Святая Православная Церковь научаетъ вѣрующихъ возносить молитвы Господу и святымъ не только о себѣ и о живыхъ собратіяхъ нашихъ, но и объ умершихъ отцахъ и братьяхъ. Этимъ самымъ святая Церковь научаетъ насъ, что наши духовныя отношенія с умершими не прекратились и по смерти ихъ, а отсюда уже необходимо утверждается и наша вѣра въ жизнь вѣчную и наша любовь ко всѣмъ ближнимъ о Христѣ. .
Ученіе о необходимости молитвъ за живыхъ и умершихъ имѣетъ твердыя основанія въ Словѣ Божіемъ, писаніяхъ святоотеческихъ и церковномъ преданіи. Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ Своимъ собственнымъ примѣромъ и ученіемъ заповѣдалъ св. Апостоламъ и всѣмъ вѣрующимъ во имя Его молиться не только о себѣ, но и о всѣхъ близкихъ, не дѣлая здѣсь различія между друзьями и врагами (Іоан. 17, 9.20; Мат.7,7; 5,44 и др.)
Такой-же молитвѣ многократно научаютъ насъ и св. Апостолы въ своихъ богодухновенныхъ писаніяхъ (Іак. 5, 16; 1 Тим. 2, 1; Іоан. 5, 16 и мн. др.). И дѣйствительно уже въ самыя первыя времена христіанства, во времена Апостольскія, мы находимъ указанія на обыкновеніе вѣрующихъ молиться за живыхъ и умершихъ. Къ молитвамъ за живыхъ и умершихъ побуждаютъ насъ, съ другой стороны, и наше званіе христіанъ и наше вѣрованіе въ загробную жизнь. Господь нашъ Іисусъ Христосъ по Своей неизреченной любви, Своими крестными страданіями и смертію, освободивъ насъ отъ рабства и проклятія, сдѣлалъ насъ, по слову Апостола, чадами Божіими (Іоан. I, 12), соединивъ всѣхъ насъ «во едино» (Іоан. 17, 20), въ единую братскую семью (Іоан. 10, 16). Любовью мы спасены, любовью должны быть проникнуты и всѣ наши отношенія къ ближнимъ братіямъ нашимъ по вѣрѣ. Эта святая любовь, соединяя насъ здѣсь на землѣ тѣснымъ союзомъ и обязывая взаимно содѣйствовать другъ другу въ достиженіи спасенія, не прекращаетъ спасительныхъ отношеній къ ближнимъ и тогда, когда они переходятъ изъ этой временной жизни въ страну вѣчнаго жилища и покоя. Ибо любовь, по слову Апостола, «николи-же отпадаетъ» (1 Кор. 13, 8). Усопшіе -ближніе наши, которыхъ Богъ повелѣваетъ намъ любить какъ самихъ себя (Мар. 12, 31). Ибо Богъ не сказалъ: любите ближнихъ, пока они живутъ на землѣ; стало быть, Господь не ограничиваетъ любви къ ближнимъ землею; Онъ хочетъ, чтобы любовь эта перешла и за гробъ.
Но чѣмъ, какъ не поминовеніемъ, какъ не молитвою за усопшихъ, можемъ мы доказать свою любовь къ нимъ, которая, по слову Апостола, покрываетъ множество грѣховъ? (1 Петр 4. 8).
Мы должны любить усопшихъ ближнихъ нашихъ, и любовь сію свидѣтельствовать памятію о нихъ и попеченіемъ объ ихъ спасеніи и потому, что они насъ не забываютъ тамъ. Они вспоминаютъ о насъ, сожалѣютъ о преткновеніяхъ какимъ мы подвергаемся на пути добродѣтели, заботятся о нашемъ спасеніи. Доказательствомъ этого служитъ изображенный въ Евангеліи богачъ: по переходѣ въ вѣчность, онъ вспомнилъ о братьяхъ своихъ, сожалѣлъ объ ожидающей ихъ за гробомъ участи, заботился, какъ бы привести ихъ на путь покаянія (Лук. 16, 28). Что сдѣлалъ богачъ, то безъ сомнѣнія дѣлаютъ и другіе усопшіе. Святый апостолъ Петръ, отходя отъ сей жизни, обѣщалъ современникамъ помнить ихъ и по смерти. «Потщуся-же и всегда имѣти васъ по моемъ исходѣ, память о сихъ творити» (2 Петр. 1, 15), писалъ сей Апостолъ въ одномъ изъ посланій своихъ. Любовь къ ближнимъ, съ какою переходятъ въ вѣчность добрые люди, по ту сторону гроба еще болѣе разгорается. Тамъ эти люди яснѣе видятъ, какъ гибельны послѣдствія, происходящія отъ страстей, отъ обычаевъ мірскихъ, отъ искушеній сатаны; видятъ и принимаютъ въ насъ душевное участіе, желаютъ намъ спасенія, и, если имѣютъ дерзновеніе, молятся Господу Богу о ниспосланіи намъ помощи. Каждому изъ насъ желательно, чтобы, по отшествіи нашемъ изъ сей жизни, ближніе наши не забывали насъ и молились о насъ. Чтобы это исполнилось, надо и намъ любить усопшихъ ближнихъ нашихъ. «Тою-бо мѣрою, ею-же мѣрите, возмѣрится вамъ» (Лук. 6, 38), говоритъ Слово Божіе. Поэтому поминающаго усопшихъ помянетъ и Богъ и люди по его отходѣ отъ сего міра. Велико утѣшеніе велика награда тому, кто ближняго освобождаетъ и отъ временнаго несчастья. Какую-же награду пріиметъ тотъ, кто усердными молитвами поможетъ ближнему получить прощеніе грѣховъ, умилостивить Бога, исторгнуться изъ бездны вѣчнаго бѣдствія и наслѣдовать вѣчнсе блаженство?
