"Субстанция" фестивальная картина Корали Фаржа, уже изрядно пошумевшая в наградном сезоне и подарившая Деми Мур первую за многие годы награду «Золотой глобус». Своеобразная женская версия "Портрета Дориана Грея" с вежливым цитированием культовых работ мастеров фантастических хорроров.
Так как интернет уже заполнен большим количеством местами спорных, но интересных рецензий на фильм, оставлю в ЖЖ личное субъективное мнение о том, что в работе режиссера(ки) очень понравилось, а что вызвало вопросы. Под катом все как я люблю - простыня из слов, куча картинок культовых актрис голливудского периода "sex appeal прежде всего":-)
"Субстанция" - фантастический органик-хоррор, рассказывающий историю популярной актрисы, что банально постарела и перестала интересовать Фабрику грёз. Корали Фаржа немного манерно и гротескно снова пытается поговорить со зрителем о насилии над женщиной. Но если прошлый фильм автор посвятила насилию физическому, то в "Субстанции" речь идет о ментальных нарушениях из-за сексуальной объективации.
Зато разговаривает она со зрителем красивым кино-языком, тут и там цитируя классиков жанра, в один ряд с которыми желает встать в будущем. В сети уже есть разборы-сравнения сцен и кадров, где процитированы ленты "Голова-ластик", "Человек-слон" Дэвида Линча, "Видеодром", "Муха", "Обед нагишом", "Экзистенция" Дэвида Кроненберга. И ,наверное, самый узнаваемый оммаж - "Сияние" Стэнли Кубрика. Хотя кое-что из "Космической одиссеи 2001" здесь тоже присутствует. Но все равно на "Сияние" Фаржа кивает чаще, показывая психологическую трансформацию главной героини, красавицу/старуху из комнаты 237 и даже один ковер в коридоре.
Картинку ковра в обзоры чаще вставляют из фойе "Оверлука", а мне кажется, что акцент режиссер делала именно на золотой зал с барной стойкой, события в котором стали отправной точкой сумасшествия Джека. «Я бы сейчас душу отдал за глоток выпивки!» (с)
В "Субстанции" тоже есть сцена в баре с алкоголем, после которой Элизабет заказывает стартер-кит субстанции, создает вторую себя и запускает процесс необратимого саморазрушения. Хотя это про физические видоизменения.
Психологический надлом изображен в сцене автомобильной аварии, где героиня наблюдает уничтожение рекламного баннера зубной пасты. Вот из-за этой сцены родился этот разбор, потому что захотелось обсудить, чем и кем режиссер вдохновлялась, создавая образ постаревшей Элизабет Спаркл.
Понятно, что история посвящена бешеной ротации всех сексапильных актрис Голливуда. Корали Фаржа выбрала декорацией фильма неоновые 80-ые, хоть я и считаю, что имя героиня получила в честь Элизабет Тейлор. Но все остальное у мисс Спаркл от моделей и актрис 70-80-х - от Джейн Фонда до самой Деми Мур. Купальник на баннере в окне, что помешал Элизабет принять себя возрастной красавицей - Джейми Ли Кертис в "Идеально", Джейн Фонда в своем шоу аэробики, одна из топовых моделей "Sports Illustrated Swimsuit" Кристи Бринкли (роковая блондинка из "Каникул" Гарольда Рамиса).
Сцена с диетической Колой - реклама газировки 80-х, где по классике жанра утомленная зноем или спортом красотка жадно пьет ледяной напиток. Тут пусть будет Шэрон Стоун, но есть еще очень известный клип "Пепси" с Клаудией Шиффер.
Подначки про "Оскар" - это про дебютировавшую в "Кинг-Конге" модель Джессику Лэнг.
Вот сцену с Конгом и бусами все помнят, а эротичную съемку в секс-шортиках у водопада нет:-)
Самая моя любимая цитата про прическу, что в 4 и 6 частях "Звездных войн" носила Принцесса Лея. Все же знают историю появления бикини Леи? Короче, даже Кэрри Фишер голосовала за то, что с мужской одеждой у принцессы Органы перебор и надо поэротичнее!
Так вот реклама зубной пасты - это про некую обязательную составляющую развития карьеры в Голливуде, когда старлетка, набирая популярность, в обязательном порядке получала контракты на рекламу зубной пасты или шампуня. Здесь рвут рекламу бренда "Tooth Bright", а в 80-ые Колгейт активно продвигал линейку "Ultra Brite", главным лицом которой на десятилетие стала актриса и модель Фэрра Фосетт. И кстати попадание в рекламу зубной пасты "Tooth Bright" дало старт карьере будущей звезды "Агентство Лунный свет" Сибилл Шеперд. Но в рекламе ротация куда жестче, чем в актерской карьере. Я вот в последние пару лет наблюдаю, как вместо Кейт Бланшетт духи теперь чаще рекламирует Сэйди Синк, а у Шарлиз Терон недавно забрали рекламу парфюма J'adore.
Если вернуться к "Субстанции", то с визуальной стороны у Корали Фаржа все получилось. Она взяла узнаваемые кадры, но видоизменила их и наполнила своими личными смыслами, как часто бывает в современном искусстве. Была клевая аудиоцитата (или две, считая Штрауса) к Хичкоку - музыка из "Головокружения" во время финальных сборов монстра на шоу, где ты должен был как бы сам перенести смысл от персонажа старого фильма на образ в этом кино. Сложно, но можно.
Попытка поговорит о вреде сексуальной объективации хорошая. Но мне кажется, что прием режиссера с раздвоением сработал не на каждом зрителе. При всех напоминаниях через кадр буквами и фразами не все зрители прочувствовали, что это история самоборьбы. И рассуждали о событиях "Субстанции", как о войне двух женщин разного возраста, что на мой взгляд неправильно, ведь психологические проблемы героини куда глубже, чем банальное желание выглядеть молодухой. А еще считаю, что с третьим актом автор затянула. Мне вот последние пол часа уже было скучно. А заскучав, я начала иронично посмеиваться, что сцена с "все, что от нее осталось - лицо" в "Доктор Кто?" была снята злее и ироничнее. Полноценного катарсиса в финале не испытала и мне в целом не очень зашел этот кровавый китч. Но все равно безумно рада за Деми Мур, потому что это очень смелая актерская работа.