Жизнь одного катакомбного священника

Oct 28, 2022 20:26


См. Выше Часть I



Когда вспыхнула война, я былъ въ... Была Петровка, лю­ди говѣли. Въ... тоже было много вѣрующихъ и говѣющихъ, но особенно меня заботила мысль о двухъ молодыхъ парняхъ, которымъ, по мобилизаціи, нужно было идти въ армію, и они очень были обезпокоены тѣмъ, какъ же имъ идти, не говѣвши? Я рѣшилъ поспѣшить къ нимъ. Однако, я зналъ, что пробраться по мостамъ черезъ рѣчку Воркслу теперь невозможно, а нужно искать мѣсто, гдѣ можно было бы переѣхать въ лодкѣ. Разспросивъ кое-кого и не теряя времени, отправился я въ путь. По дорогѣ попадается подвода. На ней ѣдетъ женщина, и не хочетъ подвезти меня, говоря: «Намъ запрещено кого-либо подвозить». Я говорю ей: «Я изъ..., сына отдалъ на войну, и надо мнѣ скорѣй домой вернуться». Тогда она согласилась, и я сѣлъ, но проѣхалъ немного: дороги расходились, и я долженъ былъ встать. Прихожу я въ село..., расположенное возлѣ рѣчки. Тамъ зна­комые мои - Данило и Иванъ; они - рыбаки, и у нихъ есть лодки, но они говорятъ: «Тутъ опасно переѣзжать: могутъ пой­мать, а лучше вамъ пойти по рѣкѣ въ ближайшее село: тамъ живетъ моя сестра, - она васъ перевезетъ. А село это - подъ самымъ лѣсомъ, и къ нимъ удобно незамѣтно подойти пря­мо изъ лѣсу во дворъ». Пошелъ я. Выхожу изъ лѣса, а тутъ въ пескѣ играютъ дѣти изъ дѣтскихъ яслей. Увидали они меня - и скорѣй побѣжали въ сельсовѣтъ, и заявили, что какой то человѣкъ вышелъ изъ лѣсу и пошелъ въ этотъ дворъ. За мной была устроена погоня, а тѣмъ временемъ, мальчикъ повезъ меня въ лодкѣ, и уже лодка скрылась въ камышахъ. Позднѣе я узналъ, что когда мальчикъ возвратился, его «взяли въ работу», - до­прашивали, а также того дядьку, во дворъ котораго я вошелъ, выйдя изъ лѣсу.

Когда я переправился черезъ рѣку и вышелъ изъ лодки, было 12 часовъ дня, какъ разъ люди въ полѣ отдыхали и обѣдали. Я вышелъ на дорогу, потомъ пересѣкъ поле, и вошелъ въ городокъ..., на квартиру какъ разъ къ тѣмъ парнямъ, къ ко­торымъ я и спѣшилъ. Одного изъ нихъ звали Илья, а другого - Федоръ. У Ильи я и остался. Мать его, Ульяна, была тоже благо­честивая женщина. Пробылъ я у нихъ полтора мѣсяца, жилъ на чердакѣ. Потомъ перешелъ въ другое село - ..., на полпути между... и ... Туда меня позвали отслужить литургію по слу­чаю годовщины смерти мужа Екатерины Григорьевны ... Мѣста у нихъ было много, - цѣлая хата свободна, а жили всего - мать и дочка, дѣтей не было. Онѣ и предложили мнѣ остаться у нихъ до окончанія войны. Переходъ мой въ... совершился такъ: рано утромъ вооружился я косой, вскинулъ ее на плечо, и вышелъ въ путь въ сопровождены двухъ женщинъ, несшихъ грабли и кубышки для воды (такъ какъ стояли жнива); вышли мы на главную дорогу и прошли 4 километра до лѣса, а въ лѣсу жилъ мой знакомый лѣсникъ, въ семьѣ у него я бывалъ. До лѣса дошелъ я вмѣстѣ съ тѣми женщинами, а ужъ къ лѣснику пошелъ я одинъ. Отъ лѣсника же послали въ... дѣвочку, и тогда оттуда пришла старуха и забрала меня, потому что въ то время опасно было ходить одному, да еще не зная мѣстности. Перешли мы туда благополучно: …  жили съ краю, подъ самымъ лѣсомъ. Къ этимъ вдовамъ никто и не заходилъ, жили уединенно. Бывало, настанетъ ночь, а партизаны такъ и снуютъ по улицѣ въ лѣсъ и обратно; а мнѣ все это видно, и прямо душа не на мѣстѣ. Партизаны тогда готовились, все что-то возили на подводах въ лѣсъ.

