Свят. Григорія Паламы, архіепископа Ѳессалоникійскаго.
https://afanasiy.net/sv-grygori-palama-beseda-na-useknovenie-glavy-predtechy Если честна смерть преподобныхъ и память праведнаго съ похвалами, то тѣмъ болѣе съ похвалами намъ надлежитъ совершать память началовождя всѣхъ святыхъ и праведниковъ - всечестнаго Іоанна, который предварилъ и предвозвѣстилъ воплотившееся ради насъ Слово Божіе, Коимъ самъ, въ свою очередь, былъ провозглашенъ и засвидѣтельствованъ какъ высшій изъ всѣхъ пророковъ отъ вѣка, святыхъ и праведниковъ. И хотя дѣянія его превосходятъ всякое человѣческое слово, хотя онъ уже получилъ награду отъ Самого Единороднаго Сына Божія и не нуждается въ нашемъ восхваленіи, но, поелику его столь великимъ провозгласилъ и засвидѣтельствовалъ Христосъ, Господь всяческихъ, то и всякій языкъ вѣрныхъ долженъ подвигнуться къ возможному со своей стороны прославленію его, не затѣмъ, чтобы прибавить отъ насъ что-либо къ славѣ онаго, но чтобы воздать ему отъ насъ должное, и посему каждый отдѣльно и всѣ вмѣстѣ должны восхвалять его и повѣствовать о чудесахъ его. Ибо вся жизнь его, среди всѣхъ рожденныхъ женами, есть чудо изъ чудесъ. И не только вся жизнь сего - и прежде рожденія - пророка и величайшаго изъ пророковъ Іоанна, но и обстоятельства, предшествовавшія его жизни и за ней слѣдовавшія, исполнены многихъ чудесъ; ибо божественныя о немъ предсказанія боговдохновенныхъ пророковъ изображаютъ его не человѣкомъ, но ангеломъ, свѣтильникомъ свѣта, богосвѣтлою и свѣтоносною звѣздою, предварившею солнце правды, и гласомъ Самого Бога: что же Богу Слову можетъ быть ближе и родственнѣе гласа Бога?
Когда приблизилось время зачатія его, не человѣкъ, но ангелъ, явившись съ неба, разрѣшилъ неплодіе Захаріи и Елисаветы, возвѣстивши, что они, неплодные отъ юности, въ глубокой старости будутъ имѣть сына, виновника великой радости, потому что его рожденіе будетъ спасительно для всѣхъ: «будетъ, бо велій предъ Господемъ», сказалъ ангелъ: «и вина и сикера не иматъ пити, и Духа Святаго исполнится еще изъ чрева матери своея: и многихъ отъ сыновъ Израилевыхъ обратитъ ко Господу Богу ихъ: и той предъидетъ предъ нимъ духомъ и силою Иліиною» (Лук. 1, 15-17). Подобно Иліи, онъ будетъ дѣвственникомъ и болѣе его - пустынножителемъ, а также будетъ обличать за беззаконіе царей и царицъ; но онъ выше Иліи тѣмъ, что будетъ предтечею Бога, ибо «предъидетъ предъ Нимъ». Захарія не повѣрилъ предсказанію ангела и за это лишился дара рѣчи; поелику онъ не пожелалъ добровольно проповѣдывать. то молча и невольно сталъ возглашать чудесное зачатіе сына до того времени, когда дѣйствительно раздался гласъ, предварившій Слово. Будучи зачатъ послѣ столь великихъ и многихъ предсказаній, Іоаннъ еще прежде рожденія принимаетъ помазаніе пророка и, о чудо! сообщаетъ сію благодать матери. Согласно предсказанію Исаіи, онъ облекается въ ризу спасенія и одежду веселія (61, 10), получаетъ духъ и силу Иліи, но обоихъ сихъ пророковъ превосходитъ совершенствомъ, еще находясь во чревѣ, что и показываетъ предъ лицомъ Господа. Ибо, когда Іоаннъ пребывалъ во чревѣ матери и къ ней пришла Дѣва Марія, то взыгралъ младенецъ во чревѣ Елисаветы по внущенію Духа Святаго, прославилъ Бога провозгласилъ Дѣву Матерію Господа (Лук. 1, 39-45). Такимъ образомъ, согласно написанному (Исаіи 7, 16), Іоаннъ, прежде чѣмъ узнать злое, не только избралъ для себя благое, но и прежде познанія міра, находясь еще во чревѣ, онъ оказался уже выше міра. Когда же онъ родился, то всѣхъ обрадовалъ и удивилъ своими чудесными знаменіями, ибо «рука Божія бѣ съ нимъ» (Лук. 1, 66) и совершала чудеса, какъ и прежде. Разрѣшились уста отца его, которыя были связаны за то, что онъ не повѣрилъ чудесному зачатію сына. Захарія исполнился Духа Святаго и много пророчествовалъ, говоря о своемъ сынѣ: «И ты, отроча, пророкъ Вышняго наречешися: предъидеши бо предъ лицемъ Господнимъ, уготовати пути его, дати разумъ спасенія людямъ его» (Лук. 1, 76-77).
