30-го октября 1997 года претерпел мученическую кончину хранитель мироточивой Иверской Монреальской Иконы Божией Матери.
Слово о брате Иосифе.
Когда Господь узнал о смерти Лазаря, Он прослезился, и стоящие вблизи люди воскликнули: как Он его любил!
И мы сегодня, плача по брату нашему Иосифу, можем сказать друг другу, как мы его любили!
Нам еще так трудно осознать, что мы больше не увидим его приветливой улыбки, его кроткого взора, не услышим его мягкого голоса, не ощутим исходящей от него духовной теплоты. Брат Иосиф закончил свое земное странствование. Его кончина, неожиданная и мученическая, так потрясла всех, такой тяжелой болью легла на нас, что она стала нас мысленно искушать: почему это случилось, как попустил Господь?
Перед нами область Божественной тайны, заглянуть в которую мы сможем лишь по Божьему изволению.
Вспомним историю самой Иверской иконы Божией Матери.
Явилась она чудесно на Афоне в XII веке, как свидетельство особого благоволения Божией Матери к этому месту. Она появилась на побережье Иверской обители с великим знамением - возвышающимся над ней огненным столпом. Когда монахи захотели двинуться к ней навстречу - она стала от них удаляться. Во сне она явилась благочестивому иноку Гавриилу и доверила себя ему. Он по морю, как по суше, прошел к ней и принес на своих руках святую икону...
Монахи поместили ее в церкви, но она трижды появлялась на вратах обители, указывая всем и во сне извещая самому иноку Гавриилу, что она явилась не для того, чтобы быть хранимой, а для того, чтобы их охранять. И на протяжении всей истории Афонской Горы святая икона возвещала инокам надвигающиеся беды, ограждала их от варварских нашествий, восполняла их житницы мукой и маслом, предохраняя их от голодной смерти. Божия Матерь, как поется в акафисте, насадила на горе сад духовный и обещала инокам, что никакой беды не случится, пока Она будет с ними.
И вот в нашу эпоху Божия Матерь извещает вновь Свое заступление роду человеческому особым явлением Своей Иконы Вратарницы. Она доверяет Свое изображение чилийцу испанского происхождения Иосифу Муньозу, всем сердцем принявшему святое Православие трудами благочестивого архиепископа Леонтия Чилийского, и призывает его к всемирной проповеди. Она не поручила себя ни священнику, ни епископу. Она не избрала для себя место хранения в храме или в монастыре, но возложила особую миссию на человека простого и смиренного, благочестивого и исполненного страха Божьего. И он послужил Божией Матери, как апостолы послужили Господу, идя в концы вселенной, повсюду проповедуя Слово Божие и преподая душевные и телесные врачевания посредством чудотворной иконы. Как некогда Божия Матерь насадила на горе Афонской сад духовный, так ныне через камни мира прорастали духовные цветы.
Икона Божией Матери Иверская мироточивая, посланная в Зарубежную Церковь чрез брата Иосифа в 1982 году, вскоре после прославления новомучеников и исповедников российских, многими из нас была воспринята как свидетельство о необычайном Божьем благоволении, преподанном нашей Церкви за ее исповедание истинной православной веры. Но мы непростительно привыкли к постоянному пребыванию среди нас чуда. Мы даже иной раз сетовали, что Икона нас давно не посещала.
Многие ли из нас истолковывали ее явление как возможное предвестие великих потрясений? Многие ли сумели укрепиться в вере за срок ее пребывания среди нас?
Внезапно все изменилось: оборвалась жизнь верного раба Божией Матери и отнят, навсегда ли, на время ли, Ее чудотворный образ. Вернется ли Икона к нам, одарить ли нас вновь благовонным миром? - Только одно нам известно: нет больше того странника, которому было поручено нести утешение миру.
История брата Иосифа - история незаурядная: это признание человека в любви к Богу. В тот день, когда в афонском скиту его взор встретил дивную Икону Божией Матери, он почувствовал, как согрелось его сердце. И можно подумать, что произошло нечто подобное завещанию распятого Господа, доверившего Божию Матерь Своему любимому ученику: «Се сын твой... се Матерь твоя». Судьба бр. Иосифа была с тех пор связана с Иконой. Игумен решительно отказал просьбе бр. Иосифа приобрести икону, не давая ему ни малейшей на то надежды: Икона должна была оставаться при монастыре, как первое произведение его иконописца. Покидая скит с сокрушенным сердцем, мучаясь и скорбя, брат Иосиф был потрясен первым чудом: его догоняет игумен и вручает ему Икону со словами таково повеление Божией Матери... Так началось необычайное служение бр. Иосифа.
Но почему такая жестокая смерть? Мы этого не сможем понять, если не подумаем о том, какая злоба может возникнуть у сатаны от просвещения людей светом Божиим, тогда как он уже думал иметь над ними полную власть. Появление Иконы Божией Матери мироточивой, исцеляющей души и телеса, зарождающей веру, укрепляющей надежду и порождающей любовь, - это, несомненно, сильно раздражало врага рода человеческого, и он ополчился на Иосифа всей своей хитростью и жестокостью.
Мы не сможем этого понять, если не вспомним о служении св. прав. Иоанна Кронштадтского. Свет его воссиял над всей вселенной - в составленной ему службе он именуется светильником земли Русской и всей вселенной. Он явился в то время, когда уже были устранены все препятствия, сдерживающие беззаконие, насилие и братоубийство, когда широко распространялось безбожие, разрушалась семья, расшатывалось общество и государство. О. Иоанн многих обратил к вере, широко сеял мир и любовь, учил страху Божию, помогал больным и страждущим, призывал ценить и хранить церковные и государственные порядки. И это, несомненно, вызывало безграничную злобу сатаны. Однажды о. Иоанна страшно избили, он был увечен и лишь чудом избежал мученической кончины.
Мы не сможем этого понять, если не вспомним о многих тысячах Новомучеников и Исповедников Российских, принявших муки за веру во Христа. Можно ли забыть об этой кровавой мести сатаны?
Не будем же больше спрашивать: «почему Господь позволил?». Мы знаем, что мученики за Христа ныне на небесах радуются и веселятся. Они предстоят престолу Божьему и молятся за нас. И мы сегодня можем воззвать к нашему брату из глубины души: «Раб Божий Иосифе, моли Бога о нас! Аминь».
Храм Всех Святых в Земле Российской Просиявших, Париж, 11.11.1997 г.