Пришло 1 октября. Я вышелъ на свободу и увидѣлъ свѣтъ и нѣмцевъ. Недѣли черезъ двѣ меня приглашаютъ въ ... на приходъ, занять новую Вознесенскую церковь, на что я имъ говорилъ, что, молъ, рано еще, надо подождать, - еще война не кончена. Но люди изголодались безъ духовной пищи, и слу­шать не хотятъ. Пришлось мнѣ уступить, дабы людей успокоить.

Сталъ я служить въ городѣ... , гдѣ были двѣ церкви, и обѣ были нами заняты. Весной, съ таяніемъ снѣга, обнаружи­лась страшная картина: въ лѣсу, черезъ который я тогда шелъ, приблизительно полтора километра отъ дороги, была большая кот­ловина. Въ этой котловинѣ было партизанское кубло, братская общая могила убитыхъ невинныхъ жертвъ. Изъ этой могилы исходилъ паръ, какъ туманъ. Эти люди были схвачены партиза­нами на дорогѣ, и, безъ различія, военные они, или не военные - всѣ здѣсь головы сложили. Главаря партизанъ поймали; у него обнаружили 800 документовъ; а безъ документовъ сколько людей погубили? Когда земля высохла, я организовалъ крестный ходъ, дабы освятить это мѣсто и отслужить общее погребеніе. Я хотѣлъ также поставить тамъ крестъ и тѣмъ увѣковѣчить это мѣсто, ежегодно посѣщая его для служенія общей панихиды по безвременно погибшимъ. Но это не состоялось ввиду моего пере­хода въ... Я долженъ былъ перейти туда, потому что это село - четырехприходное, а не имѣло ни одного священника. Тамъ, въ февралѣ 1943 г., застаетъ меня отступленіе нѣмцевъ. Я пря­чусь у однихъ людей; просидѣлъ тамъ 21 день. Про большеви­ковъ кругомъ говорятъ: «Они не такіе, какъ были: съ погонами на плечахъ!» Я рѣшилъ пойти на свою квартиру. Прихожу. На квартирѣ у меня два лейтенанта. Сперва ничего не говорятъ, потомъ разговорились. Одинъ спрашиваетъ: «За кого молился, ба­тя» (т. е., какого епископа поминалъ)? Я какъ то увернулся отъ прямого отвѣта, но понялъ, что они стоятъ за то, чтобы непремѣнно молиться за митрополита Сергія, и для меня стало понят­но, чѣмъ они напитаны, даже и войска.

Отступаютъ красные, приходятъ нѣмцы. Плоды дѣятельности красныхъ: за три недѣли разстрѣляны три священника одной со мной оріентаціи, а еще въ одного священника красный въ цернви прицѣливался, но люди помѣшали, и священникъ остал­ся живъ.