Какъ еще во чревѣ матери этотъ божественный младенецъ былъ одушевлениымъ орудіемъ благодати и взыгралъ силою Духа Святаго, такъ и послѣ рожденія онъ возрасталъ и укрѣплялся духомъ (Лук. 1, 80). Поелику же міръ не былъ достоинъ его, то онъ все время проводилъ въ пустыняхъ, преуспѣвалъ въ жизни подвижнической. свободной отъ мірскихъ заботъ и дѣлъ, чуждой печали и низкихъ страстей, былъ выше земныхъ и матеріальныхъ удовольствій, питающихъ лишь тѣло и услаждающихъ только тѣлесныя чувства, жилъ для одного Бога, взиралъ лишь на Него одного и Его только имѣлъ своею радостью. Онъ жилъ въ нѣкоторомъ какъ бы неземномъ мѣстѣ: «и бѣ въ пустыняхъ», говоритъ Евангелистъ, «до дне явленія своего ко Израилю» (Лук. 1, 80). Какой же день явленія здѣсь разумѣется? - Время крещенія Господа, о коемъ (времени) написано: нѣстъ «разумѣваяй или взыскаяй Бога, вси уклонишася вкупѣ и непотребни быша» (Псал. 13, 2-3). И какъ Господь, въ то время когда всѣ мы были нечестивы, по неизреченному человѣколюбію, сошелъ ради насъ съ неба, такъ и Іоаннъ въ это время ради насъ явился изъ пустыни, исполняя человѣколюбивую волю Господа, ибо тогда была нужда именно въ такомъ исполнителѣ воли Божіей, который былъ всецѣло исполненъ добродѣтели, потому что порокъ въ людяхъ развился въ высшей степени, а человѣколюбіе Божіе было безгранично. И Іоаннъ, дѣйствительно, привлекалъ къ себѣ вниманіе всѣхъ видѣвшихъ его, поелику проводилъ жизнь праведную и совершенную. Онъ проповѣдывалъ и ученіе, достойное его жизни, поелику говорилъ о царствіи небесномъ, угрожалъ огнемъ неугасимымъ и возвѣщалъ о Христѣ, Царѣ небесномъ: «емуже лопата въ руку Его», говорилъ онъ, «и отребитъ гумно Свое, и соберетъ пшеницу въ житницу Свою, плевы же сожжетъ огнемъ негасающимъ» (Лук. 3, 17). Не словами только, но и на дѣлѣ онъ всѣмъ открылъ Его, когда крестилъ, указалъ своимъ ученикамъ и засвидѣтельствовалъ всѣмъ, что Онъ есть Сынъ Отца, Агнецъ Божій, Женихъ душъ, къ нему притекающихъ, взявшій на Себя грѣхи міра, истребившій скверну грѣха и даровавшій взамѣнъ освященіе. Приготовивъ такимъ образомъ путь Ему, согласно пророчеству Захаріи, и исполнивъ все, ради чего онъ былъ посланъ въ качествѣ предтечи, онъ крестилъ Его въ Іорданѣ и потомъ удалился отъ народа, предоставивъ его Христу.