Важность и необхолнмость поминовенія усопшихъ.
Важно и необходимо молиться о здравіи и спасеніи живыхъ, такъ какъ по духу любви и братскаго единенія мы должны желать всѣмъ достигнуть вѣчнаго спасенія и царства небеснаго. Но еще болѣе необходимо намъ молиться о почившихъ, ибо уже для нихъ кончилось со смертью время покаянія и исправленія, хотя не наступило еще до времени страшнаго суда, окончательное воздаяніе. А кто изъ насъ безъ грѣха? Многіе-ли умираютъ съ истиннымъ и должнымъ приготовленіемъ къ страшному таинству смерти? Если кто, по милости Божіей, и сподобился предъ смертью покаяться к пріобщиться св. Христовыхъ Таинъ, то не успѣлъ принести плодовъ, достойныхъ покаянія (Мар. 3, 8), что въ дѣлѣ спасенія не менѣе важно. Вотъ почему такъ необходимы молитвы и милостыня за умершихъ, ибо онѣ умилостивляютъ Правосуднаго Судію и восполняютъ то, что недостаетъ для оправданія и спасенія почившимъ.
Какъ молитва наша вообще бываетъ двоякаго рода: частная, или домашняя и общественная, или церковная, такъ равно и молитвы за живыхъ и умершихъ братій могутъ возноситься нами ежедневно дома и въ храмѣ Божіемъ. Если мы по нашей грѣховности, лѣности и слабости не всегда можемъ быть увѣрены въ силѣ и дѣйственности своей молитвы, то необходимо какъ можно чаще прибѣгать къ молитвамъ нашей матери св. Православной Церкви: особенно при принесеніи великой безкровной жертвы. На проскомидіи, предъ литургіей, священникъ вынимаетъ частицы изъ просфоръ съ поминовеніемъ именъ живыхъ и умершихъ; послѣ же освященія св. Даровъ, когда хлѣбъ и вино таинственно претворяются въ животворящее Тѣло и Кровь Христовы, эти вынутыя частицы погружаются въ пречистую Кровь съ молитвеннымъ призываніемъ: «омый, Господи, грѣхи поминавшихся здѣ Кровію Твоею честною, молитвами святыхъ Твоихъ». Здѣсь Самъ Господь Іисусъ Христосъ есть Ходатай ко Отцу за грѣхи людей (1 Тим. 2; 5). И Его безцѣнная Кровь, проліянная за грѣшныхъ, немолчно вопіетъ къ Судіи Богу о помилованіи. И мы имѣемъ многочисленныя свидѣтельства и примѣры изъ ученія св. Угодниковъ Божіихъ о силѣ и спасительности молитвъ, соединенныхъ съ принесеніемъ безкровной жертвы, какъ о живыхъ, такъ и особенно за умершихъ.
«Умершіе надѣются», говоритъ блаженный Августинъ, - получить помощь чрезъ насъ: ибо время дѣланія отлетѣло отъ нихъ; взываютъ ежеминутно души, вверженныя въ темницу, и нѣтъ имъ утѣшенія. Вотъ лежитъ и стонеть больной, и врачи утѣшаютъ его: взываетъ въ мученіяхъ душа, отшедшая съ вѣрою, и нѣтъ человѣка, кто-бы отвѣтилъ на зовъ ея! Итакъ, молитесь, вѣщаетъ намъ голосъ христіанской любви и состраданія, молитесь, чтобы душа умирающаго получила мѣсто успокоенія. «Надлежитъ человѣку единою умрети, потомъ же судъ» (Евр. 9. 27), говоритъ св. апостолъ Павелъ. Молитесь, чтобы умершій обрѣлъ Судію милостивымъ.
