"Мальчик и птица" новое долгожданное творение Хаяо Миядзаки. Если коротко, то особенных восторгов у меня не вызвало, но визуально это несомненно еще один шедевр мастера.
«Мальчика и птицу» справедливо можно назвать сборником самоповторов и цитировании себя от Миядзаки. Здесь опять автор немного цитирует свою биографию, опять рисует полеты (тут птиц) и обращается к теме авиации. Фоном снова темы войны и смерти кого-то из близких главного героя. «Мальчик и птица» очень взрослое произведение и даже притча, где метафоры и аллегории так часто накатывают одна на другую, что зритель не успевает перевести дух. И весь сеанс в кинотеатре тебе грустно, а внутри что-то щемит, потому что в красивой сказочной прорисовке много серьезных вопросов, на некоторые из которых ответов не существует. А Миядзаки в который раз нарисовал волшебной красоты мистический портал и некий Рубикон, который его главный герой должен перейти и стать взрослым, совершив осмысленный выбор, научившись принимать боль и потери.
Во время просмотра медитативность рассказа меня сильно нервировала. Но сейчас я считаю, что может автор этого и добивался? Чтобы в этой "быстрой жизни" с суетой зритель остановился - созерцал, думал, грустил. Еще видно, что Миядзаки все еще отлично разбирается в глобальной европейской культуре. Показалось, что в образе Демиурга из "вавилонской" башни автор больше ссылается на библеизмы и европейский мистицизм, чем на восточную философию. Хотя из головы не идет тот факт, что это произведение практически все о женщинах, где женщина и Дева-мать, и жертвенница, и хранительница очага - Нацуко, Хими, Кирико, а еще стихии У-син - вода, огонь, земля.
Но весьма внезапно в этой анимации у Миядзаки очень много цитирования классиков-художников. Самое бросающееся в глаза, конечно, «Остров мёртвых» Арнольда Бёклина. А еще здесь была очень узнаваемая цитата из "Водяных лилий" Клода Моне, а также намеки на импрессионистов и вроде (не очень уверена) на прерафаэлитов. АПД: Теперь на 100% уверена (прослушала лекцию и есть в документалке про него). Побывав в Лондоне, Миядзаки так впечатлился картиной «Офелия» Милле, что даже словил легкий вайб зависти к творчеству художника, который так внимательно вырисовывал все детали и нюансы. Можно предположить, что Миядзаки не забыл эту эмоцию и передал в своей последней работе в виде экфрасы.
«Мальчик и птица» совсем для взрослых, но умное и красивое произведение мастера. Но я предпочту остаться в тех его мирах, которые разные там критики все чаще награждают терминами "детские" и даже "пошловатые" - "Унесенные призраками", "Мой сосед Тоторо", "Ведьмина служба доставки" и "Ходячий замок".