Патриарх Иерусалимский Диодор І-го на Собрании Патриархов в Константинополе 15-го марта 1992 г.
Заявление Его Блаженства Диодора I-го
Высокопреосвященнейшие Предстоятели Православных Патриархатов, Автономных и Автокефальных Церквей, возлюбленные во Христе братья.
Мы славим и благословляем Триипостасного Бога пред Которым мы припадаем. Его святой Промысел сделал то, что нынешнее Собрание, столь желанное Патриархами и Предстоятелями Автономных и Автокефальных Церквей протекает в целях осуществления единого чаяния и единого намерения: встретиться чтобы обменяться своими соображениями по поводу сегодняшних проблем человечества и обсудить совместно дела, касающиеся нашей Святой Церкви Православной.
Приблизительно три года тому назад, посылая вам наше письмо н. 305 от 30-го мая, и адресуя его всем нашим Возлюбленным Братьям, мы, естественно, выражали необходимость такой встречи, не предавая большого значения месту и времени. Она не могла быть лишь официальной встречей в целях сослужения и причащения из единой чаши. Она должна главным образом предоставить нам возможность не торопливо поставить перед каждым из нас серьезные вопросы которые озадачивают нашу Святую Православную Церковь, и найти на них ответы во благо Православной пастве.
Это Собрание явится настоящим шагом вперед на путях нашей Церкви. Вот почему мы, объединенные в мире и любви Христовой, призваны явить людям свидетельство Веры и Истины, Единства и Мира, Любви и Правды, Спасения и свободы во Христе.
В радости и счастьи мы покинули Святой Град Иерусалимский, место земного жительства Небесного Царя Иисуса, освященный Его вольною Страстью на Кресте и победным Воскресением из мертвых и сошествием Святаго Духа на Апостолов в день Пятидесятницы, когда и была основана наша Церковь.
С неизреченной радостью мы прибыли сюда, в этот город, который сыграл значительную роль в истории нашей Церкви и мы испослнены твердого убеждения, что Основатель нашей Святой Церкви, Иисус Христос, ниспошлет всем нам, собранным под единым кровом Свой Свет, Премудрость и Силу, чтобы мы воззвали ко всему миру, ожидающему сегодня утешающего гласа Православия. Мы твердо верим, что во время нашего Собрания, которое увенчается сослужением в неделю Торжества Православия, будет царить Дух Божий и неповрежденный голос Православия, будет вещать едиными усты и единым сердцем, как Глас Господень, который вчера, сегодня и во веки тот-же.
Поэтому мы должны осознать ту ответственность, которую мы возмем на себя, мы - по благодати Божией, предстоятели наших Церквей и духовные отцы того Стада, которое испрашивает у нас благословения, ибо мы придерживаемся заветов Христовых.
Мы следовательно несем обязанность и долг излагать наше мнение в глубокой вере, откровенности и истине, не страшась никого и не трепеща ни перед чем, ибоГосподь дарует нам Слово и Мудрость, против которых никто не найдет доводов и которых ни один клеветник не сможет опровергнуть.
Итак, подчиняя себя Богоносным Отцам, мы считаем необходимым уверить долгожданное Собрание в том, что СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ ИЕРУСАЛИМСКАЯ ХРАНИТ БЕЗ ОТКЛОНЕНИЙ СВЯТЫЕ ТРАДИЦИИ, СКЛОНЯЕТСЯ ПРЕД НАШЕЙ СВЯТОЙ ЦЕРКОВЬЮ, ЕЕ КАНОНАМИ, НЕ ПРИЕМЛЕТ НИКАКИХ НОВШЕСТВ, НО НАОБОРОТ, БОРЕТСЯ ВСЕМИ СИЛАМИ СО ВСЯКОЙ ПОПЫТКОЙ СОЗДАТЬ НОВЫЙ ПОРЯДОК В НЕДРАХ ЦЕРКВИ ПРАВОСЛАВНОЙ, НОВЫЙ ПОРЯДОК КОТОРЫЙ ОНА НЕНАВИДИТ И ОСУЖДАЕТ.
