Житие сорокалетнего графа Амвросия фон Сиверса, епископа Готфского андреевской ветви «Катакомбной истинно православной церкви», напоминает то историю психического заболевания, то похождения религиозного афериста, но отнюдь не безобидного.
Сегодня его виртуально-оккультная организация является наиболее экстремистской псевдоправославной сектой на территории России. Причем с откровенно фашистской идеологией. На соборе 2005 года церковью Сиверса к лику святых были причислены военные преступники периода Второй мировой войны Константин Воскобойник и Бронеслав Каминский. А до того - не кто иной, как Адольф Гитлер. В канонах ИПЦ есть даже молитвы св. Атаульфу Хитлеру (Берлинскому). Откуда же взялся этот странный человек?
Рассказывает историк Алексей Безгодов, главный редактор газеты «Старообрядческие вести»: «Настоящее его имя Алексей Смирнов, 1966 года рождения. В начале 80-х он хипповал и носил кличку «Граф», так как уже тогда причислял себя к потомкам немецкого графского рода. В середине 80-х он, как и многие другие хиппи, обратился в Православие и стал на некоторое время послушником Троице-Сергиевой Лавры. Затем Смирнов ушел из Лавры и объявился через пару лет уже как «инок Амвросий». В 1994 году он объявил, что в Сибири нашел очень старого епископа Амфилохия, последнего иерарха «Андреевского катакомбного единоверческого согласия», которого привез в Москву и который его поставил в сан «епископа Готфского». Пикантность ситуации заключается в том, что престарелый епископ якобы умер сразу после этого». Тем не менее фон Сиверс сумел втереться в доверие и получить деньги от Русской православной зарубежной церкви. Когда же иерархи РПЗЦ разобрались, что их надули, самозваный епископ нашел новую нишу - историческую.
Он осуществил масштабный проект по фальсификации истории русского Православия. Фон Сиверс нашел «документы» из истории катакомбного движения начала ХХ века. Долго ему удавалось обманывать историков и даже снискать популярность и авторитет. Но экспертиза «уникальных документов» доказала подлог. Подписи, будто принадлежащие пяти или шести епископам старой ИПЦ, были сделаны одной рукой - Смирнова-Сиверса.
Это «Амвросия» не обескуражило. «Сиверс начал формировать свою собственную конфессию. Он стал «рукополагать» множество «епископов», «священников». Однако никто их никогда не видел». Параллельно «Амвросий» попытался легализовать свой сан через официальные контакты со старообрядцами.
Авторитетнейший из старообрядческих епископ Киевский и всея Украины Савватий (Церковь белокриницкого согласия): «Было установлено, что его ставленая грамота не является старообрядческой ни по форме, ни по сути и противоречит ряду правил… никто из староверов Сибири никогда не слышал о епископе, который якобы поставил «Амвросия» в сан… в указанных «Амвросием» местах, где якобы проживают многочисленные «андреевцы», оных не обнаружено, и местные староверы ничего о них не слышали».
Но и это Смирнова-Сиверса не смутило, продолжает Алексей Безгодов: «Он стал, поливая грязью все конфессии, заниматься мифотворчеством. Главным его мифом является то, что к нему якобы массово присоединяются староверы. На поверку это оказалось ложью. К нему присоединились 20 человек, действительно бывших некоторое время в старообрядчестве, однако не имеющих старообрядческих корней и происходящих из разных праворадикальных партий вроде РНЕ».
Сам «фон Сиверс» утверждает, что в его «церкви» прихожан более миллиона. Это, очень мягко говоря, не так. Но и оценка Безгодова слишком оптимистична. По оценкам независимых наблюдателей, «церковь Сиверса» только в Москве насчитывает около 300 апологетов. Учитывая сетевую структуру «катакомбников», основанную на десятилетиях выживания в условиях конспирации, полной информацией о численности этой экстремистской организации может обладать только сам «Амвросий». Вступить в ИПЦ непросто.