Блаженны тѣ, земная жизнь которыхъ была приготовленіемъ для вступленія въ обители Отца Небеснаго. Ихъ жребій - царство небесное. Но жалка участь тѣхъ изъ усопшихъ, которые проводили жизнь свою въ похотяхъ прелестныхъ въ служеніи собственной плоти и грѣху. Ихъ участь - осужденіе и вѣчныя муки. Одинъ Господь, испытующій сердца и утробы человѣческія знаетъ кто изъ усопшихъ праведенъ и кто грѣшенъ и кто посему въ день праведнаго суда станетъ одесную и кто ошуюю. А намъ извѣстно только, что нѣтъ человѣка «иже живъ будетъ и не согрѣшитъ», что никто «не чистъ отъ скверны аще и единъ день житіе его на земли» (Іов. 14. 4-5). «Никто, говоритъ блаженный Августинъ, не можетъ похвалиться чистымъ сердцемъ помышляя, что и звѣзды не чисты предъ Богомъ. Пали ангелы съ неба, нечисты звѣзды предъ Богомъ; и даже младенецъ жившій на землѣ только одинъ день не безъ грѣха». Всѣ мы грѣшны во грѣхахъ всѣ зачинаемся и раждаемся и проводимъ жизнь грѣховную и въ грѣховныхъ немощахъ умираемъ. Но въ небесный Іерусалимъ «не имать внити всяко скверно» (Апок. 1. 27); въ свѣтлые чертоги рая нельзя войти въ одеждѣ запятнаной нечистотами грѣховными. Между тѣмъ несомнѣнно извѣстно, что нѣтъ покаянія послѣ смерти, и слѣдовательно усопшіе сами не могутъ заслужить милосердія Божія своими собственными силами.
Св. Апостолъ Павелъ, заповѣдуя молиться о всѣхъ, проситъ, что-бы простые вѣрующіе молились о немъ самомъ (Ефес. 6, 18- 10), и притомъ, въ то время, когда онъ уже приближался къ вѣнцу за подвиги Апостольскіе. Если не излишня была молитва для первоверховнаго Апостола Павла, то что сказать о нашихъ родныхъ и знакомыхъ, отходящихъ въ жизнь загробную, по большей части безъ особеннаго подготовленія, хотя и съ покаяніемъ и напутствіемъ чрезъ пріобщеніе св. Животворящихъ Таинъ.
Начало поминовенія умершихъ.
Блгочестивый обычай поминать усопшихъ и творить за нихъ милостыню перешелъ въ Новозавѣтную Церковь изъ Ветхозавѣтной; слѣдовательно, начало его относится еще ко времени до Рождества Христова. Іосифъ съ братьями молились и плакали въ теченіе нѣсколькихъ дней, когда умеръ отецъ ихъ Іаковъ (Быт. 50,3). По смерти Моисея, евреи постились и плакали 30 дней (Второз. 34, 8).
Товитъ погребалъ странныхъ и нищихъ, раздавалъ милостыни въ память ихъ и заповѣдалъ сыну своему Товіи: „Иждивай хлѣбы твоя при гробѣ праведныхъ" (Тов 4, 17).
Вождь Іудейскій Іуда Маккавей имѣлъ сраженіе съ Идумейскимъ воеводою Георгіемъ. Когда послѣ войны, іудейскіе воины стали собирать тѣла убитыхъ воиновъ - своихъ товарищей для преданія ихъ землѣ, то сверхъ чаянія подъ одеждами у каждаго изъ нихъ нашли вещи, украшавшія непріятельскихъ идоловъ. Признавъ въ этомъ причину смерти воиновъ, - ибо законъ подъ угрозою проклятія запрещалъ іудеямъ присваивать подобныя вещи, - всѣ обратились къ молитвѣ, прося правосуднаго Господа отпустить душамъ убитыхъ воиновъ сдѣланый ими грѣхъ. Іуда-же послалъ въ Іерусалимъ 2000 драхмъ серебра (400 р. сереб.) для принесенія жертвы въ храмѣ за грѣхи павшихъ воиновъ (2 Макк. 12, 39 и слѣд).
«Въ покои мертвеца упокой память его, и утѣшися о немъ во исходѣ духа его» (т. е., съ упокоеніемъ умершаго, упокой и память о немъ и утѣшься о немъ по исходѣ души его); «тѣлеса ихъ въ мирѣ погребены быша, а имена ихъ живутъ въ роды: премудрость ихъ побѣдятъ людіе, и похвалу ихъ исповѣсть церковь», - учитъ премудрый Іисусъ, сынъ Сираховъ (38, 23; 44, 13-14).
Въ книгѣ Судей находится еще слѣдующее указаніе на поминовенный обычай у евреевъ: «Отъ дней до дней исходяху дщери израилевы плакати о дщери Іеффая Галаадитина четыре дни въ лѣтѣ" (11, 40).
Ноэминь сказала невѣсткѣ своей Руфи о Воозѣ: „Благословенъ есть Господемъ, яко не остави милости своея съ живыми и со усопшими» (Руфь 2, 20).
Обратимся теперь къ Новому Завѣту. Святый Апостолъ Павелъ слѣдующаго возданія желаетъ Онисифору, который оказалъ ему человѣколюбіе свое: «Да дастъ Господь, - говорить онъ, - милость Онисифорову дому, яко многажды мя упокой, и веригъ моихъ не постыдѣся: да дастъ ему Господь обрѣсти милость отъ Господа въ день оный» (2 Тим. 1, 16-18). «Въ день оный», т. е., по смерти, какъ толкуютъ учители Церкви, или въ день страха и трепета, какъ говоритъ святый Іоаннъ Златоустъ. Если Апостолъ молился о томъ, что бы Онисифоръ получилъ милость Божію по смерти - на судѣ Божіемъ, то безъ сомнѣнія, и мы - чада Апостольской церкви - должны молиться о томъ-же за всѣхъ своихъ ближнихъ.