Так, исследуя повестку дня, которая вытекает из пожеланий каждого, и держа в руках проект Послания, которое нам предстоит утвердить, мы настаиваем на некоторые пункты и просим наших собратьев учесть их и оценить их важность, с тем чтобы текст был бы истинным Голосом совести православных верующих.
Во первых, целью данного Собрания должно быть изложение точки зрения Церкви по вопросам касающимся нашего Святого Православия. Следовательно наше послание не должно занимать нереалистическую позицию, но должно ясно и прямо выражать православное мировозрение. Оно должно отражать наше беспокойство, то есть оценивать все что затевается вокруг Святого Православия и в ущерб ему, клеймить зло и превозносить добро, конкретно подчеркивать свои ощущения, без колебаний и неуместных соображений, не ища материальной выгоды или обещаний.
Большая часть нашего текста касается прозелитизма Униатов, воздействующего на православных в коммунистических странах. Определенно известны методы, которые используют Униаты и вообще католики для насильственного прозелитизма среди православных не только в России, на Украине, в Польше, Чехословакии, Румынии, Сербии, но также и на Среднем-Востоке, пользуясь любыми средствами: образованием, работой, давлением, насилием и даже преступлением, как об этом свидетельствует недавняя История Православной Церкви в Хорватии, на Украине и в других местах.
Объединившись на историческом Собрании, представители Церквей России, Сербии, Польши и Чехословакии обратились недавно ко всем нам с письмами заслуживающими доверия, в которых они рассказывают нам о боли, которую терпит Православная Паства, они, которые испытывают горький опыт гонений на Православных со стороны Униатов и Латинских народов. Они просят нас, с одной стороны, оказать им моральную поддержку, а, с другой, осудить подобные действия, которые не только являются нарушением Прав Человека, но в первую очередь противны духу христианского учения. Потому, естественно, чтобы наше Собрание не ограничивалось бы лишь замечаниями и уточнениями, а чтобы оно выражало откровенно свои чувства, чувства горечи за поступки некоторых христиан которые ловят случай, чтобы проникнуть в Свободу данную нам Христом и наблюдать за нами, чтобы превратить нас в рабов. ПЕРЕД ОСКОРБИТЕЛЬНЫМ СЛОВОМ ГЛАВЫ РИМО-КАТОЛИКОВ, ПАПЫ, КОТОРЫЙ ГОВОРИЛ О ПРОСВЕЩЕНИИ НАНОВО ЕВАНГЕЛИЕМ ЕВРОПЫ, КАК БУДТО ПРАВОСЛАВНЫЕ НАРОДЫ ВОСТОЧНЫХ СТРАН НЕ ВЕДАЛИ ХРИСТА, МЫ ДОЛЖНЫ ГЛУБОКО ЗАДУМАТЬСЯ И СУГУБО ОБЕСПОКОИТЬСЯ ПЕРЕД ЗАМЫСЛОМ КАТОЛИКОВ В СТОРОНУ ПРАВОСЛАВНЫХ.
Мы не можем оставаться праздными, успокаивая друг друга перед лицом изменяющихся замыслов Рима и выраженной им доброй воли продолжать диалог любви с Православной Церковью. Последние события доказывают ясно их враждебные намерения. НАШ ВЕРНЫЙ НАРОД ПРАВОСЛАВНЫЙ НЕ ПРИЕМЛЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И НЕ ИДЕТ НА УСТУПКИ В ВОПРОСАХ ВЕРЫ. Вот почему он ждет, чтобы униатские основоположники и их преступники были осуждены, он ждет осуждения действий католиков и главное Папы, как вдохновителя и поощрителя дикостей и всех действий Униатов против Православных.
ВОТ ПОЧЕМУ ПРОДОЛЖЕНИЕ БОГОСЛОВСКИХ ДИАЛОГОВ С РИМО-КАТОЛИКАМИ НЕ ПРИВЕДЕТ НИ К ЧЕМУ. Наша Святая Церковь Иерусалимская усердно молилась о том, чтобы прекратился прозелитизм Римо-Католиков и Униатов среди Православных, т.к. они применяют для этого ВСЕ средства на Ближнем Востоке и в Святой Земле.