Встрѣчаетъ меня однажды на улицѣ комендантъ и предла­гаетъ мнѣ, чтобы я въ праздники не служилъ, а только въ во­скресные дни. Я спрашиваю: «Чѣмъ вызывается такая мѣра?» Онъ говоритъ (все черезъ переводчика): «Уборочная кампанія». Я отвѣчаю: «По праздникамъ ходятъ въ церковь старики и ма­лый дѣти, а остальные работаютъ, потому что совѣтская власть научила не молиться». А потомъ говорю: «Надо побольше мо­литься, чтобы война кончилась!» А онъ говоритъ, что по случаю войны надо побольше работать. Я же сказалъ послѣднее слово: «Впрочемъ, наше дѣло - молиться, а ваше дѣло - работать» - и пошелъ отъ него. Черезъ двѣ недѣли подъѣзжаетъ къ квартирѣ легковая машина; выходятъ изъ нея два господина, одѣтые въ вольное платье, спрашиваютъ разрѣшенія зайти. Я отвѣчаю: «По­жалуйста». Одинъ изъ нихъ говоритъ по русски: «Мы хотѣли спросить васъ, въ чемъ ваша церковь нуждается?» Въ это же время онъ вынимаетъ записную книжку, говоря: «Одинъ изъ насъ будетъ записывать». Я отвѣчаю: «По нѣмецкимъ законамъ церковь отдѣлена отъ государства». Онъ говоритъ: «Ну такъ что же, а все таки государство помогаетъ, если это нужно. Вотъ, напримѣръ, въ Полтавѣ отпущены средства на ремонтъ монасты­ря». Я говорю: «Первая наша нужда - найти православнаго епи­скопа, а таковой есть только въ Винницѣ; я читалъ въ газетѣ, что тамъ епископъ Евлогій, который служилъ чинъ погребенія при раскопкѣ убитыхъ жертвъ» (какъ впослѣдствіи я узналъ, я имѣлъ тогда въ виду епископа Евлогія Парижскаго). Мнѣ отвѣчаютъ: «У васъ есть епископы: въ Харьковѣ - епископъ Ѳеофилъ, въ Полтавѣ - епископъ Несторъ[1]. А въ Винницу ѣхать нельзя - военное время». Тогда я говорю: «Дайте намъ вина, лампаднаго масла, муки для просфоръ. А онъ спрашиваетъ: «А много нужно вина?» Я говорю: «12 бутылокъ». «Это можно лег­ко привезти!» Потомъ онъ спрашиваетъ: «А люди довольны по вашему приходу?» Я отвѣчаю: «Особенно я доволенъ, потому что я только теперь свѣта и увидѣлъ!» А онъ спрашиваетъ: «А люди какъ?» Отвѣчаю: «Люди довольны, только недовольны кол­хозами, которые на ихъ шеѣ висятъ. Люди хотятъ, чтобы землю раздѣлили, хотятъ обрабатывать ее; тогда они и хлѣбъ дадутъ государству, и сами себя прокормятъ. Если дадите машины, то машинами все будетъ сдѣлано». «Тогда мы такъ сдѣлаемъ: на­пишите все это на бумагѣ, и черезъ 10 дней мы пріѣдемъ, возьмемъ у васъ эту бумагу, и все доложимъ тамъ, гдѣ нужно». Но на десятый день нѣмцы начали отступать, и мы сами отпра­вились въ дорогу. Я одѣлся въ фуфайку, легкіе ботинки, взялъ въ собой крестъ, Евангеліе, требникъ и антиминсъ, и пѣшкомъ пошелъ на западъ, отступая съ войсками. Вдругъ - самолеты: налетъ на село. Я падаю на землю. Близко падаетъ бомба. Противъ меня загорается дворъ, и оттуда лѣзетъ, истекая кровью, старикъ. Я же отдѣлался ушибомъ пальца лѣвой руки. Пришли въ другое село - и тамъ воздушное нападеніе: убитъ мальчикъ и двѣ коровы. Поднимаемся рано, отправляемся въ дорогу, а самолеты и ночью не даютъ поноя, освѣщая мѣстность. Такъ мы съ трудомъ оторвались отъ фронта, а тамъ пошло легче.

Проѣзжаемъ мы Тростянецъ, Гадячъ, Лубны. Подъ Лубнами мы задержались недѣли на двѣ въ селѣ Мгарь; оттуда ходили разсматривать монастырь Св. Аѳанасія. Отъ главной церкви только стѣны остались, а въ скиту отправлялось богослуженіе украин­скими священниками. Никакой постройки незамѣтно, - какъ будто и не было, но, по разсказамъ мѣстныхъ жителей, это была богатая обитель. Стоитъ она на возвышенности надъ рѣкой Сулой.

Оттуда направляемся на Черкасы, переправляемся у Чер­касъ на другой берегъ. Намъ поручаютъ гнать овецъ на Погребище. Тамъ мы сдали овецъ.

Я интересовался жизнью христіанъ западнаго края. Отно­сительно церкви: живой церкви не знаютъ; священники не освѣдомляли людей, и священники, зная это, преспокойно служили, и ихъ никто не безпокоилъ въ этомъ отношеніи, - ни власть, ни люди. Въ домахъ въ особомъ почетѣ портретъ Тараса Шев­ченко, - даже стоитъ въ переднемъ углу, убранный рушниками, и служитъ имъ святымъ образомъ.