Но самое главное доказательство изъ Священнаго Писанія Новаго Завѣта есть слова Самого Спасителя: «Иже аще речетъ, говоритъ Онъ, слово на Сына Человѣческаго, отпустится ему, а иже речетъ на Духа Святаго, не отпустится ему, ни въ сей вѣкъ, ни въ будущій» (Мат. 12, 32). Изъ этихъ словъ Спасителя, по разумѣнію учителей и толкователей ихъ, ясно видно, что нѣкоторые грѣхи отпущаются, т. е., прощаются и въ будущемъ вѣкѣ.
Въ Евангеліи Апостола Луки читаемъ, что разбойникъ, висящій со Христомъ на крестѣ, молится Ему: «помяни мя, Господи, егда пріидеши во Царствіи Твоемъ» (23, 42). Здѣсь ясно утверждается ученіе о необходимости поминовенія усопшихъ. Когда разбойникь висѣлъ на крестѣ, предвидя уже скорую смерть, тогда совѣсть его представила ему всѣ грѣхи его, - и онъ, твердо вѣря, что Христосъ есть Господь и Избавитель, молитъ Его, чтобы Онъ помянулъ его въ Царствіи Своемъ. Какъ-бы такъ говоритъ разбойникъ: «вотъ мы оба уже умираемъ на крестѣ, Ты неповинно, а я за грѣхи мои; и я молю Тебя: благоволи, по смерти нашей, когда Ты возобладаешь Царствомъ Своимъ, вспомнить обо мнѣ и простить мнѣ грѣхи мои». Не явно-ли отсюда, что грѣхи и по смерти отпускаются, Если-бы по смерти грѣхи не отпускались, - то разбойникъ не сказалъ-бы: «Помяни мя, егда пріидеши во Царствіи Твоемъ», - а сказалъ бы только: «помяни мя, прежде нежели умремъ оба на крестѣ».
Святый Вселенскій VI соборъ въ 32 правилѣ ублажаетъ, по-хваляетъ и утверждаетъ чинъ и послѣдованіе божественной литургіи святаго апостола Іакова, святаго Василія Великаго и святаго Іоанна Златоуста, слѣдовательно тѣмъ самымъ утверждаетъ онъ и поминовеніе усопшихъ, какъ принятое и предписанное въ этихъ литургіяхъ, гдѣ воспоминаніе и моленіе за умершихъ бываетъ трижды: на проскомидіи, послѣ Евангелія въ ектеніяхъ и - по освященіи страшныхъ животворящихъ Таинъ Христовыхъ
Святый Василій Великій, въ своей литургіи, по освященіи и пресуществленіи Святыхъ Даровъ, молится объ умершихъ такъ: «и помяни, Боже, всѣхъ прежде усопшихъ, о надежди воскресенія жизни вѣчныя». И далѣе предлагаетъ особую молитву о тѣхъ, коихъ іерей желаетъ вспомянуть имена: «О покои, и оставленіи грѣховъ душъ рабъ твоихъ (имя рекъ) на мѣстѣ свѣтлѣ, отонуду-же отбѣже печаль и воздыханіе: упокой Боже нашъ, и покой ихъ, идѣ-же присѣщаетъ свѣтъ лица Твоего».
Святый Іоаннъ Златоустъ кромѣ литургіи, въ которой повторяется сказанное въ литургій Василія Великаго, во многихъ мѣстахъ своихъ сочиненій бесѣдуетъ о поминовеніи преставльшихся. Такъ, объясняя 9-ю главу книги Дѣяній святыхъ Апостоловъ (въ бесѣдѣ 21-ой), онъ поучаетъ такъ: «отнюдь не должно плакать о смерти праведника, но паче радоваться, что отошелъ отъ сей мятежной жизни къ покою нескончаемому; напротивъ должно плакать объ умершемъ грѣшникѣ впрочемъ не безъ надежды: ибо есть еще возможность, если хотимъ облегчить его мученія, именно: если молитвы о немъ совершаемъ частыя, если милостыню даемъ; хотя онъ и не достоинъ былъ бы, но нами Богъ умоленъ будетъ. Если Павла ради другіе спасе, и иныхъ ради, инѣхъ пощадѣлъ есть, како и насъ ради тогожде не сдѣлаетъ?». Нѣсколько ниже въ этой же бесѣдѣ онъ говоритъ: «не напрасно приношенія о усопшихъ бываютъ, не напрасно мольбы, не напрасно милостыни. Все сіе заповѣдалъ намъ Духъ Святый съ тою цѣлью, чтобы мы пользовались другъ отъ друга; ибо смотри: онъ пользуется тобою, ты имъ. Не просто діаконъ возглашаетъ о почившихъ во Христѣ: не діаконъ сіе возглашаетъ, но Духъ Святый вопіетъ его устами. Итакъ, зная сіе, постарайся сколько возможно, помогать усопшимъ, и вмѣсто слезъ, вмѣсто рыданія и вмѣсто гробницъ, да будутъ наши о нихъ молитвы, милостыни и приношенія, дабы такимъ образомъ и они и мы получили обѣтованныя блага».
