Ретроспектива. Экранизации романов Джона ле Карре

Nov 11, 2024 13:55

Я несколько раз в ЖЖ упоминала, что творчество Джона ле Карре из-за отсутствия в романах хоть какого-то экшена чаще вызывало у меня зевоту. Исключением стал роман ле Карре "Ночной администратор", как следствие и сериал по нему с Томом Хиддлстоном и Хью Лори стал у меня любимым. И вот на остаточных парах после просмотра "Медленных лошадей" решила, что настало время посмотреть старые сериалы BBC по романам "Шпион, выйди вон!" и "Люди Смайли". Ну и заодно пересмотрела полнометражные экранизации "Шпион, выйди вон!" 2011 года и "Самый опасный человек".



Под катом обо всем с неофитского ракурса: ноль умных мыслей, просто чуть информации о хрестоматийном образе Смайли, камео сейчас культовых, а тогда начинающих карьеру актеров, пара отсылок к другим шпионским франшизам. Спойлеры убраны под специальный кат. Но если в процессе чтения осознаете, что впервые хотите посмотреть какую-то версию культового "Шпион, выйди вон!", то заглядывать в спойлеры крайне не рекомендую.



Итак, после серии шпионских романов, где кадровый офицер разведки "Цирка" Джордж Смайли был второстепенным персонажем, ле Карре пишет так называемую «Трилогию Карлы». Книги «Шпион, выйди вон!» (1974), «Достопочтенный школяр» (1977) и «Команда Смайли» (1979) посвящены противостоянию британской разведки в лице Смайли и русской, где за нитки шпионских интриг дергал агент КГБ по кличке "Карла". Первая книга трилогии «Шпион, выйди вон!» самая успешная и громкая, отчасти посвящена реальному скандалу в британской разведке, когда в 1963-м году выяснилось, что сбежавший в СССР высокопоставленный агент Ким Филби около 30 лет шпионил для Советов в британской МИ-6.



Сюжет романа рассказывает историю, как глубоко больной глава МИ-6 "Контроль" ловит паранойю, что в узком кругу его приближенных агентов есть "советский крот". Но умирает прежде, чем успевает найти подтверждающие сей факт улики. И тут вышедшему на пенсию Джорджу Смайли внезапно попадает в руки одна ценная информация, которая может раскрыть личность "крота".

Сериал 1979 года "свежий" с учетом года публикации самого романа. В главной роли Смайли уже успевший съездить к Джорджу Лукасу драматический актер Алек Гиннесс. В сериале есть свой стиль - быт Англии тех лет и скромное обаяние буржуа на высших постах власти. А еще ресторанные посиделки за стопочкой хереса, трости, шляпы-котелки и неповторимый британский юмор. А вот чего в сериале нет, так это хоть какой-то беготни и даже стрельбы.



Здесь все тайны случайно разбалтываются в пабе за пинтой, а нужные улики легко достать из шкафа-хранилища без кодового замка. Ключевые персонажи все на месте. На кадре красавчик-соблазнитель россиянки Ирины Рикки Тарр и правая рука Смайли - Питер Гиллем.



Про финал истории уже [со спойлерами].

Во-первых, в сериальной версии нам показывают сцену встречи Смайли и Карлы в Дели, когда Джордж еще не знал, что встретил и попытался завербовать своего главного соперника. Если не узнали, то это 39-летний Патрик Стюарт.



Вежливо отданная русскому агенту зажигалка, что в итоге стала причиной распада крепкого брака Джорджа Смайли. Всего лишь милая любовная надпись от жены, но ценная информация о слабом месте в броне шпиона.



В плане повествования и ключевых моментах старая версия "Шпион, выйди вон!" мало отличается от версии 2011 года. Но я считаю, что из свежего варианта зря убрали разговор Смайли с предателем Биллом Хейдоном. Очень-очень зря, ведь его пылкая речь о скрепном мироустройстве в России и о том, как гниет Запад в разврате, а США вообще за гранью морали - все это слушается очень современно, если вы понимаете, о чем я:-) Если честно, я для себя так и не решила, у кого получилось лучше сыграть Хейдона полной тварью. Иэн Ричардсон в этом образе прекрасен и великолепен, но и Колин Фёрт сумел.





"Люди Смайли" 1982 года легко можно назвать прямым продолжением "Шпион, выйди вон!". Весь сюжет второй части крутится вокруг внедренных тут и там российских и британских агентов, а в финале возвращает нас к шпионской дуэли между Смайли и "Карлой". "Люди Смайли" по темпу еще медленнее, а разговоров тут еще больше, но также добавили убийств и драмы.

Зато нашла сцену, в которой Смайли проходит по холлу клуба Реформаторов на улице Pall Mall! Так вот кто из шпионов ходил туда, пока это еще не стало мейнстримом:-)



А еще здесь в камео был замечен Алан Рикман. Вообще в этой дилогии про Смайли снялось столько культовых британских актеров, что устанешь их перечислять, да и известны они на самом деле только фанатам экранизаций от BBC.



