Киновыходные. Старая добрая Англия

Aug 17, 2022 16:00

Сегодня вернусь к любимому жанру мини-сериалов-экранизаций известной британской прозы. Ниже обзор на экранизации двух моих любимых романов, а также детектива Агаты Кристи, который я лениво пока не читала.

Ярмарка тщеславия (Vanity Fair, 2018) - слегка модернизированная версия романа Уильяма Теккерея, явно желающая угодить консервативной аудитории, но при этом и привлечь новую - помоложе.





Сам Уильям Теккерей опубликовал роман в Викторианскую эпоху, хотя события в книге разворачиваются в эпоху Наполеоновских войн. "Ярмарку тщеславия" смело можно считать предтече еженедельных сериалов - история публиковалась в журнале "Punch" аж 18 месяцев.

Теккерей, если хотите, писал "Дyxless" для аудитории тех лет, у которой популярностью пользовалось все, что соответствовало моде на "Викторианскую мораль". Дерзко оставив роман без главного героя, автор выстроил свое произведение на противопоставлениях: добродетель-безнравственность, бедность-богатство, ложь-честь, жажда наживы- скромность без излишеств и т.д.

За пороки в романе отвечала пара Ребекка Шарп и Родон Кроули. Но это в романе, в современной экранизации авторы образы всех действующих лиц смягчили. У нас ведь в кино тоже своя Эпоха - толерантности и переосмысления антагонистов. Вот и тут и Бекки не такое уж вселенское зло, которому не место в этичном и добродетельном мире. Про Родона вообще молчу, потому что в этой версии его почти идеализировали, чтобы дамы у экрана страдали. И дама в моем лице ессно повелась на этот прием, потому что кто устоит перед Томом Бейтманом в красном мундире?



Вообще авторам выговор. Взяли на все три мужские роли таких красавцев, что глаза разбегаются. Как избавиться от вечной женской проблемы прощать все негодяйство за смазливое личико? Ну каммон! Осборн Чарли Роу тоже хорош и опять его глупость и расчетливость просто заменили на чрезмерную романтическую пылкость юноши. Даже Джосс Сэдли вышел не карикатурой, а "простить и пожалеть". В итоге и само произведение смотрится лайтово как мелодрамка, явно не пытаясь особо морализировать и задвигать про нравственность. Даже хз хорошо это или плохо.



Все равно Доббин лучший! Финальные разборки между Эмилией Сэдли и Доббином на совместном отдыхе, конечно, за уши притянутая драма, но фиг с ней. Джонни Флинн все равно здесь прекрасен, как утренняя заря летом.



Что до общего впечатления, то скорее да, чем нет. Очень красиво - все эти наряды, немного фривольности в кадре только радуют. Совершенно бомбичная сцена битвы при Ватерлоо с кучей массовки. Много сатиры и шуточек, думаю, что сатирику по призванию Теккерею это бы понравилось. Совершенно внезапно каждый эпизод заканчивается современной музыкой. Но как же восхитительно трагична сцена со стоящим под ливнем у церкви Доббином под "Never Tear Us Apart". К тому же пела ее для сериала моя любимая Палома Фэйт. Или еще более прекрасное окончание 4-го эпизода с началом битвы при Ватерлоо под "Running Up That Hill" Кейт Буш. Действительно "A Deal With God"! Сериал вышел прекрасный.

Доводы рассудка (Persuasion, 2022) - попытка привнести еще больше модернизма в культовое (для фанаток) произведение Джейн Остин.





Начну с личного: "Доводы рассудка" - мой самый любимый роман у Джейн Остин. Почему и как так вышло - это отдельный разговор. "Доводы" может не такое насыщенное событиями, иронией и персонажами, как предыдущие более ранние романы Остин. Но мне нравится как раз за сдержанность, осеннюю меланхолию, мысли про увядающую молодость и более спокойные размышления обо всем, что происходило с героиней. Как она анализирует свою юность, ее поведение в настоящем и философские размышления, которым она придается, представляя свое будущее. Увидела ли я все это в новой экранизации? Скорее нет, чем да. Хотя мне очень понравился выбор актрисы на главную роль. Бесспорно, предыдущие актрисы шикарны. Но чисто визуально Энн Дакоты Джонсон понравилась мне больше всего.