«Каждый человѣкъ, пишетъ св. Іоаннъ Дамаскинъ, имѣвшій въ себѣ слабую закваску добродѣтелей, но не успѣвшій ее превратить въ хлѣбъ, - поелику, не смотря на свое желаніе, не могъ сего сдѣлать или по лѣности, или по безпечности, или-же потому, что отлагалъ со дня на день, и сверхъ чаянія постигнутъ и пожатъ кончиною, - не будетъ забытъ праведнымъ Судіею Владыкою, но Господь, по смерти его возбудитъ его родныхъ, ближнихъ и друзей, направитъ мысли ихъ, привлечетъ сердца и преклонитъ души къ оказанію пособія и помощи ему. И когда Господь подвигнетъ ихъ, а Владыка коснется сердца ихъ, они поспѣшатъ вознаградить опущеніе умершаго. А тотъ, кто велъ жизнь порочную, которая вся была усѣяна терніемъ и исполнена скверны и нечистотъ, который никогда не внималъ совѣсти, но съ безпечностью и ослѣпленіемъ погружался въ мерзость похотей, удовлетворяя всѣмъ по желаніямъ плоти, и нимало не заботясь о душѣ, - котораго всѣ мысли были заняты плотоугодіемъ, и въ такомъ состояній постигнутъ кончиною, сему никто не простретъ руки, но такъ съ нимъ будетъ поступлено, что ему не дадутъ помощи ни супруга, ни дѣти, ни братья, ни родственники, ни друзья: поелику Богъ не призритъ на него».
Итакъ, при свѣтѣ ученія Божія и святыхъ отцовъ Церкви, смерть является уже не страшнымъ и безотраднымъ зломъ, неумолимо и безвозвратно похищающимъ изъ среды живыхъ - дорогихъ и близкихъ нашему сердцу, но представляется духовнымъ очамъ христіанина естествекымъ переходомъ къ загробной жизни для возвращенія потеряннаго на землѣ блаженства и вѣчнаго упокоенія отъ трудовъ: «Блаженни мертвіи, умирающій о Господѣ отнынѣ. Ей, глаголетъ Духъ, да почіютъ отъ трудовъ своихъ: дѣла-бо ихъ ходятъ въ слѣдъ съ ними." (Апок. !4, 13). «Но если на землѣ, - говоритъ святый Ефремъ Сиринъ, - переселяясь изъ одной страны въ другую, мы имѣемъ нужду въ путеуказателяхъ: то какъ это необходимо тогда, когда будемъ переходить въ жизнь вѣчную». И вотъ на этомъ трудномъ переходномъ пути въ жизнь загробную является душѣ вѣрующей великой помощницей и спасительницей Святая Церковь, «внѣ которой нѣсть спасенія»; является съ знаменіемъ искупленія и съ чашею завѣта - съ молитвою, утѣшеніемъ и ободреніемъ.
Святая Церковь въ лицѣ священнослужителей является у предсмертнаго одра христіанина со спасительными Таинствами Покаянія, св. Причащенія и Елеосвященія, для очищенія и умиротворенія грѣховной совѣсти болящаго и единенія его въ Пречистыхъ Тайнахъ со Христомъ - въ Таинствѣ же Елеосвященія, если Господу Богу не угодно будетъ «по молитвѣ вѣры спасти и воздвигнуть болящаго, «для отпущенія и тѣхъ грѣховъ, которые онъ забылъ открыть предъ духовнымъ отцомъ па исповѣди: «и аще грѣхи будетъ сотворилъ, отпустятся ему» (Іак. 5, 14 15).
За молебнымъ канономъ «на исходъ души» произносится отъ іерея надъ отходящимъ послѣдняя для него въ сей жизни молитва, въ которой священнослужитель Церкви Божіей молитъ Владыку Господа Вседержителя разрѣшить душу отъ всякія узы и освободить отъ всякія клятвы и заканчиваетъ ее слѣдующимъ молитвеннымъ обращеніемъ къ Господу: «Ей человѣколюбивый Господи, повели да отпустится отъ узъ плотскихъ и грѣховныхъ: и пріими въ мирѣ душу раба (или рабы) Твоего сего (или сея) и покой ю въ вѣчныхъ обителехъ, со святыми Твоими!»
Окончилась земная жизнь христіанина; духъ его разлучился съ тѣломъ, но участіе Святой Церкви по отношенію къ нему продолжается. Она видитъ въ умершемъ не трупъ и не просто мертвеца только, а члена тѣла Церкви, ея же Глава Христосъ (Ефес. 5,23) и въ мертвенномъ тѣлѣ его видитъ храмъ (1 Кор, 3, 16), въ которомъ обиталъ Духъ Божій, который при жизни былъ причастникомъ спасительныхъ таинствъ; посему и называетъ его мощами и, въ духѣ вѣры, сопровождаетъ его благословеніемъ, молитвами и моленіями и упокоеніи души его.