Например, вот Майкл Бирн, заботливо укрывающий своего бывшего босса в отставке пледиком, хотя 10 минут назад кричал и возмущался, что из-за расследования Смайли лишился работы в "Цирке":-)



В итоге скажу, что такое медленное и старомодное повествование (я уже молчу об озвучке и качестве картинки) не каждому порекомендуешь. Фанатам романов Джона ле Карре порекомендую. Из-за близости экранизаций к году публикации романов и в целом мировой ситуации наполнение внутри выглядит органично-обыденно, но довольно "натуралистично". Мне очень понравилось. Алек Гиннесс - прекрасен!

"Шпион, выйди вон!" 2011 года от Томаса Альфредсона многие считают не очень удачной экранизацией. Не мне судить, но скорее это "ультрас", что не желают перемен и хотят видеть Джорджа Смайли хрестоматийным Алеком Гиннессом. Ну, наверное, у нас гневились бы побольше, если бы кто сейчас решил переснять "Шерлока Холмса" с Ливановым. Я же этот фильм Альфредсона не с первого раза, но полюбила. Сейчас пересматривала с ракурса дизайна и операторской работы Хойте Ван Хойтема.



Прочитала парочку очень интересных обзорных статей о том, как это кино задумывали. Режиссер Альфредсон и оператор долго изучали сборник фотографий Эдвина Фигера "London: City of Any Dream Hardcover", посвященного стилю Лондона 60-х. Им хотелось, чтобы повествование и персонажи постоянно были помещены в некое подобие фреймов - квадратов или прямоугольников. Одни прямоугольники должны были помещать персонаж в центр, как на портрете или разделять пространство кадра на повторяющиеся блоки.



Другие визуализировать состояние паники или беспорядка. В этой сцене Джим Придо ждет решение о своей судьбе после неудавшейся операции в Чехословакии.



Художник-декоратор Татьяна Макдональд в статье "Шпионы дома" подробно рассказывает, как прорабатывалась колористика и придумывались личные интерьеры для каждого персонажа ленты. По ее словам, эстетический мир фильма артикулируется через используемую палитру, например, грязно-розовый используется щедро, чтобы вытащить наружу отвратительную изнанку шпионажа. В одном из интервью Джон Хёрт рассказал, что не до конца осознавал насколько безумен его персонаж "Контроль", пока не увидел дизайн его квартиры. А еще в этом фильме очень часто используют вид из окна, чтобы зритель как бы сам шпионил за главными героями.



[Спойлеры про финал истории]

Во-первых, в этой версии Карлу лицом нам не показывают. Он лишь манипулятор с зажигалкой от жены Смайли, что придумал весь этот план соблазнения Энн. Кстати, в этой версии как точно выглядит Энн мы тоже не знаем.



Во-вторых, в этой версии нет грандиозного спича покаяния Хейдона в тюрьме. Зато про его бисексуальность и, возможно, институтский роман с Джимом Придо заявляют более явно. От этого вся финальная драма с убийством Хейдона выглядит мощнее. Хотя я все еще не уверена в какой из версий это любовное предательство сыграно лучше. Марк Стронг и Фёрт отыгрывают драму без слов на взглядах, что тоже шикарно!





Считаю, что экранизация 2011 года тоже удалась. Гиперстильная, с шикарной операторской работой и стилевыми решениями. Актерский состав топчик. Гэри Олдман не хуже Алека Гиннеса, а Смайли у него другой, но тоже прекрасно сыгран.

А это на рождественской вечеринке в МИ-6 торжественно вскакивает, чтобы проорать гимн Советского Союза писатель Джон ле Карре:-)



Самый опасный человек (A Most Wanted Man, 2014) пересматривала тоже с угла дизайна и операторской работы. Антон Корбейн у нас все же мастер клипового визуала, а тут еще явно делал все с оглядкой на дуэт Альфредсон - Ван Хойтема, цветовую гамму только изменил:-)

Сюжет фильма еще скучнее вышеупомянутых. Базовая разработка вербовки чеченского беженца Исы Карпова, который удачно оказывается сыном покойного русского генерала. Сотруднику спецслужб ФРГ Гюнтеру Бахманну нужен не сам Иса, а те деньги, что для парня в Гамбургском банке оставил папа, ведь с помощью этих миллионов можно завербовать рыбку покрупнее, что выведет на исламских террористов.



Это одна из последних ролей Филипа Сеймура Хоффмана и он здесь хорош! И кстати лично мне Лэмб в "Медленных лошадях" по образу больше всего напоминает как раз сломленного и выброшенного на обочину шпионажа Бахманна.



Само кино стильное и очень красивое, актерские работы тоже хороши. Но главная проблема в том, что сюжетно оно скорее для тех, кто способен разобраться в хитросплетениях противостояния контрразведки ЦРУ, МИ-6 и остальной Европы, а еще знает о скандалах с принудительной выдачей преступников тех лет.

На этом заканчиваю. Но напоминаю, что в "Шпион, выйди вон!" 2011 года есть статуэтка-собака, которая связывает персонаж этого фильма с персонажем из "Бондианы" за авторством Сэма Мендеса:-)

п.с.: Личная история для всех, кто долистал простыню. В воскресенье рано утром шла на автостанцию в своем городе, а прямо над моей головой (не вру) пролетели два украинских БПЛА-низкопланов. Ощущения при этом так себе, скажу я вам.

шпионы, экранизации, ЛеКарре, британцы

Previous post Next post
Up