В последствии, через своих представителей и в своих письменных протестах во время богословских диалогов, она жаловалась на эти действия. Наконец, считая, что она трудится напрасно в диалоге с ними, ибо продолжение контактов с нераскаянными не ведет ни к чему, согласно с правилом Апостола народов: "ОТЫДИ ОТ ЕРЕТИКА ПОСЛЕ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ", как единственная правильная позиция перед лицом кровотечения нашей паствы и в знак протеста, наша Церковь прекратила всякий диалог и таким образом отошла в сторону. Кроме религиозной пропаганды и прозелитизма проявляемых Римо-Католиками, наш Патриархат должен также отражать их властные усилия обойти Православных на Святых Местах и увеличить свое влияние на Святой Земле путем дипломатии и политики Ватикана и чрез католические Европейские Силы действующие на международной политической сцене.
Следовательно, мы считаем достойным похвалы решение Церкви Элладской, которая, на Первом Собрании Постояннного Синода в феврале, осудила лукавую тактику Рима, прося греческие гражданские власти прервать дипломатические отношения между Ватиканом и Грецией и заметила, что диалог с Римом выглядит ни полезным, ни искренним, ни братскимм для православной паствы.
Итак мы приветствуем Архиепископа Афинского за его смелое осуждение по телевидению действий Ватикана. Таким образом прекращение богословского диалога со стороны Элладской Церкви, одобренное православными верующими, представляется как позиция обязательная для нас всех, кто призваны дать ответ на вопросы православной пастве о нашем отношении что касается агрессии Униатов и Католиков.
В тойже настроенности духа, мы полагаем, что богословские диалоги с инославными вообще не приводят к положительному результату. Уже некоторые из инославных отклонились от их первоначального пути, приняв новшества чуждые духу Церкви. Несмотря на это, некоторые из православных епископов тоже выразили свой оптимизм относительно якобы положительного развития диалога с до-халкидоньянами, которых часто осуждали за их упорство в ереси и какодоксии. Наша Святая Церковь Иерусалимская строго придерживается постановлений св. Халкидонского Вселенского Собора и других позднейших Соборов, и не преступая и не пересматривая никаких канонов прекратила и с ними всякий богословский диалог.
Но тем не менее, она не исключает возможности их расскаяния и возврата в лоно Святой Церкви Православной. Способ принятия иноверцев известен. От Них требуется всецелое принятие учения Церкви Единой, Святой, Соборной и Апостольской, как это изложено во всех канонах без исключения и во всех постановлениях Вселенских Соборов.
Частичное принятие инославными учения Православной Церкви, как например принятие некоторых канонов и Вселенских Соборов по их вкусу и удобству, как в случае до-халкидонян, не может стать причиной контакта с ними, ослабевающего Святое Тело Церкви. Поэтому необходимо, чтобы на этом братском Собрании, мы осведомили бы вас также о воздержании нашей Церкви в этом диалоге, несмотря на оценку его развития. Действительно, если НЕ БУДЕТ ПРЕДПОСЫЛКОЙ ВСЕЦЕЛОЕ ПРИНЯТИЕ ПРАВОСЛАВИЯ, ТО ВСЕ ЭТО НЕ ПРИВЕДЕТ НИ К КАКОЙ ПОЛЬЗЕ.
Если таково развитие Богословских Диалогов с иноверцами, что сказать об участии Православной Церкви в Мировом Совете Церквей! Его происхождение от разных протестанских разрозненных церквей, группировок и иных движений, никак не делает его благоприятным местом для представления духовного богатства Святой Православной Церкви. Не подлежит ни малейшему сомнению, что Православие есть алмаз веры, и как драгоценный камень оно хранит свою ценность где бы оно не находилось. В этой массе христианских вероисповеданий, голос Православия возвышается с трудом и исчезает в океане постановлений Всемирного Совета Церквей, дух и содержание которого очень далеки от истинного исповедания. Перед нашим взором печальная картина Православия при открытии этих торжественных собраний, торжественных праздненств по поводу их закрытий и вообще при всех этих проявлениях носящих особенный литургический характер в синкретизме сослужений и поклонений, противным Православию, как это было недавно в Камберре в Австралии. Мы наблюдаем с грустью участие православных епископов аплодирующих этому и благословляющих все это.
