Месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи
В начале сентября я (с целью помочь и по просьбе родственников) побывал на Украине, в городе
Коростень (это древлянский Искоростень, сожжённый княгиней Ольгей в отместку за убийство князя Игоря), что в Житомирской области, в 150 км от Киева, и в 80 км от Чернобыля. Радиационный фон там, как говорят, и до чернобыльской аварии был высок, по причине природной радиоактивности (окрестные земли богаты то ли радоном, то ли ещё чем-то). Первое (после трёх лет, прошедших со времени последней поездки) впечатление от украинцев - говорят как, да и похожи на итальянцев. И это неудивительно, южане ведь. Кстати, вопреки южности широты, во время моего пребывания там было холоднее, чем в Тюмени. Южане, я заметил, выговаривают фразы и слова с певучими интонациями, эмоционально и мягко. В Коростене, да и вообще наверное на Украине (в противоположность России) царят основательность и неспешность. К слову, закидывая сумки в багажник междугороднего автобуса, я невротично спешил. А водитель говорит мне отеческим голосом: “не торопитесь, складывайте спокойно”.
Одна говорливая коростенско-польская бабушка рассказала занимательные истории, скажем: муж одной женщины закопал банки с самогоном в огороде, но вскоре умер. Соседи, случайным делом узнавшие о запрещённом продукте, написали донос властям. Сразу же пришли к женщине чекисты, откопали те банки и говорят ей мол что это такое?
А она: "Как что,
вмершего чоловiка спиртом вымыла, спирт в банки слила и закопала". Также польская бабушка рассказала о том, как ее отец чекист разоблачил ресторан, готовивший еду из человеческого мяса. Людей убивали и готовили в Киеве во время голода 1937г.
Главная улица Зверинецкого пещерного монастыря | (
источник фото)
В один из дней съездил и в Киев. С утра сходил в Зверинецкие пещеры, где 1000 лет назад в горе из мягкой глины существовал пещерный монастырь, сейчас территорию выкупили монахи и поддерживают её в хорошем состоянии, водят экскурсии. Приятные, радостные люди; один монах часа полтора водил меня со свечкой по бессолнечным подземельям и интересно рассказывал обо всём. Был в древнем в монастыре монах Мина (а недалеко от Тюмени есть изначально старообрядческое село Минино). Помещения в печерах назывались кельями, локулами и критами. Были затворнические кельи с узким входом и неразрушившейся от частого использования нижней частью входа (заходишь туда и больше не выходишь, тебе только еду носят). Спал монах в выскобленной меж двух лежаков выемке. Кости его после смерти укладывали там же, где он и спал. Пещеры называют (видимо для удобства) улицами, мне в этом увиделась волнующая аналогия с подземным городом. Также оказалось, что раньше люди были гораздо ниже ростом, к примеру рост богатыря Ильи Муромца - всего 178см. Монахов погребали двумя способами, традиционным, а также афонским (закапывают в землю, но через 2-3 года выкапывают, кости моют и складывают в костницы). В пещерах также находится склеп ученого И.М.Каманина, который исследовал и раскапывал монастырь в 20 веке и захотел там же лежать после смерти.
Сейчас в пещерах действует Архангело-Михайловский монастырь, есть подземная церковь, настолько маленькая, что там поместятся от силы два человека. После экскурсии мне предложили выпить чай, кофе. От напитков я отказался, но оставил добровольное пожертвование в 100 гривен (450р.). Если вы там не впервые, то пускают погулять самому. Три года назад я пытался попасть в пещеры Киево-Печерской лавры, стоял в бесконечной очереди, устал ждать и ушёл. Было шумно, многие поприезжали из провинций будто бы в цирк какой-то, женщины рядом же покупали модные зелёные юбки и платки, чтоб не переть в срамном виде, в брюках. Рассмотреть, как я понимаю, в лаврских пещерах ничего невозможно, т.к. цепочкой с одного конца зашли, и с другого вышли. А в Зверинецком монастыре тихо и безлюдно, рекомендую к посещению всем, кто будет в Киеве. Интересные тексты и фото по теме:
раз и
два.
Игорь гладит вОрона палочкой
Далее развиртуализировались с
incvar_garcavi. Игорь в первую очередь известен тем, что в 97-98 гг. в Харькове поджёг ряд помещений, а потом в статусе экстремиста и террориста 9 лет отдыхал и путешествовал по тюрьмам Украины. Сейчас его не очень интересует политика, хотя он регулярно участвует в разнообразных акциях протеста у зданий посольств и у белых домов. Игорю съимпонировало то, что я отметил поэтический элемент в его акциях. Он скорее поэт и философ. Свои тексты он писал на море, а сейчас хочет попробовать писать в горах. Гуляли мимо дома с горгульями, по улице Городецкого. В галерее олигарха Пинчука он видел отрубленную голову Мисимы. Попили кофе в парке с памятником Ватутину. В конце пошли зырить вОронов во дворе с воротами около станции Золотые ворота.
Click to view
incvar_garcavi рассказывает о поэтике самурайского духа
Игорь сказал, что ощутима угрюмая тюменская аура за моей спиной. Киев он назвал городом вечной весны. Ещё ему Питер нравится, я назвал Питер городом вечной осени, Игорь согласился. Два года он жил в Москве, там политические акции так просто не проведешь, сразу дают в дыню и увозят. Казалось бы вот, пришел на Украину пророссийский Янукович, закрутят гайки и всё. Но после оранжевой революции на улицах сложно даже милиционеров встретить (при этом - порядок! никто никого не бьёт и не хулиганит), и милиционеры предельно корректны и сдержанны. Обсудили общие интересы, вспомнив Густава Майринка, Мирча Элиаде и т.д. Я предложил Игорю прочесть
"Пламень" Пимёна Карпова. Может быть как-нибудь сделаем общий музпроект, или удастся организовать тюменское выступление славного украинского поэта!
Зловещее граффити на дороге, поднимающейся в Лысую гору
Времени до последней маршрутки в Коростень оставалось немного, но я всё-таки рискнул и поехал смотреть всеизвестную
Лысую гору. Это излюбленное место ролевиков, готов, сатанистов и неформалов, а так как мне эти люди не совсем интересны (хотя 10 лет назад интересны были), я шёл туда скорее с целью расширения кругозора. К горе нужно пробираться через не оснащённые тротуарами стройки и транспортные развязки. История Лысой крайне богатая и интересная. Во времена Киевской Руси здесь проводились языческие обряды, а в 19 веке был построен Лысогорский форт, в начале 20 века вешали преступников, и в 1930-х гору превратили в военный подземный завод. Произрастают на горе дуб, дикая груша и много других деревьев. Местные обитатели постоянно испоганивают рельеф (строят какие-то мостики и трамплины) и деревья (поджигают, рубят и роняют), хотя может это и лучше, чем гора, закатанная в асфальт и плитку. Обошёл немалую часть дорожек, видел т.н. языческое капище, но совсем не впечатлился им. Вернуться обратно, не имея под рукой компаса, оказалось не так просто. Я плутал минут 40, в конце уже шёл напрямую - вверх-вниз через глубокие овраги и бугры, в одно и то же место выходил целых три раза. В итоге пошёл на шум машин и вышел.
Такая поездка. Конечно славно в Киеве, и на Украине хорошо, но в Тюмени лучше, ведь в Тюмени я живу и чего-то делаю.
Лысая гора, форт и капище
ВОрон в киевском дворе
Прогулка по берегу коростенской реки Уж