Изъ Погребища мы поѣхали на Козятинъ, а оттуда на Холмъ, далѣе Проскуровъ и Гусятинъ. Переѣхали границу въ Гусятинѣ. Далѣе - г. Чертковъ, г. Бугачъ; наконецъ, доѣхали мы до г. Здунская Воля въ Польшѣ, при польско-нѣмецкой границѣ. Въ Здунской Волѣ мы пошли въ лагерь, а оттуда посылали на рабо­ту въ Лодзь. Я надѣлъ на себя духовную форму, надѣлъ крестъ, и говорю; «Не для этого я сюда пріѣхалъ! Сколько здѣсь лагерей, и въ нихъ большая нужда въ священникахъ, а мы будемъ вы­полнять рядовую работу». Тогда меня отправили назадъ, а по­томъ, недѣли черезъ двѣ, всѣхъ насъ вывезли въ Германію, въ г. Навгардъ черезъ г. Штеттинъ. Въ Навгардѣ комендантъ обратилъ вниманіе, что я въ подряскикѣ и съ крестомъ. Передаетъ мнѣ, чтобы я снялъ съ себя крестъ. Я думаю: кто ты и что ты, что повелѣваешь снять крестъ? Я не подчинился такому требованію. На другой день онъ опять увидалъ, и, какъ левъ, подскакиваетъ ко мнѣ, схватилъ за крестъ, оборвалъ и бросилъ въ меня. Я въ этотъ моментъ взмахнулъ рукой и зацѣпилъ его не­много. Затѣмъ я поднялъ крестъ, и тѣмъ все кончилось, но вскорѣ меня въ первую очередь откомандировали въ пересылочный лагерь, въ Шнайдомиръ, гдѣ я за двѣ недѣли окрестилъ одина­дцать младенцевъ. Затѣмъ повезли меня въ Гале, гдѣ поселили въ небольшой рабочій лагерь, который выполнялъ городскія ра­боты. Я попадаю въ городской садъ. Люди просятъ коменданта за меня, чтобы я былъ у нихъ священникомъ. Люди были, боль­шей частью, среднихъ лѣтъ, главнымъ образомъ - бѣлоруссы. Комендантъ посылаетъ меня на работу - я отказываюсь, на тѣхъ же основаніяхъ. Тогда комендантъ началъ хлопотать объ этомъ, но ничего не вышло. Я нашелъ одного стараго эмигранта, который былъ завѣдующимъ конторой Арбейтсфронта. Я обра­тился къ нему. Онъ много обѣщалъ, а ничего не сдѣлалъ; а время идетъ. Заболѣваютъ у меня зубы. И такъ эти зубы мнѣ помогли, что я просидѣлъ зиму до марта мѣсяца. Въ мартѣ перемѣняется комендантъ, беретъ меня въ работу, везетъ меня въ Гестапо съ вещами. Тамъ на меня смотрятъ, какъ на звѣря, спрашиваютъ: «Гдѣ ты взялъ такого рабочаго? На что ты намъ его привезъ?» Онъ отвѣчаетъ: «И мнѣ онъ не нуженъ». «Ве­зи его казадъ!» А машины нѣтъ. Вотъ было ему хлопотъ, по­ка меня обратно привезъ! Пріѣзжаю обратно, - люди рады, дѣтишки бѣгутъ, хватаютъ вещи и несутъ въ казарму. Черезъ недѣлю вызываетъ меня Арбейтсамтъ. Подъ конвоемъ отправляюсь въ Арбейтсамтъ, а оттуда въ Гестапо. Гестапо предлагаетъ мнѣ стать на работу и даетъ мнѣ подписать бумажку. Я имъ и го­ворю, что я въ Германію пріѣхалъ не для этой работы; развѣ мало работы по моей линіи? Сколько есть дѣтей некрещеныхъ, сколько дѣтей растетъ безъ школы, а взрослые, вмѣсто того, что­бы быть въ церкви, - сидятъ по пивнушнамъ, а изъ пивнушни - по темнымъ улицамъ бродятъ, а далѣе что ихъ ожидаетъ? Развратъ! Онъ мнѣ отвѣчаетъ: «Сейчасъ война, а поэтому подписывайте! Подпишете или нѣтъ?» Я подумалъ, что все мною сказано, и ничто не помогаетъ и не поможетъ, а поэтому подписалъ согласіе идти на работу. Вышелъ, да и думаю: куда идти? 12 часовъ. Видно, пойду въ столовую, и, какъ нищій, попрошу пообѣдать. Столовая недалеко; я пошелъ, и по дорогѣ застала ме­ня тревога. Я быстро добѣжалъ и скрылся въ столовую. Вдругъ - алармъ. Тогда мы - въ подвалъ. Смотримъ - черезъ минуту лампы наши стали мигать, а потомъ потухли, и слышенъ только одинъ грохотъ. Я и думаю: «Господи, что дѣлается! Какъ тамъ люди? Всѣ мы - человѣки… Одна минута - и города нѣтъ». Бомбили вокзалъ и до середины города. Я какъ разъ былъ на противоположной сторонѣ. Пообѣдавъ, я вышелъ, чтобы идти до­мой. Вижу - пожаръ! Куда мнѣ идти? Проходу нѣтъ! Кое-какъ съоріентировался, усталъ, разволновался, и все еще не увѣренъ, что буду ночевать дома. Вижу по мѣстности, что моя квартира должна быть цѣла. Не дошелъ еще до своего жилья - опять