Для облегченія страшнаго и грознаго перехода души въ иной міръ тотчасъ по смерти надъ гробомъ почившаго святая Церковь въ лицѣ священнослужителей совершаетъ «паннихиды» а во все время пребыванія тѣла во гробѣ до его погребенія неумолкаемо читается надъ нимъ «псалтирь». Чтеніе надъ усопшимъ боговдохновеныхъ псалмовъ пророка и царя Давида глубоко и умилительно возбуждаетъ въ душѣ вѣрующей и радость сердечную, и сообщаетъ скорбящему сердцу утѣшеніе и ободреніе; это чтеніе продолжается обыкновенно до трехъ дней. На третій день тѣло умершаго выносятъ въ храмъ для совершенія надъ нимъ послѣдованія погребенія по чиноположенію святой Церкви. Святый Симеонъ Солунскій говоритъ: «Когда несутъ тѣло къ погребенію, поютъ протяжно Трисвятую пѣснь, потому что всѣ скончавшіеся суть рабы Святыя Троицы: Ее провозвѣщали въ жизни, въ Ней скончались, къ Ней шествуютъ по смерти и вчинятся съ Ангелами, непрестанно воспѣвающими пѣснь Трисвятую». Шествіе съ тѣломъ открывается преднесеніемъ святыя иконы, какъ знаменіе вѣры усопшаго во Христа, предваряется за симъ шествіемъ духовенства въ священномъ облаченіи, какъ представителей церкви, съ кадильнымъ фяміаномъ, какъ жертвою умилостивленія Бога и знаменіемъ выраженія благочестивой и православной жизни почившаго, - жизни благоуханнѣйшей, какъ святой, а зеленѣющія вѣтви на пути шествія указываютъ на никогда неувядаемую жизнь, къ коей преставился почившій; возженныя же свѣчи, въ рукахъ священнослужителей и всѣхъ сопровождающихъ гробъ, изображаютъ «тотъ непрестанный и Божественный свѣтъ, которымъ просвѣщенъ христіанинъ въ крещеніи» (Симеонъ Солунскій), и къ которому отошелъ усопшій, какъ къ истинному свѣту.
По принесеніи въ храмъ, тѣло усопшаго поставляется посерединѣ съ лицемъ открытымъ, (выражая симъ, что и почившій вмѣстѣ съ живыми какъ бы духовно участвуетъ въ молитвенномъ общеніи), и обращеннымъ на востокъ, «предзнаменуя симъ образомъ воскресеніе усопшему».
Молитвы святой Церкви, особенно соединенныя съ приношеніемъ безкровной жертвы, важны и спасительны въ третій день для души новопреставленной. «Ибо, свидѣтельствуетъ святый Макарій, когда въ третій день бываетъ въ церкви приношеніе, то душа умершаго получаетъ отъ стрегущаго ее ангела облегченіе въ скорби, какую чувствуетъ отъ разлученія съ тѣломъ; получаетъ потому, что славословіе и приношеніе въ Церкви Божіей за нее совершено, отчего въ ней раждается благая надежда». А потому и послѣдованіе погребенія предваряется совершеніемъ заупокойной Божественной литургіи за почившаго.
За литургіею слѣдуетъ и самый чинъ погребенія православнаго христіанина. Боговдохновенные псалмы Давидовы, священныя пѣснопѣнія - творенія святаго Іоанна Дамаскина и Ѳеофана - по временамъ смѣняемыя заупокойными ектеніями, отрадное и утѣшительное за симъ чтеніе Слова Божія, послѣднее цѣлованіе усопшаго и разрѣшительная надъ нимъ молитва - вотъ поистинѣ высокоумилительный и глубоко трогательный составъ христіанскаго погребенія! Здѣсь все сливается въ одинъ молитвенный вопль къ Богу и въ лицѣ предстоящихъ живыхъ, и въ живомъ олицетвореніи самаго почившаго, о прощеніи грѣховъ и помилованіи души преставльшагося съ любвеобильнымъ и полнымъ забвеніемъ со стороны святой Церкви всего, въ чемъ предлежащій собратъ нашъ «яко человѣкъ», согрѣшилъ. Такъ псаломъ 90-й «Живый въ помощи Вышняго», которымъ послѣ обычныхъ молитвословій, начинается послѣдованіе погребенія прекрасно изображаетъ нахожденіе души усопшаго подъ защитою вѣчно живущаго въ небесахъ Бога, къ Которому по непреложному закону «духъ» почившаго теперь «возвращается и водворяется въ вѣчныхъ Его кровахъ» (Еккл. , 2 7). Онъ заступникъ души преставльшейся, Онъ ея Богъ и прибѣжище, и, уповая на Него, отшедшая душа христіанина православнаго, по молитвамъ Церкви, у Него только обрѣтаетъ избавленіе отъ грѣховъ, изъятіе отъ вѣчныхъ мукъ и «прославленіе». Слѣдующее за симъ пѣніе псалма (118-го) «Блажени непорочніи въ путь, ходящій въ законѣ Господни», изображающаго блаженство праведныхъ, поступающихъ по закону Господню, и упованіе на милость Божію, сопровождается многократнымъ пѣніемъ «аллилуія», каковый припѣвъ, по слову Семеона Солунскаго, означаетъ «Грядущаго во второе Свое пришествіе Господа, при которомъ Онъ возставитъ всѣхъ насъ умершихъ». И среди пѣнія этого псалма, какъ-бы отъ лица самаго почившаго, раздаются молитвенные вопли ко Господу: «Помилуй раба Твоего», и «Призри на мя и помилуй мя, по суду любящихъ имя Твое» (ст. 132).