Все вместе, убедившись в всем выше сказанном, мы должны всенародно осудить главенствующую роль Римского Папы в трагических событиях направленных против Православных верующих, а также и дикости в прозелитических действиях католиков-латинян и униатов, которых они возбуждают.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО МЫ ОБЯЗАНЫ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ ПРЕРВАТЬ ВСЯКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ДИАЛОГ С РИМО-КАТОЛИКАМИ И СО ВСЕМИ ИНОВЕРЦАМИ ВООБЩЕ, ИНАЧЕ ДОВЕРИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ПАСТВЫ К ОСНОВАМ И ЦЕЛЯМ ДАННОГО СОБРАНИЯ ПОШАТНЕТСЯ.
Православные верующие могут справедливо себе задать вопрос о том, почему некоторые осуждают православные группы, с которыми у нас нет диалога любви, тогда как в тоже время Православная Церковь ведет диалог с еретиками. Как объяснить тот факт, что мы показываем свою сдержанность по отношению к этим группам, когда при любых случаях и без рассудительности мы лобызаемся с иноверцами.
Ваши блаженства, Ваши Высокопреосвященства, Братья! Заявляя на этом Собрании позицию Святой Церкви Иерусалимской на предложенные темы, и глубоко осознавая Наше Воззвание, Наш долг и Наш обет "следовать Слову Истины", Мы заявляем в заключение:
Наша Святейшая Церковь Иерусалимская :
1 - принимает и соблюдает все каноны и постановления Святых Соборов Вселенских и Поместных нашей Святой Церкви Православной, Священное Предание и то, что нам вдохновляется в связи с данным положением
2 - чтобы пресечь всякую ложную интерпретацию, Она признает привелегии и права Константинополького Патриархата и других исторических Патриархатов, данные им Вселенскими Соборами и сознанием Святой Православной Церкви. Она восстает против всякой попытки учредить новый порядок внутри Церкви.
3 - Она верит, что наша Святая Православная Церковь в своей целости является верной хранительницей Истины и Единой, Святой, Соборной и Апостольской из чего следует, богословский диалог с иноверцами приносит Ей ущерб, ибо в попытках найти приемлемые пункты для общения с иноверцами, Православная Церковь ставит под сомнение усвоенную Истину. Потому:
4 - Она остается непреклонной в своих постановлениях на Собраниях (65 от 9/22 мая, 198 и 68 от 23 февраля/7 марта сего года), когда наш Святейший Синод решил прекратить всякий богословский диалог с инаковерцами вообще, т.е. с католиками и протестантами.
5 - Она определенно осуждает прозелитические действия Ватикана, который является зачинщиком и поддержкой недавних дикостей проявленных по отношению к православным верующим в странах Восточной Европы и Среднего Востока, и всенародно разоблачает его антихристианскую деятельность и поведение.
6 - Она остается непоколебимой в своем воздержании от богословских встреч Мирового Совета Церквей.
Лично Мы настаиваем на Нашем начальном вступлении, касательно встречи Председателей с целью изучения и других вопросов волнующих Нашу Православную Церковь, так как ясно, что призыв к Всеправославному Собору затягивается. Все это Мы с любовью предлагаем вниманию Собрания и просим серьезно изучить Наши замечания и предлагаем принять важнейшие и окончательные решения при нынешних обстоятельствах и требованиях, предявленных нам паствою.
Мы заканчиваем Нашей искренней благодарностью Вселенскому Патриарху за Его гостеприимство и желаем Ему сил для осуществления Своих Обязаностей. Да поможет нам Господь во имя Святой Троицы трудиться на благо Святого Православия во всем мире.
Диодор 1-ый