Когда же въ Галилеѣ былъ четвертовластникомъ Иродъ, сынъ того Ирода, который избилъ младенцевъ, и, живя распутно, прилагалъ зло къ неправдѣ своего отца и былъ для іудеевъ примѣромъ всякаго порока, Іоаннъ не могъ молчать, поелику былъ гласомъ истины, но обличилъ его во всѣхъ порочныхъ дѣлахъ, а особенно за Иродіаду, жену брата его, которую онъ отнялъ у того и незаконно женился на ней, и говорилъ Ироду: «не достоитъ тебѣ имѣти жену Филиппа брата твоего» (Марк. 6, 18). А этотъ, не перенося обличеній, прибавилъ къ своимъ преступнымъ дѣламъ новое - и велѣлъ заключить Іоанна въ темницу, какъ повѣствуютъ евангелисты Матѳей (14, 3), Маркъ (6, 17) и Лука (3, 19). Такимъ образомъ, причиною заключенія Іоанна въ темницу были различныя порочныя дѣла Ирода, за которыя пророкъ обличалъ его, а преимущественно - самый постыдный изъ всѣхъ грѣховъ - прелюбодѣяніе, совершаемое съ женою брата, бывшаго въ живыхъ и имѣвшаго дочь, - производимое не тайно, но открыто и безстыдно. За это главнымъ образомъ Иродъ, не вынося обличеній, и заключилъ Іоанна въ темницу. Но темница эта была еще большимъ обличеніемъ Ирода, потому что объ этомъ всѣ услышали и многіе здѣсь посѣщали Іоанна; посему и Иродіада больше и разгнѣвалась на пророка и хотѣла его убить, но не могла: «Иродъ бо бояшеся Іоанна, вѣдая его мужа праведна и свята» (Марк. 6, 20). Иродъ боялся Іоанна по причинѣ его добродѣтельной жизни, но не боялся Бога, отъ Котораго у людей бываетъ всякая добродѣтель; впрочемъ, онъ боялся и не самого Іоанна, какъ таковаго, хотя считалъ его мужемъ святымъ и праведнымъ, но боялся его ради народа, который почиталъ его за пророка, какъ говоритъ евангелистъ Матвей (14, 5). А евангелистъ Маркъ повѣствуетъ, что Иродъ «въ сладость послушаше» Іоанна (6, 20): подобно тому какъ мы, чувствуя горечь врачебныхъ средствъ, принимаемъ, однако, ихъ въ надеждѣ, получить пользу, такъ и духовному ученію, по существу своему пріятному, радуются и тѣ, которое ему не повинуются и не принимаютъ его потому, что видятъ въ немъ противодѣйствіе своимъ порочнымъ стремленіямъ. И Иродъ, конечно, слушалъ Іоанна прежде, когда берегъ его, и, слушаясь, многое дѣлалъ (Мар. 6, 20). Когда же у него, вслѣдствіе обличеній за порочную жизнь, возникла ненависть къ Іоанну, то онъ, забывши прежнее, сталъ раздѣлять мнѣніе Иродіады и хотѣлъ, вмѣстѣ съ нею, убить пророка, но боялся народа, и именно не возстанія народнаго, а только осужденія, потому что народъ почиталъ Іоанна за пророка, зналъ его добродѣтельную и благодатную жизнь и питалъ къ нему благоговѣніе и полное послушаніе. Но Иродіада была болѣе искусна въ совершеніи зла, успѣшно разрѣшила страхъ Ирода и путемъ хитрости склонила его на убійство Іоанна: гнѣваясь и жаждая убійства, она, однако, скрывала свои чувства и искала удобнаго случая проявить на дѣлѣ свою ненависть противъ Крестителя и Предтечи. Наконецъ, удобный день для этого наступилъ: когда Иродъ праздновалъ день своего рожденія и всѣ, во множествѣ собравшіеся у него, возлежали съ царемъ, къ нимъ вошла, оставивъ свои обычныя занятія, дочь Иродіады, плясала на глазахъ у всѣхъ и угодила Ироду и прочимъ. И какъ могла она не угодить, коль скоро подъ руководствомъ матери своей устроила безстыдное плясаніе? Она такъ понравилась любящему увеселенія царю, что онъ сказалъ дѣвицѣ: «проси у мене, егоже аще хощеши, и дамъ ти: и клятся ей, яко егоже аще попросиши у мене, дамъ ти, и до полцарствія моего» (Марк. 6, 22-23). Безстыдная дѣвица идетъ къ матери