Тропари новозавѣтные съ припѣвами: «Благословенъ еси Господи: научи мя оправданіемъ Твоимъ», представляютъ собою изображеніе всей жизни человѣка отъ начала созданія его до кончины въ нихъ почившій, какъ «созданіе Владыки и образъ неизреченныя Его славы, аще и носитъ язвы прегрѣшеній», какъ - бы отъ лица своего обращается къ безконечному милосердію своего Создателя и, «яко погибше овча», дерзаетъ просить себѣ помилованія черезъ покаяніе и возвращенія потеряннаго черезъ грѣхъ блаженства молитвеннымъ за него ходатайствомъ цѣлаго лика святыхъ, обрѣтшихъ «источникъ жизни», проповѣдавшихъ «Агнца Божія», закланныхъ «якоже агнца» и уже преставлъшихся «къ жизни нестарѣемѣй и присносущнѣй»; а святая Церковь къ молитвенному воплю усопшаго присовокупляетъ свое моленіе, презрѣвъ всѣ согрѣшенія его, упокоить душу его въ раю, въ обителяхъ святыхъ и праведныхъ.
Канонъ 6-го гласа, начинающійся словами 1-й пѣсни ирмоса «яко по суху пѣшешествовавъ Израиль», весь проникнутъ моленіемъ о упокоеніи преставльшагося, возносимымъ ко Господу Іисусу, Пречистой Его Матери и св. мученикамъ. Особенно поучителенъ ирмосъ шестой пѣсни, въ которомъ изображается вся жизнь человѣческая, какъ одно бурное волнующееся море, а смерть представляется «тихимъ пристанищемъ», притекши къ которому почившій молитъ многомилостиваго Господа возвести отъ тли (отъ истлѣнія-ада) его жизнь, а окружающіе гробъ священнослужители молятъ о упокоеніи преставльшагося со святыми, «идѣже нѣсть болѣзнь, ни печаль, ни воздыханіе, но жизнь безконечная».
Въ стихирахъ самогласныхъ, поемыхъ за канономъ, святая Церковь, изображая ясными чертами всю суету, ничтожество и тлѣность земныхъ благъ, восклицаетъ: «Кая житейская сладость пребываетъ печали непричастна? кая ли слава стоитъ на земли непреложна...? единѣмъ мгновеніемъ, и сія вся смерть пріемлетъ... Гдѣ есть мірское пристрастіе? гдѣ есть привременныхъ мечтаніе? гдѣ есть злато и сребро? гдѣ есть рабовъ множество и молва? вся персть, вся пепелъ, вся сѣнь» (тѣнь)... Каждая изъ этихъ стихиръ оканчивается молитвою ко Господу Богу упокоить преставльшагося въ наслажденіи красоты вѣчной, въ блаженствѣ не- старѣющемся, во странѣ живущихъ.
Плачевную картину смерти и тлѣнія растворяетъ духовною отрадою и утѣшеніемъ предлагаемое за симъ ученіе Апостола и Евангелія.
Боговдохновенный Апостолъ Павелъ вразумляетъ оставшихся не скорбѣть «о умершихъ, якоже и прочій» (язычники) «не имущій упованія», и перенося мысли христіанина вѣрующаго за предѣлы гроба, и словомъ Господнимъ раскрывая дивныя тайны преображенія тѣла человѣческаго, имѣющаго быть въ пришествіе Господне, утѣшаетъ вѣчнымъ сопребываніемъ (купно) мертвыхъ и живыхъ съ Господомъ на небѣсахъ.
Тѣ-же утѣшительныя обѣтованія всеобщаго воскресенія и жизни вѣчной слышимъ изъ устъ Самаго Господа, вѣщающаго во св. Своемъ Евангеліи: «Аминь аминь глаголю вамъ, яко слушаяй словесе Моего, и вѣруяй пославшему Мя, имать животъ вѣчный: и на судъ не пріидетъ, но прейдетъ отъ смерти въ животъ. Аминь аминь глаголю вамъ, яко грядетъ часъ, и нынѣ есть, егда мертвіи услышатъ гласъ Сына Божія, и услышавше оживутъ... И изыдутъ сотворшіи благая, въ воскрешеніе живота, а сотворшіи злая, въ воскрешеніе суда».
По прочтеніи св. Евангелія, духовнымъ отцемъ почившаго произносится надъ гробомъ «разрѣшительная молитва», въ которой іерей молитъ Господа благодатною силою Святаго Духа, «другъ друго-пріимателно пришедшею на нихъ» (іереевъ) отъ св. Апостоловъ «даромъ же и властію, во еже вязати и рѣшити грѣхи человѣковъ, сотворить чрезъ него смиреннаго прощенно и сіе по духу чадо отъ всѣхъ, елика яко человѣкъ согрѣши Богу словомъ, или дѣломъ, или мыслію, и всѣми своими чувствы, волею или неволею, вѣдѣніемъ или невѣдѣніемъ... елика же за немощь естества забвенію предаде, и та вся проститъ ему» (или ей), «человѣколюбія ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи, святыхъ славныхъ и всехвальныхъ Апостолъ, и всѣхъ святыхъ, аминь».
