Внезапно про литературу

Jan 21, 2020 11:59

Так как я тут немного окосела от работы и на кино нет времени, выдохну и напишу про суперкрутую книгу.

"Ранняя пташка" - последний роман британского фантаста Джаспера Ффорде. И первый роман, написанный после долгого (для фанатов серий автора) творческого застоя. Я не читала ничего из других его работ, а прочитать "Раннюю пташку" меня побудил пост жж-френда sladkoezhik и ее Топ-7 лучших книг за 2019 год, а еще аннотация на обложке, что это прям почти как Дуглас Адамс. Я же фанат такого, мне надо.



Поразительно прекрасное произведение с особым стилем метаповествования, немного пародирующее авторов похожего жанра и постоянно ссылающееся на британскую культуру. С хорошей детективной и фантастической составляющей, а также с юмором, интригой и умным финалом.

А ниже немного без спойлеров про сюжет до картинки. И развернутое мнение о романе после картинки.



"Ранняя пташка" все еще эксплуатирует выверенный временем сюжет про добродушного простого паренька, который внезапно оказывается в гуще опасных и невероятно интересных событий. Альтернативная Земля альтернативного будущего, в котором зимы настолько суровы, что людям на территории Великобритании приходится на 4 месяца впадать в гибернационный сон. Те же, кто вынужден оставаться в бодрствующем состоянии на всю зиму, подвергаются смертельной опасности - замерзнуть в буран, быть убитыми бандитами с границы, быть убитыми странными магическими существами из легенд, которых никто не видел или умереть каким-то еще заковыристым образом. Но и зимняя спячка не гарантирует, что Весной вы проснетесь бодрым и полностью живым, потому что небольшой процент спящих при пробуждении превращается в Лунатиков, больше похожих на зомби. И вот в этой будоражущей прохладной действительности оказывается милый парень Чарли Уортинг, решивший поступить на службу Зимних консулов, охраняющих покой спящих граждан.

А теперь СПОЙЛЕРЫ!



Первое, на что купилась при чтении - очень легкий и жизнеутверждающий стиль написания у автора. Кажется, что ты читаешь какой-то упрощенный вариант "1984" Оруэлла про альтернативную Англию, где война как-то не так завершилась, но к 1974 (или какому-то там году) люди подстроились под новые реалии. С экономикой кирдык, что понятно, ведь на 4 месяца из 12-ти все производство встает, потому что работники спят и жизнь буквально останавливается, превращаясь для неспящих в первобытный мир опасных существ, мистики и постоянного ожидания случайной смерти. Люди теперь не ведут естественный семейный образ жизни с естественным размножением. Вынашивание ребенка теперь или бизнес, или обязанность, за неисполнение которой применяются санкции. Хорошие гены ценятся на рынке не меньше, чем женская яйцеклетка, которую родители теперь могут заложить за долги. Социальное общество тоже имеет явное разделение, где даже представитель среднего класса подчас не имеет доступа к медицинскому спецсредству для облегчения гибернации - "Морфеноксу". Те же, кто не хочет впадать в спячку и ведут обычный (для нас читателей) образ жизни, считаются обузой для общества, как праздно проживающие свой век наркоманы. Но и доступ к "Морфеноксу" не гарантирует счастливого будущего, так как часть потребляющих просыпается в состоянии лунатизма. Это когда тело функционирует на 100 %, а мозг типа мертв. Вот с такими лунатиками в первый же день службы сталкивается Чарли. И простое задание перевезти женщину-лунатика из точки А в точку Б превращается для него в очень опасное приключение с кучей смертей, подстав, секретов и правительственным заговором.

Я конечно в восторге от того, как Ффорде жонглирует здесь разными стилями. Потому что если в начале тебе мерещится Оруэлл, то через пару глав жизнь главного героя уже кажется какой-то депрессивной ГарриПоттеровщиной с приютом и неким даром, что есть только у одного единственного мальчика в мире. А дальше ты мчишься куда-то в неизвестность и оказываешься в шпионской истории. Причем автор тут и там бьет тебя по башке кувалдой, раздавая ключевым персонажам такие характеристики, что челюсть падает от неожиданности. Чего только стоит твист, когда два главных соперника-врага из 12 сектора - глава охраны "Гибер-Теха" и старший консул - оказываются одной теткой с раздвоением личности. Вся прелесть этого произведения, что повествование совершенно непредсказуемо. Ты даже не можешь представить, что ждет тебя в будущих главах - классическое детективное расследование в стиле Пуаро или молодежная антиутопяи в стиле "Бегущего в лабиринте". Но можешь быть уверен, что будет капец как интересно!

Еще хочется немного сказать о финальной части, где раскрывается заговор корпорации "Гибер-Теха", которая через препарат "Морфенокс" хочет превратить как можно больше обычных людей в лунатиков и использовать их как дешевую рабочую силу или доноров органов. Здесь вся тема книги завернута на исследование (пусть и неглубоком) проблем сомнологии. Может как раз выбранная тема и стала тем крюком, что так зацепил меня в романе. Потому что я немножко изучала, но уже все забыла про гамма-ритмы, электро-магнитную стимуляцию головного мозга и целую науку про осознанные сновидения. И это весьма занимательная наука о том как наше сознание ведет себя в те часы, когда мы спим и что мы там испытываем во сне, а особенно как увиденное влияет на нас после пробуждения. Конечно же Ффорде не ставил своей целью выкатить читателю философский труд, подвинув Фрейда и остальных. Но он использует рассуждения на тему осознанных сновидений и того, как сознание влияет на нас в физическом плане. И мне очень понравилось, как эта тема рассуждения о человеческих мыслях проходит тонкой нитью через через книгу, даря читателю немного печальный, но очень душевный и сентиментальный финал.

Еще скажу, что с удовольствием бы посмотрела экранизацию "Ранней пташки". Мне кажется, что опраторское прошлое автора повлияло на то, как он описывает какие-то сцены в книге. Они выглядят очень кинематографично и в деталях описывают что, где и как должно стоять, висеть, летать и взрываться. Это помогает визуализировать прочитанное, добавляя тексту более сильные эмоции.

фантастика, книга

Previous post Next post
Up