своей и учительницѣ непристойнаго плясанія, сообщаетъ ей о клятвѣ царя, проситъ научить ее, тотчасъ научается, со всей готовностью соглашается на совѣтъ матери, поспѣшно возвращается къ царю и безъ смущенія излагаетъ свою просьбу: хочу говоритъ, чтобы ты далъ мнѣ теперь же, т. е. въ этотъ часъ, на блюдѣ голову Іоанна Крестителя. Этого безстыдно просила дочь, а прелюбодѣйная мать этимъ путемъ надѣялась избавить царя отъ обвиненія въ умерщвленіи Крестителя и Пророка, такъ какъ могло показаться, что усѣкновеніе Іоанна совершилось не вслѣдствіе ненависти, а въ силу клятвы. «И прискорбенъ бывъ царь», говоритъ евангелистъ: «клятвы же ради и за возлежащихъ съ нимъ не восхотѣ отрещи ей» (Марк. 6, 26). Посему, пославъ оруженосца, повелѣлъ принести голову его; тотъ пошелъ, отсѣкъ ему голову въ темницѣ, принесъ ее на блюдѣ и отдалъ дѣвицѣ, а дѣвица отдала ее матери своей (Марк. 6, 27-28). Увы, причиною сколькихъ золъ служтъ честолюбіе! Иродъ не могъ убить Іоанна ради народа, но умертвилъ, однако, ради возлежавшихъ съ нимъ; онъ очень опечалился изъ-за того, что могъ лишиться славы въ народѣ, ибо положеніе его было затруднительно: если онъ убьетъ праведника, то его ожидалъ позоръ за убійство, а если не убьетъ, то окажется клятвопреступникомъ, и вотъ клятва по честолюбію, страхъ нарушенія клятвы по честолюбію, убійство по честолюбію подъ предлогомъ клятвы, да и самый пиръ устроенъ по тщеславію. Хорошо въ Евангеліи говоритъ о семъ Господь: «како вы можете вѣровати, славу другъ отъ друга пріемлюще, и славы, яже отъ единаго Бога, не ищете» (Іоан. 5, 44)? Человѣческой славы искали и іудеи, которые отвергли вѣру во Христа, избивали пророковъ Его и, наконецъ, умертвили Христа - исполненіе пророковъ. Таковы же были дѣла Ирода, царствовавшаго подъ вліяніемъ прелюбодѣйныхъ и любившихъ плясанія женъ, которыя услаждали его и нравились ему, ради которыхъ онъ готовъ былъ пожертвовать царствомъ и, наконецъ, совершилъ злодѣяніе.
Въ такомъ же состояніи можетъ находиться и нашъ умъ, братіе. Богъ создалъ его царемъ и управителемъ страстей, но, всякій разъ какъ онъ обольщается ими, впадаетъ въ опасное рабство и совершаетъ странныя дѣла; тогда каждый изъ порабощенныхъ грѣху и страстямъ, какъ только начинаетъ обличать его собственная совѣсть, прежде всего негодуетъ и раздражается и какъ бы заключаетъ ее въ темницу, не желая слушать, какъ Иродъ - Іоанна; потомъ не хочетъ повиноваться различнымъ писаніямъ, отклонящимъ отъ грѣха и направляющимъ къ добру: когда же имъ совершенно овладѣетъ беззаконно съ нимъ сожительствующая Иродіада, т. е. грѣховная воля, тогда онъ отвергаетъ и природное слово благодати, т. е. совѣсть, совсѣмъ упраздняетъ ее, не вѣритъ и противорѣчитъ боговдохновенному Писанію, становится совершенно неразумнымъ и враждебнымъ слову Божію, какъ Иродъ Іоанну. Подобное же состояніе испытываютъ и также поступаютъ и тѣ, которые противорѣчать истинамъ вѣры. Изобличаемые ученіемъ пророческимъ, апостольскимъ и отеческимъ, они прежде всего какъ бы заключаютъ его въ книгахъ, говоря: «оставьте его лежать тамъ, пусть никто имъ не пользуется и не извлекаетъ оттуда», при чемъ забываютъ слова Господа: «испытайте писаній, яко вы мните въ нихъ имѣти животъ вѣчный» (Іоан. 5, 39); потомъ, подъ вліяніемъ Иродіады, т. е. своей нечестивой славы, они поступаютъ еще хуже и взамѣнъ божественнаго ученія, которое они предаютъ какъ бы закланію, предлагаютъ собственныя писанія, ко вреду и погибели своихъ послѣдователей.