Молитву сію, какъ видимый знакъ полнаго прощенія и примиренія усопшаго съ Церковію, по осѣненій крестообразнымъ благословеніемъ почившаго, священникъ влагаетъ въ правую руку его. Обыкновеніе влагать грамоту въ руки умершаго началось въ Россіи во времена Ѳеодосія Печерскаго, когда Симонъ Варягъ просилъ, чтобы былъ отъ него «благословенъ якоже въ животѣ, тако и по смерти». Св. Ѳеодосій, бывъ убѣжденъ его любовію, написалъ словесъ молитвы прощальныя. Симонъ заповѣдалъ сіе рукописаніе по смерти вложить «въ руцѣ своя», а потомъ «начаша влагати» грамоты въ руки всѣхъ умершихъ.
Благовременно при семъ упомянуть о чудесномъ событіи, бывшемъ нѣкогда при погребеніи св. благовѣрнаго князя Россійскаго Александра Невскаго, о которомъ въ житіи сего святаго мужа повѣствуется такъ: «Когда митрополитъ Кириллъ, по окончаніи погребальныхъ пѣснопѣній, подошелъ къ усопшему, чтобы вложить въ руку его прощальную грамоту, то рука разгнулась сама собою и, принявъ грамоту, паки согнулась крестообразно. Это было знаменіе небесной славы, которую стяжалъ св. угодникъ Божій, Благовѣрный Князь Александръ Невскій, у престола Всевышняго. Совершилось это 23 ноября».
За разрѣшительной молитвой воздается послѣднее цѣлованіе усопшему, какъ знакъ неразрывнаго общенія и «единенія» съ нимъ въ христіанской любви къ нему, «николиже отпадающей», по слову Апостола Павла. Послѣднее цѣлованіе съ почившимъ совершается при пѣніи надгробныхъ прощальныхъ стихиръ, изъ коихъ особенно умилительна и трогательна послѣдняя, въ которой св. церковь, какъ бы оживотворяя «безгласна и бездыханна прележаща» почившаго отъ лица его напоминаетъ «всѣмъ» цѣлующимъ его «послѣднимъ цѣлованіемъ» о внезапно нашедшемъ на него страшномъ часѣ смертномъ и о предстоящемъ ему нелицепріятномъ судѣ Божіемъ и, какъ посмертное завѣщаніе послѣднюю просьбу и мольбу его, передать всѣмъ любящимъ его: «Прошу всѣхъ и молю, непрестанно о мнѣ молитеся Христу Богу, да не низведенъ буду по грѣхомъ моимъ на мѣсто мученія, но да вчинитъ мя, идѣже свѣтъ животный».
Вслѣдъ за симъ святая Церковь, какъ бы внявъ послѣднему моленію почившаго ко Господу, взываетъ: «Молитвами рождшія Тя Христе, и Предтечи Твоего, апостоловъ, пророковъ, іерарховъ, преподобныхъ и праведныхъ и всѣхъ святыхъ усопшаго раба Твоего упокой».
По краткой обычной литіи и отпустѣ провозглашается почившему «вѣчная память», какъ обѣтъ любви и вѣчнаго единенія живыхъ съ умершимъ, и затѣмъ тѣло предается землѣ, то есть посыпается отъ іерея крестообразно перстію со словами псалма: «Господня земля, и исполненіе ея, вселенная и вси живущій на ней», и также крестообразно возливается елей (если надъ умершимъ было совершено таинство елеосвященія), въ ознаменованіе того, что усопшій уже окончилъ и совершилъ «священные подвиги». Послѣ чего гробъ закрывается и съ пѣніемъ трисвятаго сопровождаемый до могилы, съ молитвою предается землѣ, во исполненіе Божественнаго опредѣленія: «земля еси и въ землю пойдеши». Какъ знаменіе побѣды надъ смертію и вѣры въ будущее воскресеніе, надъ могилой христіанина ставится святый крестъ.
Такимъ образомъ тѣло христіанина, какъ земля, возвратилось въ землю; но нужно помнить, что оно было носителемъ безсмертнаго духа, причастникомъ благодатныхъ даровъ, нужно помнить послѣднее завѣщаніе отъ лица умершаго о молитвѣ за него, «да вчинитъ его идѣже свѣтъ животный». Молитва о упокоеній души его является непремѣннымъ христіанскимъ долгомъ со стороны «сродниковъ его и знаемыхъ» - живыхъ оставшихся». Святая же Церковь совершаетъ молитвы и моленія о всѣкъ въ надеждѣ воскресенія, жизни вѣчныя усопшихъ православныхъ отецъ и братій нашихъ.
«Тайны загробной жизни», составил протоиерей Леонид Колчев, Копенгаген. Русская Церковная типография Преп. Иова Почаевского, Владимирова у Свидника. ЧСР, 1934 г.