Вагнеровские дни в Будапеште начались в 2006 году с Адама Фишера, выдающегося венгерского дирижера и в недавнем прошлом руководителя столичной Оперы. Заметки 10-летней давности сообщают, что фестивалю тут далеко до Байройта (там ставят Вагнера с 1876 года), билеты раскупаются не очень, а в зале есть пустые места. Сейчас же картина обратная. Мы покупали билеты за год, то есть летом 2015 года. Пустых мест в зале не было, а поклонники тетралогии съезжаются туда со всей Европы. Больше всего на мероприятии естественно венгров и немцев. Но английской, французской речи было слышно предостаточно. Зал в МУПЕ (Művészetek Palotája) в принципе не очень большой вместительности на 1699 мест, но с прекрасной акустикой. Это даже хорошо, потому что ощущается какая-то камерность происходящего. Как будто вы вступили в тайное сообщество вагнерианцев, которые раз в год собираются со всего мира на тайные вечери. Билеты у нас были естественно самые бюджетные, но даже с последнего ряда верхнего яруса было видно и слышно все прекрасно и без каких-либо помех.
У Байройта венгерский фестиваль перенял традицию делать ну очень длинные антракты между актами. Тут стоит заметить, что «Золото Рейна», показываемое в первый вечер, так вообще идет 2,5 часа без антрактов. Стоит морально подготовиться всем, кроме фанатов фильмов Кристофера Нолана. Остальные же части тетралогии идут примерно 3,5-4 часа сценарного времени с двумя антрактами по 50-60 минут. Во второй вечер это стало для нас неожиданностью. Но потом мы освоились. За это время вы можете перечитать либретто на русском. Сама опера звучит на языке оригинала - немецком, а субтитры включают венгерские и немецкие, так что это полезно. Выпить шампанского, наделать 500 фото в инстаграм, рассмотреть архитектурные интересности самого здания, прогуляться до Дуная.
Фото из гугла. На ней моя любимая лестница в нижний холл.
В конце концов, взять переносной холодильник из гардероба, где вы его оставили на время спектакля. Выйти с друзьями на верхний балкон с видом на Дунай, налить себе пива, шампанского или вермута с минералкой, и пить все это на свежем ветерке, закусывая фруктами и сыром и обсуждая постановку. Именно так делали наши соседи по мероприятию итальянцы.
Еще одно заимствование у старшего брата-фестиваля - это оригинальные приглашения на следующий акт. На один из балконов на улице или в холле, или на лестницу выходят трубачи и трижды играют тему из предстоящего акта оперы. Зрители кричат им «Браво», доедают свои крендели, оставляют бокалы из-под шампанского и следуют в зал на очередные 1,5 часа представления.
Сама сцена и декорации спектакля весьма аскетичны. На сцене стоит постамент, подсвечивающийся разными цветами в зависимости от сюжетного повествования. Несколько ярусов ступеней наверх в центре и по бокам. На постаменте панно из 12 полупрозрачных стекол, выполняющих роль экрана для проекции на него визуального ряда. На картинке сцена из видеоряда с дочерьми Рейна. На экране вода и плавающие в ней блондинки. Русалки и гном Альберих на сцене.
Само визуальное решение мне очень понравилось. Оно не отвлекало, местами было весьма оригинальным. Например, строительство замка Богов в Валгалле было просто изображением облачного неба с современным башенным краном.
О том, как создавалось произведение можно прочитать по ссылке.
Конечно, я могла бы долго рассказывать о своей любви к оперному жанру и о том, что Вагнер начался для меня с уроков музыки в школе. Но по правде увлеклась творчеством этого композитора я из-за своей любви к кинематографу. Фрэнсис Форд Коппола «Апокалипсис сегодня». 9 вертолетов над побережьем в фильме - это полет девяти сестер-валькирий на своих конях. Хотя по правде в третьем акте их летало восемь в поисках своей девятой сестры. Но девять вертолетов - символичнее. Это до сих пор одна из моих самых любимых в визуальном смысле сцен в кинематографе.
Click to view
Но ни один режиссер мира не передаст при всех своих талантах той мощи, тех эмоций, которые пробудятся в вас в зале, когда симфонический оркестр заиграет tutti. Когда мужской хор заголосит торжественно в «Гибели богов». И наконец когда перед своей гибелью прекрасная Брунгильда споет арию и Валгалла сгорит в огне. Теперь после того, как я прослушала все 4 оперы, мне сложно выбрать ту, которая стала бы любимой. Я рада, что у меня хватило сил услышать произведение целиком.
Я не буду врать, 4 дня и 15 часов это немного тяжело физически. Но во всем этом действии столько страсти, эмоций и огня!
Из исполнителей для себя я выделила Эвелину Херлитциус, исполнявшую в «Валькирии» и «Гибели Богов» Брунгильду. Это такой голос, такая экспрессия. Дебютировала кстати в 2002 году в Байройте, в копилке имеет Грэмми. Она бесподобна. И Кристиан Франц, певший Зигфрида в «Гибели богов».
В завершении добавлю, если у вас есть страсть к опере, то хотя бы раз полностью «Кольцо Нибелунга» услышать стоит. Если есть деньги, возможность, бегите на сайт
МУПЫ и покупайте абонемент на фестиваль 2017 года.
