая личность несет свои особые вибрации, и если читающий вполне постиг закон различения, все его существо настраивается на восприятие одного определенного тона и ритма, и никакой другой тон или ритм не окажет на него ни малейшего воздействия. Этот принцип лежит в основе радиотелеграфа» [21]. Техника чтений «Хроник Акаши», как видим, сводится до уподобления принципу работы радио: настроил свой «приемник» на нужную волну и читай «Хроники Акаши»! Что стоит за этими словами? Оккультисты впадают в трансовые состояния обычно через практику различных медитаций, в результате чего пред ними предстают некие видения, которые уже выдаются за «истинную» информацию, «прочитанную» в «Хрониках Акаши», полученную от «махатм» и т.д. Например, учение агни-йоги начинало создаваться методом автоматического письма: «Вечером у нас был дивный сеанс, все главным образом для Книги («Зов» - первая книга учения живой этики. - В.П.). А потом Н.К. (Николай Константинович Рерих. - В.П.) сел писать автоматически, и пришло дивное послание от Мории («махатма», который, как верят оккультисты, передал агни-йогу. - В.П.), потом - рисунок гробницы, где они все будут делать раскопки. Потом писал Юрий (Юрий Рерих. - В.П.). У него чудно идет карандаш, но очень смешно двигаются пальцы - вот мы и опять хохотали. Вообще вечер прошел среди чудес. Елена Ивановна (Рерих. - В.П.) тоже пробовала [22], и у нее получается, но еще слабо» [23]. Нужно сразу отметить, что применяемые оккультистами методы обретения «откровений» Православная Церковь рассматривает как результат демонических внушений [24]. Но допустим, что «Хроники Акаши» действительно существуют и есть люди, которые могут эти хроники читать. Раз источник один, то следует ожидать, что информация, полученная из одного источника и посвященная описанию одних и тех же событий, по крайней мере, не будет противоречить сама себе.
Все оккультисты солидарны в неприятии традиционного христианства и в желании дать миру новое, эзотерическое христианство [25]. Все они считают, что Иисус был обычным, но высокодуховным человеком, который стал Христом, все считают, что Иисус выполнял волю некоей духовной иерархии, и, по сути, был всего лишь проводником некоей высшей по отношению к Нему воли. Например, Рудольф Штайнер писал: «Когда в последние три года своей жизни, от тридцати до тридцати трех лет Иисус из Назарета как Иисус Христос странствовал по Земле в Палестине, в Нем непрерывно действовала вся космическая сущность Христа. Христос стоял всегда под влиянием всего Космоса. Он не делал ни одного шага без того, чтобы на Него не действовали космические силы» [26]. Аналогичные идеи можно найти и в теософии, и живой этике [27]. Но, несмотря на эти сходства, в вышеперечисленных учениях, базирующихся, по утверждениям их основателей, на «откровениях», в том числе и «Хроник «Акаши», есть существенные различия, которые с точки зрения формальной логики ставят под сомнение состоятельность приведенной в них информации. Рассмотрим их.
Например, Штайнер, который был вынужден «всюду… обращаться к чтению духовного письма, к Хронике Акаши» [28], утверждал, что на земле существовали два Иисуса: «В начале нашей эры родились два мальчика Иисуса. Один происходил из Натановой линии дома Давидова, другой из Соломоновой линии того же дома. Эти два мальчика родились не одновременно, но все же вскоре один за другим. В Соломоновом мальчике Иисусе, которого изображает Евангелие от Матфея, воплотилась та самая индивидуальность, которая прежде жила на Земле как Заратустра… . На двенадцатом году Заратустра покидает тело этого мальчика и переходит в тело другого мальчика Иисуса, описанного в Евангелии от Луки» [29]. Но подобного учения нет ни в одном другом оккультном направлении, признающем авторитет «Хроник Акаши» и обращающимся к ним как к источнику правдивой информации - ни у Рерихов, ни у Блаватской, ни у Эдгара Кейси, ни у Леви Доулинга. Все они говорят только об одном Иисусе. Далее, например, Эдгар Кейси считал, что в одном из прошлых воплощений Христос был отцом Зороастра [30]. Но, как видно из приведенной выше цитаты, Рудольф Штайнер был уверен, что в Иисусе [31] воплотился сам Зороастр. В «Евангелии эпохи Водолея» говорится, что индийский принц Раванна попросил родителей Иисуса отпустить Его вместе с ним в Индию для изучения Вед, причем в ответ на свою просьбу получил согласие: «Несколько дней гостил Раванна в доме Иосифа на Мармионской дороге; он хотел узнать тайну мудрости его сына но не мог вместить. И тогда он попросил позволения быть покровителем ребенка и взять его на Восток, где тот мог бы изучать мудрость браминов» [32]. Ни в теософии, ни в агни-йоге о принце Раванне не сказано ни слова. Тот Равана, который упоминается в агни-йоге, является героем индийского эпоса Рамаяны, царем-демоном [33], которого Елена Рерих отождествила с Люцифером [34], о нем же писала в своих трудах Е.