Давно пора было слегка освежить образ Энн Эллиот. Это и моя философия по жизни: если все у тебя неоч, то это не повод отказывать от красивого наряда, хорошей укладки и улыбки на лице. А пореветь можно в ванне перед сном, залив в себя пол бокала винишка. А помните времена, когда "Гордость и предубеждение" Джо Райта критиковали на каждом углу и отказывались смотреть? Шлейф негатива к этой невиданной дерзости до сих пор витает над фильмом. Эти "Доводы" явно постигнет та же участь. А ведь через кадр видно, что авторы и дизайнеры здесь очень хотели быть хоть немного похожими на Джо Райта. На современную "Эмму" они тоже хотели быть похожими, но вышло не очень. Так что помимо свежести, модернизма и красоты в картине также присутствует немного испанского стыда за поведение главной героини.



Но что мне не понравилось больше всего, так это вымарывание из экранизации почти всех второстепенных, но ключевых и влияющих на историю персонажей. Капитан Бенвик оплакивает умершую невесту - ой нафиг нам это надо? Оставим пару фраз в диалоге. Миссис Гарриет Смит - ой да подумаешь, зачем нам все эти истории про ее мужа и Мистера Уильяма Уолтера Эллиота. И его самого мы тоже позовем, чтобы пару раз красиво постоял на взморье и как мужлан потявкался с Фредериком Уэнтвортом. Что да Уэнтворта, то здесь тоже одни вопросы. И прежде всего к тому, мог ли персонаж романа Остин позволить себе вслух говорить всякое обидное про Энн? Ох, лучше не продолжать. Хотела было порадоваться, что Сэра Уолтера Эллиота позвали играть моего обожаемого Ричарда Э. Гранта, так и он тут почти как массовка на пару кадров.



В целом очень глупое использование в экранизации умного материала из романа. За этой всей переработкой не видно, ради чего пошли на все эти сокращения? Ради того, чтобы вышло полнометражное кино? Так у "Эммы" получилось то и то. Ради того, чтобы одна из девиц Масгроув пропищала куда-то в морской ветер, что могла бы стать мэром? А Уэнтворт сообщил зрителю, что из Энн вышел бы прекрасный адмирал (или кто там - капитан) флота? Ну каммон! Экранизируя такие классические произведения со старомодным скелетом социального сценаристам надо четко определяться - снимают ли они в итоге крестик или трусы. Красиво, но глупо.

Почему не Эванс? (Why Didn't They Ask Evans? 2022) - экранизация детектива Агаты Кристи за авторством Хью Лори.





Вот они британские лужайки и поместья, в которые можно нырнуть с головой, как в прохладный бассейн в знойный летний день. Отставной военный, сын викария и просто настоящий британский джентльмен Бобби Джонс ищет свой путь в жизни. Пока новый бизнес не набрал клиентов и обороты, парень подрабатывает кедди на поле для гольфа. Там и обнаруживает упавшего с обрыва мужчину, который в предсмертной агонии вопрошает: "Почему не позвали Эванс?" Бобби слегка озадачен произошедшим, но готов забыть об инциденте и жить дальше, если бы не ворвавшаяся ураганом в его трудовые будни Леди Фрэнсис Дервуэнт. Прогрессивная эмансипе намерена распутать как это загадочное дело, так и выяснить, почему Бобби Джонс до сих пор не позвал её замуж.



Хорошо, что книгу я не читала. Судя по отзывам тех, кто ознакомился с романом и предыдущей экранизацией, Хью Лори перемудрил, всех запутал и эта версия во много уступает первоисточнику. Зато я как раз могу простить авторам все эти недочеты с детективной линией и хвалить за все остальное. За повзрослевшего Уилла Поултера, которому так идет образ британской версии Стива Роджерса в жилетке и кепке. За антураж пока еще аристократичной и спокойной Англии с послеобеденным чаепитием и поездками из точки А в точку Б на велосипедах. Даже за главную героиню - мне нравится Люси Бойнтон в этом образе эмансипированной Фрэнки Дервуэнт.



Особая милота тут зашедшие на пару сценок морально поддержать друга Эмма Томпсон и Джим Бродбент. Также прекрасны любовная линия между Бобби и Фрэнки и все их друзья, помогающие распутать преступление. Но главное это стилистические решения и музыка, что создают весь образ Англии 100-летней давности: от нарядов Фрэнки до свежих музыкальных хитов "Midnight, the Stars and You", под которую аристократы танцуют на вечеринке. Куча таких маленьких незаметных нюансиков - от ссоры "глазами" родителей Леди Дервуэнт до "самоубийства" Бассингтон-френча под увертюру Чайковского "1812" - делают сериалу образ. Даже пусть это было неудачной экранизацией детектива, но на этой истории с аристократическим амбре я отдохнула душой. Бойнтон красавица, Поултера обожаю. Сериал мне очень понравился. Хью Лори умеет снимать стильно, а потренируется еще и точно начнет выдавать полноценные шедевры.

историческое, ДжейнОстин, зефирки, экранизации, сериал, netflix

Previous post Next post
Up