Саму тетралогию я могу быстро пересказать в подростковом стиле. Жил-был гном Альберих. Он пошел к Рейну, прельстился русалками, побегал за ними и украл у них магическое золото из реки. Вернулся домой и сковал кольцо, дающее власть над миром и величие.
Бог Вотан строит замок в Валгалле, но его жена Фрика недовольна стройкой. Так как строителям - великанам в качестве оплаты отдана ее сестра богиня юности Фрейа. Великаны Фазольт и Фафнер не хотят ничего, кроме Фрейи, а Вотан не хочет ее отдавать отчасти потому что она поставляет Богам волшебные яблочки, без которых они все постареют и помрут. Тут приходит братец Логе (он же в некоторых источниках Локи) и предлагает сложноорганизованную махинацию - обманом отобрать у гнома Альбериха Волшебное кольцо и отдать великанам, а Фрейю с яблоками оставить при себе.
Вотан и Логе спускаются в Нибельхейм, где в кузнецах пашут порабощенные кольцом и Альберихом нибелунги. А еще там живет брать Альбериха Миме, который сделал ему шлем-невидимку, но Альберих все равно чмырит и издевается над братом. В итоге Боги отнимают у гномов и кольцо, и сокровища. Альберих проклинает кольцо и любого его владельца на страдание и смерть. Кольцо достается великанам, те ссорятся. Фафнер убивает Фазольта, а сам уползает в лес и становится драконом.
Во второй опере действие происходит на земле. Незаконный сын Вотана от смертной Зигфрид натыкается в лесу на хижину. Там влюбляется в Зиглинду, жену своего врага Хундинга. Зигфрид с Зиглиндой сначала страстно влюбляются, а после неожиданно выясняют, что они брат и сестра близнецы. Но поздно.
Вотан намерен наказать парочку за инцест, и посылает любимую дочь валькирию-воительницу Брунгильду убить влюбленных. Но та приказа отца не выполняет, а спасает беременную девушку. А в битве с Хундингом при помощи Вотана убивают Зигфрида и ломают его волшебный меч. Сестры Брунгильды помогают укрыть Зиглинду в лесу, где дракон спит на золоте Альбериха в пещере. А Брунгильду отец лишает божественных почестей, но, смиловавшись, вместо убийства усыпляет в огненном кольце. Правда Брунгильда должна стать женой первого, кто через огненное кольцо сможет пройти. Плюс в том, что пройти огонь может только герой с чистым сердцем. Потому что абы кому свою дочь Вотан все равно отдавать не хочет.
В третьей опере «Зигфрид» идет жизнеописание сына Зигфрида. После заварушки в "Валькирии" беременную Зиглинду при смерти находит в лесу тот самый унижаемый гном Миме из «Золота Рейна». Родив Зигфрида, Зиглинда умирает, оставляя сына и сломанный меч своего любовника-брата Миме. Миме растит мальчишку, отчаянно пытаясь выковать ему хороший меч. Он хочет, чтобы мальчик с мечом сходил в пещеру, убил дракона и отдал ему Волшебное кольцо брата Альбериха. В итоге Зигфрид сам перековывает отцовский меч. А затем идет и убивает дракона, а заодно и Миме. Хотя Миме сам напросился, желая отравить Зигфрида и забрать кольцо. Затем Зигфрид идет к огненному кольцу, спасает Брунгильду, влюбляется в нее и все такое. Ну тоже маленький инцест между теткой и племянником. Правда в этот раз Вотана он уже не волнует.
В финале кипят бурные страсти. Вместо того, чтобы спокойно жить с Брунгильдой, Зигфрид отдает ей кольцо и идет совершать подвиги. Приплывает по Рейну в замок святого семейства Гибихунгов. Те решают обманом оставить героя у себя, приворожив зельем и женив на сестре. Зигфрид выпивает зелье, забывает Брунгильду, сходит сума по Гутруне, сестре Гунтера. А Гунтер безумно влюблен в Брунгильду, но через огонь пройти не может. Зигфрид под опиатами братается с Гунтером и достает из кольца огня с помощью волшебных прибамбасов свою же собственную жену, чтобы она стала женой Гунтера. Ее привозят в замок, где начинаются разборки кто чья жена и кто кого предал и обманул. Брунгильда от разочарования открывает Гибихунгам как убить Зигфрида и где слабое место в его броне. Сводный брат Гунтера и по совместительству сын того самого гнома Альбериха от отца узнает о волшебном кольце. И под предлогом отмщения за вранье и предательство решает убить Зигфрида, заманив героя на охоту. Правда перед смертью Зигфрид приходит в сознание и вспоминает свою единственную любовь Брунгильду. Тело приносят в замок. Гибихунги пытаются сделать вид, что его убил вепрь и все нормально.
Гутруна рыдает, Брунгильда рыдает и понимает, что повинна в смерти мужа. Гунтер не выдерживает и рассказывает всем все и про зелье, и про убийство Зигфрида. Все или пребывают в шоке, или мечутся в гневе. Брунгильда приказывает с почестями сжечь мужа на Рейне и в последний момент сама со своим летающим конем бросается в огонь, чтобы умереть с мужем. Проклинает Валгаллу, а это самое кольцо, из-за которого началось все, завещает найти в ее пепле после сожжения русалкам Рейна. Чтобы наконец вакханалия со смертями и проклятиями закончилось раз и навсегда. Все мертвы. Валгалла в огне! Финал.