алармъ! Люди - кто куда, а я усталъ, и уже не рано... Ни­куда не прячусь, а иду себѣ по улицѣ, смотрю вверхъ. А ихъ въ облакахъ, какъ воронъ, стаями, много летаетъ; летятъ черезъ городъ далѣе. Я вздохнулъ, и думаю: «Люди, которые попираютъ праздники Божіи и законы человѣческіе, что васъ ожидаетъ? И въ этомъ никто не виноватъ, - виновата небольшая кучна людей, всѣмъ этимъ заправляющая».

Прихожу домой - дома благополучно. На другой день идемъ на работу. Проходимъ около фоторгафіи, гдѣ фотографировалось большинство русскихъ. Фотографія съ улицы наполовину разбомблена. Въ это время приходитъ наша сожительница и говорить: «Батюшка! Ваша карточка увеличена и стоитъ въ витринѣ фо­тографа на видномъ мѣстѣ». Я почти не повѣрилъ, и отнесся къ этому иронически. Между прочимъ, на работу я не ходилъ и фо­тографіи не могъ видѣть, а наша дорога на работу какъ разъ шла мимо фотографіи, поэтому я и поспѣшилъ прежде всѣхъ.

И что же вижу: моя карточка на уцѣлѣвшемъ обломкѣ виситъ, какъ бы сейчасъ повѣшена! Я какъ крикну: «Сюда!» Прочіе прибѣжали и видятъ то же самое, но вступить въ развалины не рѣшились безъ полиціи. Идемъ обратно съ работы, смотримъ, - тамъ копается хозяинъ. Я его спрашиваю: «Можно взять кар­точку?» Но онъ говоритъ: «Черезъ 14 дней, когда комиссія осмотритъ поврежденія, тогда можно». Черезъ недѣлю приходятъ аме­риканцы, и мнѣ мои товарищи приносятъ мою фотографію.

Съ отходомъ города Гале въ совѣтскую зону, мы въ двухъ автобусахъ отправляемся въ Мюнхенъ, проѣзжая Франкфуртъ, Маннгеймъ и другіе города, совершенно уничтоженные войной. Проѣздъ былъ чудный: конецъ мая и начало іюня; двѣ недѣли ѣхали и любовались устройствомъ Германіи. Изъ Мюнхена мы поѣхали въ лагерь Карльсфельдъ, и тамъ прожили одну зиму, а от­туда весной 1946 года переѣхали на Фрайманъ. На Фрайманѣ архіепископъ Стефанъ собралъ тѣхъ изъ насъ, которые не были на учетѣ и, послѣ краткаго знакомства съ нами, зарегистрировалъ и предоставилъ мнѣ пр

[1] 06а украинскіе автокефалисты.

Previous post Next post
Up