Триумф сентиментальности, или Этюд о турецкой музыке

Oct 07, 2016 09:56

Из своих осмысленных перемещений в пространстве я привожу с собой не только книги, но еще и такие артефакты музыкальной индустрии, как старые добрые CD-диски. В Турции я купил на память альбом "Hegira" (Pera Kültür Sanat, Istanbul, 2013) - концептуальную подборку качественной турецкой инструментальной музыки. Три исполнителя, которых можно увидеть на обложке вместе с их инструментами, это: Hasan Işakkut, Ercan Irmak, Ara Dınkjıan.



Если охарактеризовать одним словом главное настроение турецкой инструментальной музыки - современной формы того, что на Западе принято называть Ottoman classical music - это, пожалуй, сентиментальность. В турецкой национальной культуре - так же как и во всей большой культуре средиземноморских народов - мужчине не воспрещается пустить слезу, будучи растроганным красотой жизни со всеми ее радостями и страданиями. Вся эта "душевность" и "пронзительность" щедро привносится в музыку с помощью оригинальных струнных и духовых инструментов. Вспомните музыкальную дорожку к сериалу "Королек - птичка певчая", шедшему у нас еще в "перестроечные" времена, - и вы поймете, о чем я говорю. Что касается европейской классической музыки, то там сентиментальность изгонялась веками и с тех пор, по большей части, характеризовала эмоциональное содержание простонародных напевов и разного городского фольклора. Иными словами, сентиментальность - это врожденное и неистребимое свойство человеческой природы - всегда живет в нас, хотя и не всегда находит качественное музыкальное выражение. Лично во мне - с определенных пор - данный пробел заполняет турецкая инструментальная музыка.



"Концепт" альбома вытекает из его названия. Hegira - это Хиджра, сюжет из священной истории мусульман: пророк Мухаммед, притесняемый язычниками, переселяется из Мекки в Медину. Соответственно, тема изгнания, тема странствий и поиска нового дома, еще, разумеется, тема осмысленных (и не очень) перемещений в пространстве - всё это можно, при желании, услышать в данном музыкальном альбоме.

Прежде, чем слушать, давайте разберемся с тремя музыкальными инструментами, представленными на обложке. Слева направо: 1. Канун (kanun) в руках у Hasan Işakkut, 2. Ней (ney) в руках у Ercan Irmak, 3. Уд (ud) в руках у Ara Dınkjıan.

1. Канун (от греч. κανών - правило, эталон) - струнный щипковый инструмент в виде плоского ящика трапецевидной формы. Дальний родственник русских гуслей. Распространен в музыкальной культуре народов Ближнего Востока и Закавказья (Азербайджан, Армения). Имеет, как правило, 24-26 рядов тройных струн, - их звучание регулируется с помощью железных рычагов, к которым крепятся струны. Звук извлекается плектром.

Оцените игру на этом инструменте, прослушав композицию под названием Hope (track 10).

2. Ней - деревянный духовой музыкальный инструмент, который раньше изготавливался исключительно из тростника. Блез Паскаль называл человека "мыслящим тростником". Когда слышишь звучание нея, напоминающее завывания человеческого голоса, то отчасти признаешь правоту французского философа. Ней - родственник европейской флейты, а, может быть, даже ее прародитель, ибо инструмент очень древний. Ареал распространения тот же, что и у кануна: Ближний Восток, Закавказье (Азербайджан, Армения).

Оцените игру на этом инструменте, прослушав композицию под названием Hegira (track 1).

3. Уд - струнный щипковый инструмент с большим грушевидным корпусом и маленьким грифом. Это предок как европейской лютни, так и европейской гитары. Если канун имеет тройные ряды струн, то уд - двойные. Обычная формула: 5 рядов с парными струнами плюс одна одинарная струна. Звук извлекается плектром. Уд хорошо освоен музыкальными культурами не только Ближнего Востока и Закавказья, но и Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан).

Уд в представленном альбоме нигде не солирует, а, скорее, просто скромно аккомпанирует нею или кануну. Слушая композицию под названием Reason (track 7), попробуйте различить на общем фоне струнную, чуть басовую, "теплую" линию. Это уд.

музыка, история вопроса, Турция

Previous post Next post
Up