П. Блаватская [35]. Но о царе Раванне, с которым бы Иисус отправился путешествовать по Индии, из всех «читателей» «Хроник Акаши» говорит только Леви, что странно, если принять во внимание то обстоятельство, что теософы и рериховцы разделяют миф о путешествии Христа на Восток и немало пишут о нем [36]. В трудах Эдгара Кейси появляется новая героиня повествования об Иисусе - ессейская учительница Юдифь, которая, в свою очередь, отсутствует у Леви Доулинга [37], теософов и рериховцев. Но, учитывая, что, например, Блаватская пыталась доказать, что Иисус был ессеем [38], такое умолчание тоже выглядит странным. Эдгар Кейси считал, что Иисус в своих прошлых воплощениях был Адамом [39], у Рерихов и Блаватской таких идей найти не удается. Повествование о смерти Иисуса у разных посвященных в содержание «Хроник Акаши» тоже различается. В «Евангелии эпохи Водолея» сказано, что Он «преобразился» в «высшую форму». При этом утверждается, что солдаты, охранявшие гробницу Иисуса, видели, «…как преобразилось тело Назарянина; они увидели, как оно изменило смертную форму на бессмертную, а потом исчезло» [40]. Эдгар Кейси утверждал, что Иисус воскрес эзотерическим образом, «вылепившись из волн эфира» [41]. Елена Рерих писала: «Сейчас никто из интеллигентных или просвещенных (вероятно, все несогласные с позицией Елены Рерих, например христиане, к интеллигентным и просвещенным людям не относятся. - В.П.) людей не сомневается, что Христос воскрес не в своем физическом теле, но в теле тонком, или теле Света» [42]; «что же касается до предположения, что люди воскреснут в своих физических телах, то мне думается, что лишь абсолютные невежды могут так мыслить» [43]. Воскресение во плоти отрицает и теософия [44]. Если откровения Леви Доулинга еще как-то можно совместить с теософией и агни-йогой, то с представлением о воскресении Христа, предложенным Эдгаром Кейси, нельзя. Тонкое тело, согласно теософии и агни-йоге, есть у каждого человека. Оно может быть развито в разной степени у разных людей, но все люди имеют его с рождения. Согласно учению теософов и агни-йогов, Христос не имел необходимости формировать свое тонкое тело, Он явился в том теле, которое было у Него и до Его смерти. Интересно отметить, что эта позиция оккультистов не имеет ничего общего с христианской. Из тех, кто принимает Священное Писание как авторитетный для себя источник, вряд ли кто-либо будет спорить, что Лазарь, например, воскрес в физическом теле: «Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Ин.11:43-45). Что касается вопроса о том, было ли у воскресшего Христа физическое тело или нет, приведем несколько цитат из Священного Писания: «Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20:27). Если тело воскресшего Христа не было физическим, то до какого тела дотрагивался Фома? И мог ли Христос есть, пребывая в «тонком» теле? «Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» (Лк.24:41-44). Да, тело Спасителя после Воскресения проявляло особые свойства: Господь проходил сквозь запертые двери (Ин. 20:19), внезапно исчезал (Лк.24:31), являлся «в ином образе» (Мк.16:12) и т.д. Но в Священном Писании мы находим свидетельства о том, что и наши тела по воскресении будут иными: «…в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22:30); «…Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1Кор.15:44). Однако из этого еще не следует, что эти тела нужно понимать как т.н. тонкие тела в рамках оккультного учения. Апостол Павел прямо пишет о преображении тел в воскресении как о тайне: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор.15:51-53). Попытки строить разные гипотезы на этот счет, как пытаются это делать в частности оккультисты, есть не более чем квазифилософские спекуляции. Принимая откровения читателей «Хроник Акаши» за истину, христианам пришлось бы отказаться от Библии, так как они несовместимы по содержанию.
Как видим, информация, почерпнутая из «Хроник Акаши», отличается взаимными противоречиями, причиной чего может быть или лживость источника, или ложь «чтецов». В любом случае взаимоисключающая информация из так называемых «Хроник Акаши» заставляет поставить под вопрос доверие данному источнику. Труды, написанные по мотивам «Хроник Акаши», не заслуживают того, чтобы основывать свою духовную жизнь на их свидетельстве.
Ссылки
1. Ивлев Ю.В. Логика. М., Проспект. 2005. С.33.
2. На тему совместимости этих откровений с христианством см.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства; Совместима ли антропософия Рудольфа Штайнера с христианством?; Теософия: факты против мифов.
http://apologet.orthodox.ru/ 3. м.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.46.
4. Фролов И.Т. Философский словарь. М., Республика. 2001. С.705.
5. См.: Радхакришнан С. Индийская философия. 2.Т. М., Миф.1993.
6. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.46.
7. Блаватская Е.П.Теософский словарь. М., Сфера. 1994. С.32-33.
8. См.: Леви Х. Доулинг. Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея. СПб., Общество ведической культуры. 1994.
9. Оккультисты учат, что примерно каждые две тысячи лет меняются зодиакальные эпохи. Христианство возникло в эпоху Рыб, теперь оно должно смениться, как сделавшее свое дело, эпохой Водолея. Эпоха Водолея, согласно оккультизму, будет отмечена расцветом оккультных способностей у людей. См.: Леви Х. Доулинг. Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея. СПб., Общество ведической культуры. 1994. С.5-6.
10. Леви Х. Доулинг. Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея. СПб., Общество ведической культуры. 1994. С.13.
11. Чаша Востока. Письма Махатм. Рига. Лигатма. 1992. С. 195.
12. Леви Х. Доулинг. Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея. СПб., Общество ведической культуры. 1994. С.11.
13. Живая этика. Надземное.108.
14. Живая этика. Мир Огненный. Часть 1. 250.
15. Письма Махатм. Самара. 1993. С.608. Письмо 130.
16. Штайнер Р. От Иисуса ко Христу. Калуга. Духовное познание. 1994. С.125-126.
17. Рон Роудс. «Потерянные годы» Иисуса. Путешествовал ли Иисус на Восток? С-056(1)., Центр Апологетических Исследований.
http://www.apologetika.ru/ 18. Леви Х. Доулинг. Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея. СПб., Общество ведической культуры. 1994. С.14.
19. Леви Х. Доулинг. Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея. СПб., Общество ведической культуры. 1994. С.10.
20. Рон Роудс. «Потерянные годы» Иисуса. Путешествовал ли Иисус на Восток? С-056(1)., Центр Апологетических Исследований.
http://www.apologetika.ru/ 21. Леви Х. Доулинг. Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея. СПб., Общество ведической культуры. 1994. С.13-14.
22. «Сама я никогда автоматически не писала, но имела случай наблюдать этот процесс письма в Америке, где он очень распространен…». (Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.2. Минск. Лотаць. 1999. С.52). Интересно, кто лжет - Елена Рерих или ее ученица?
23. Фосдик З.Г. Мои учителя. М., Сфера. 1998. С.61.
24. См.: Питанов В.Ю. Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости.
http://apologet.orthodox.ru/ 25. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства; Совместима ли антропософия Рудольфа Штайнера с христианством?; Теософия: факты против мифов.
http://apologet.orthodox.ru/ 26. Штайнер Р. Духовное водительство человека и человечества. Духовнонаучное рассмотрение развития человечества. Калуга. Духовное познание. 1992. С.56.
27. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: Агни-йога против христианства.
http://apologet.orthodox.ru/ 28. Штайнер Р. От Иисуса ко Христу. Калуга. Духовное познание. 1994. С.125-126.
29. Штайнер Р. Духовное водительство человека и человечества. Духовнонаучное рассмотрение развития человечества. Калуга. Духовное познание. 1992. С.54-55.
30. Рон Роудс. «Потерянные годы» Иисуса. Путешествовал ли Иисус на Восток? С-056(1)., Центр Апологетических Исследований.
http://www.apologetika.ru/ 31. Штайнер Р. Духовное водительство человека и человечества. Духовнонаучное рассмотрение развития человечества. Калуга. Духовное познание. 1992. С.54-55.
32. Леви Х. Доулинг. Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея. СПб., Общество ведической культуры. 1994. С.46.
33. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.353.
34. Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.2. Минск. Лотаць. 1999. С.64. Письмо от 18.11.35.
35. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., КМП Сирин. 1993. Т.2 (4). С.621.
36. О том, путешествовал ли Иисус в Индию см.: Питанов В.Ю. Суд совести: Агни-йога против христианства.
http://apologet.orthodox.ru/ 37. Рон Роудс. «Потерянные годы» Иисуса. Ответ с позиций христианина. С-056(2)., Центр Апологетических Исследований.
http://www.apologetika.ru/ 38. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида Т.2.
http://www.theosophy.ru/byauthor.htm 39. Рон Роудс. «Потерянные годы» Иисуса. Путешествовал ли Иисус на Восток? С-056(1)., Центр Апологетических Исследований.
http://www.apologetika.ru/ 40. Леви Х. Доулинг. Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея. СПб., Общество ведической культуры. 1994. С.263.
41. Рон Роудс. «Потерянные годы» Иисуса. Ответ с позиций христианина. С-056(2)., Центр Апологетических Исследований.
http://www.apologetika.ru/ 42. Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.2. Минск. Лотаць. 1999. С.450. Письмо 03.12.37.
43. Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.2. Минск. Лотаць. 1999. С.437. Письмо 27.11.37.
44. Блаватская Е.П. Ключ к теософии.
http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm