Из всех сериалов линейки Netflix-Marvel "Каратель" стал для меня самым философским и самым вдумчивым произведением. Сериал действительно смотрелся очень медленно, но не потому что был вялотекущим или не интересным. Наоборот, для меня он оказался настолько насыщен всякими фоновыми деталями, а персонажи с легкой руки сценаристов здесь выглядели так многогранно, что при просмотре палец очень часто тыкал на кнопку паузы.
Ниже немного личных мыслей о философии Фрэнка Кастла, почему по сюжету Дина Мадани для Карателя важнее, чем Карен Пейдж и как детали интерьера и музыка работали на сюжет.
На самом деле говорить о сериале, когда он просто напичкан пасхалками к линейке "Защитников" и комиксу, куда как проще. В "Карателе" они тоже есть, но их крайне мало или они все больше для фанатов самого Фрэнка Кастла и его серии комиксов. Взяв канонический персонаж комикса сценаристы и Ко сделали из 13 серий прекрасную психологическую военную драму с примесью шпионско-политического триллера. Здесь все как надо - игра актеров, химия между персонажами, кровавое мочилово, кивки в сторону классических сюжетов о разных сломанных мстителях. Но то как все это сделано привело к тому, что лично у меня случилась сильная эмоциональная вовлеченность в эту историю. А казалось бы Фрэнк Кастл никогда не вызывал у меня интереса. Ну вояка, ну кровавые методы расправы над плохишами.
Вот все бурчат, что первые 3 эпизода сериала были такие вялотекущие, что дропнуть и забыть все как страшный сон. И мне очень обидно, почти также, как за "Кулака" (хотя вообще нельзя их сравнивать). В "Сорвиголове-2" зрителю показали весьма эмоционально повехностный и канонический относительно комикса образ Карателя. Он зло мстит почти со звериным остервенением и минимумом эмоций. На том его и оставили и таким мы его и встретили тут с кувалдой в руке. Кастл все еще плотно сидит на норадреналине, изолировав себя от общения, но уже анализирует печальные перемены в собственной жизни. Часть из этой прошлой реальности безвозвратно потеряна, вторая часть - друзья задвинуты за стену эмоциональных страданий.
Единственная точка соприкосновения с прошлым одноногий Кертис - поставщик прозы, в которой Фрэнк ищет успокоения и ответы. Совершенно прекрасная линия с книгами, где у Фрэнка в руках сначала "Моби Дик", а у его "брата по оружию" Руссо "Портрет Дориана Грэя". И сами кадры, где Фрэнк Кастл повторяет позу Роденовского "Мыслителя" красота!
Но есть в 1 эпизоде момент, который заставляет Фрэнка выйти из этой своей комнаты-камеры в новую опасную реальность. И начинается вся движуха со сцены, где из-за мучающей его бессонницы Кастл берет в руки "Крушение" Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Казалось бы всего лишь кадр, но нет. «Крушение» - откровенное признание писателя в личном провале. В трех эссе он повествует о том, как познал великую американскую мечту, затем ее утрату и прошел через стадии сожаления, ненависти и отказа от такой жизни.
Бесспорно, вся жизнь - это процесс постепенного распада, но те удары жизни, которые становятся драматической кульминацией процесса, страшные, неожиданные удары, наносимые извне (или так кажется, что извне), - те, о которых помнишь, те, на которые сваливаешь все неудачи, те, на которые сетуешь друзьям в минуты душевной слабости, - такие удары и их последствия осознаются не сразу.
// Ф.С. Фицджеральд "Крушение".
Казалось бы причем тут это. Легко поймет человек, внимательно слушавший речь Фрэнка во время допроса его нового товарища по несчастью в 3 эпизоде. Прочитав и проанализировав книгу, он говорит Микро "о времени, в течении которого ты осознаешь, что твоя жизнь кончена". Это очень тонко и очень красиво. Потому что в первых эпизодах вместе с Микро и видеозаписью на Кастла сваливается груз прошлого, где он из героя на страже интересов страны превращается в обычного убийцу честного полицейского.
И это тоже очень важный момент, потому что он объясняет сцену, в которой Кастл спасает Мадани после автопогони в стиле старых фильмов со Стивом Маккуином. Все, что он может сделать в тот момент для девушки. Эмоции работают сперва на инстинкте, но потом он понимает, что это та, у которой в Кандагаре был напарник Зубаир, которого допрашивали, но который так и не выдал имени девушки на допросе, и которого после этого хладнокровно убил сам Фрэнк.
Они с Мадани через весь сериал вообще получают похожие эмоциональные удары. Но самый главный обоим наносит естественно Билли Руссо.
Что до остальной милоты по приведению Фрэнка в чувства, то все эти сцены относятся к Микро. И их эмоциональное взаимодействие на экране и переход от пары друг в друге сомневающихся до пары друг другу доверяющих и далее даже до пары, которая друг о друге заботится - передано через еду на экране. В 4-ом эпизоде они очень смешно конфликтуют из-за сэндвича на одного. А дальше мы видим, как Либерман заботливо готовит Фрэнку итальянскую пасту после его рассказа о семейных праздниках, а Фрэнк в свою очередь в одном из эпизодов опохмеляет напарника азиатской едой собственного приготовления. Очень няшная бытовуха, раскрывающая образы мужчин еще больше.
И через весь сериал проходит очень много разных деталек фоном. Нам показывает как Фрэнк при всем хаосе в голове склонен к порядку с оружием. Либерман же наоборот компенсирует мозговую аналитику абсолютнейшим раздраем во внешности. В военных казармах мы видим как ребята играют в шахматы или в "Скрэббл" с весьма многозначительным для любого психолога срезом слов, которые им выдает мозг. Сиськи, смерть, вооружение, цель, смертоносный и даже слэнг. Fubar - расово американское сокращение фразы «Fucked up beyond any recognition(all repair).
Про музыку. Все прониклись прекрасно подобранным эмоциональным саундтреком. Военные баллады и отличная оригинальная музыка. И очень важные редкие вкрапления чего-то эмоционального, что всегда напоминает зрителю, что Кастл не монстр, а пытающийся выжить в этой ужасной реальности очень глубокий и эмоциональный человек, навсегда лишенный своего мирного пристанища. Как прекрасная свадебная песня во флешбеке-глюке, где он вспоминает жену под "You Do Something To Me" Paul Weller и текстом:
You do something to me
Somewhere deep inside
Hoping to get close to me
A peace I cannot find
Плюс то, о чем уже говорили ранее - безумно прекрасная невербальная передача эмоций с экрана самими актерами.
Все это можно увидеть на гифках. В 10 эпизоде есть сцена, которую мне даже пришлось пересмотреть, где Фрэнк Кастл уговаривает спятившего морпеха отпустить Карен и не взрывать их, а в то же время кивками и мимикой объясняет Карен, какой провод она должна выдернуть, потому что та не может опустить голову и посмотреть вниз.
И вот такими неочевидными с первого раза моментами сериал напичкан от эпизода к эпизоду. Диалоги прекрасны, философия и драма вообще мега и очень трогает так сильно, что отпускает от размышлений тебя только на сценах кровавого насилия. И в эти секунды ты и начинаешь понимать, что же это за персонаж такой - Каратель и почему он в этой крови живет.
Прекрасный сериал!