«Гладиатор 2» - свежий пеплум от Ридли Скотта: все тоже самое, что в первом "Гладиаторе", но 16 лет спустя. Монументальное художественное произведение, но чтобы всецело оценить размах и помпезность, зрителю придется оставить весь свой цинизм и знания истории Древнего Рима за дверьми кинозала:-)
Личное мнение о картине очень коротко, но со спойлерами. Немножко про историю, известного французского художника и собачек себе на память.
Для сюжета второй части «Гладиатора» Скотт и Ко изобретать велосипед заново не стали, а просто пересобрали хорошо работающую конструкцию с новыми деталями. Оно и правильно, а с первой части еще 12-летний наследник оставался с тайной отцовства! Пусть "выйдет из пустыни" и объединит нацию! Что может работать лучше, чем вечный библейский сюжет, да?:-) Но разбирать на детальки мы все это не будем, а то в голову лезут сплошные аллюзии про прогнившую монархию и вред от революционно восставших рабов:-) С другой стороны авторы этого фильма очень старались в альтернативную историю, ну чтобы визуально как Древний Рим, но невзаправду. И видимо вышло так хорошо, что теперь Скотту в рецензиях прилетает за все - от воинствующих бабуинов с акулами, возраста императора Каракаллы до измерения ширины береговой линии древней Нумидии! Вот она магия кино и разве это не прекрасно:-)
Вспомним известную историю (версия, которая нравится лично мне), как Ридли Скотт пришел в музей Phoenix Art Museum в Аризоне, увидел известное полотно французского художника Жана-Леона Жерома
"Pollice verso" («Пальцы вниз») и придумал идею "Гладиатора". А может он подумал: вот та самая картина, которая вдохновила Стэнли Кубрика на визуал в "Спартаке", и я тоже смогу еще и два раза подряд! Жан-Леон Жером в мире искусства прославился не только тем, что после премьеры "Pollice verso" искусствоведы, археологи и историки перессорились из-за этих поднятых вверх или вниз императорских пальцев. В Риме то никто так пальцами не тыкал, а весталки так вообще никогда за смерть не агитировали. Он также смог стать знаменитым, нарисовав совершенно вопиюще непристойную картину о проститутках в римском лупинарии. На тему Рима и Колизея у него есть еще "Последняя молитва христианских мучеников", "Гонки колесниц в Древнем Риме" и "Ave Caesar! Morituri te salutant". А еще я искренне считаю, что в Диснее с одной из его картин списали образ Симбы:-) В общем люблю Жерома за то, что стольких режиссеров смог вдохновить.
А вот что у авторов "Гладиатора" взаправду, так это все декорации и местами визуал. Здесь прекрасная дизайнерская работа и шикарно все - от женских нарядов и обуви до гладиаторских доспехов, от украшений до причесок и макияжа. Морские сражения и батальные сцены в Африке, визуализация навмахии в Колизее, да даже венацио с компьютерными обезьянами и целый носорог в доспехах! Но на одном болливудском сюжете и пафосных сценах резни сама картина развалилась бы на части. Хорошо, что за римский цемент здесь шикарные актерские работы, особенно Дэнзела Вашингтона.
А уж когда в своих парадных доспехах в кадр вошел Маркус Акакиус...я отключилась и дальше все как в тумане.
Ах, Акакиус - Акакиус!
Ну и еще одна реалистичная деталь в картине Ридли Скотта - собаки. У Луциллы в доме жили две прекрасные vertragus, возможно, египетские слюги. И если слюги и именно с территории Египта, то можно было бы притянуть сюда мысль, что у матери все же было сердце и она хотя бы пыталась вернуться в те края и поискать сына. А еще в самом Колизее в клетках мелькнули молоссы, которых сейчас мы больше знаем как кане корсо. И хорошо, что только мелькнули, ибо никто из нас не хотел визуализацию венацио с настоящими песелями, да же?:-)
п.с.: если хотите реальные факты про гладиаторов в Колизее, рекомендую
лекцию "Мослектория" от археолога Александра Бутягина. У него вообще всегда супер интересные лекции на тему Греции и Древнего Рима.