Итакъ, Иродъ представляетъ собою образецъ всякаго порока и нечестія, а Іоаннъ есть столпъ всякой добродѣтели и благочестія; первый есть полнота зла. твердыня безбожія, орудіе беззаконія, человѣкъ плоти, поелику по плоти жилъ и размышлялъ, а второй есть вершина богоносцевъ отъ вѣка, преславное убѣжище дарованій Духа, носитель божественной благодати, знаменіемъ коей служитъ и его имя, жилище всякаго благочестія и добра. Такимъ образомъ, нынѣ намъ предлежатъ два примѣра, совершенно противоположные другъ другу; слѣдующіе въ своей жизни первому получаютъ временную радость и внѣшній почетъ, но потомъ предаются непрерывному и невыносимому позору и мученію, а взирающіе на второй временно страдаютъ, впослѣдствіи же пріобрѣтаютъ славу и блаженство божественное, неизреченное, истинное и вѣчное. И мы, если будемъ жить по плоти и станемъ подражать плотской жизни Ирода, то должны умереть, какъ говоритъ апостолъ (Римл. 8, 13). Если же, при содѣйствіи Божественнаго Духа, съ ревностью Іоанна мы станемъ противодѣйствовать злымъ стремленіямъ и дѣламъ плоти, то будемъ жить во вѣки. Конецъ жизни по духу скрытъ нынѣ во Христѣ у Бога и еще не всѣмъ ясенъ, когда же онъ откроется, то мы, подобно Ему, будемъ наслѣдниками Бога и сонаслѣдниками Христа, достигнувъ тѣхъ вѣчныхъ и нетлѣнныхъ благъ, которыхъ ни глазъ не видѣлъ, ни ухо не слышало и которыя не приходили на сердце человѣка, потому что они превосходятъ и зрѣніе, и слухъ, и мысль; а тѣ, которые живутъ по плоти, получаютъ въ удѣлъ удовольствія временныя, тлѣнныя, малыя и незначительныя. Значитъ, если тѣ блага вѣчны, велики, удивительны, непрерывны и несравнимы, а эти временны и ничтожны, то станемъ, братіе, предпочитать блага постоянныя, неизречееныя и небесныя тѣмъ, которыя исчезаютъ и уничтожаются, станемъ проходить мимо того, что преходитъ и временно услаждаетъ лишь наше чувство, будемъ стремиться къ благамъ будущимъ, которыя всегда пребываютъ и никогда не погибнутъ, будемъ избѣгать уподобленія Ироду, а станемъ подражать, насколько есть возможность, добродѣтели Предтечи; будемъ готовы даже до смерти противодѣйствовать грѣху, вѣдая, что отразившій страсти добродѣтелію получитъ вѣнецъ мученичества, подобно Іоанну, наибольшему среди рожденныхъ женами, проповѣднику покаянія, Предтечѣ Спасителя и Крестителю, который, подвизаясь подвигомъ добрымъ, подвергся усѣченію мечемъ. Онъ былъ Предтечею не Христа только, но и церкви и нашего, братіе, житія. И насъ, подобно ему, преслѣдуетъ свой Иродъ - страсти плотскія, вслѣдствіе коихъ наступаетъ духовная смерть, удаляющая человѣка отъ Бога. Эта смерть проникаетъ въ насъ чрезъ посредство внѣшнихъ чувствъ, какъ это и было въ началѣ съ нашими праотцами, лишившимися за грѣхъ безсмертія. Но мы, въ борьбѣ со страстями, станемъ подражать, насколько возможно, жизни Іоанна. Подобно ему, станемъ и мы удаляться міра и при посредствѣ псалмовъ, духовныхъ пѣсней и молитвы обращать свой умъ ко Христу, сдѣлаемъ самихъ себя Его жилищемъ, будемъ помиить о Немъ и постояннымъ воспоминаніемъ очищать свой умъ отъ мірскихъ поыышлепій, станемъ стремиться къ единенію съ Нимъ, очистимъ око ума своего, обращаясь дѣлами, словами и помыслами къ Богу, будемъ умѣренны въ требованіяхъ жилища, пищи и питія, будемъ готовы за добродѣтель принять даже смерть естественную, дабы получить жизнь блаженную и безсмертную, коей да будетъ возможно достигнуть всѣмъ намъ, молитвами Предтечи и Крестителя Іоанна, во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Которому Единому подобаетъ слава вѣчная. Аминь.
Въ сокращеніи и переложеніи съ греческаго текста, помѣщеннаго въ изданіи: Τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν Γρηγορίου αρχιεπισκόπου Θεσσαλονίκης τοῦ Παλαμᾶ Όμιλίαι τεσσαράκοντα καὶ μία. Έν Ίεροσολύμοις. 1857. Σελ. 221-229.