Ярославль. Выставка И.П. Обросова (1930-2010) в ЯХМ.

Sep 21, 2024 19:22

Художника этого я с некоторых пор знал по его картинам с "рубенсовско-кустодиевскими" красавицами, живущими в воображаемой, немного идеализированной русской деревне. Помимо природной дородности, обнаженным телам этих красавиц "со взглядом цариц" присуща почти фольклорная ослепительная белизна, лучшим обрамлением для которой может служить только потемневшая от времени древесина бревенчатых банных интерьеров. Это действительно красиво (не только эротично!). На выставке представлено три таких картины, а всего их художник написал в период 1990-1994 гг. порядка двадцати. (Варьируются профили и анфасы, а также атрибуты (яблоки, шаль и т.д.).)
Но Обросов - это не только "деревенское ню". Принадлежа к школе "сурового стиля", рисовал он без всяких прикрас те самые "скудные селенья", которые, наверное, не особенно изменились со времен Тютчева. В качестве холстов при этом нередко использовал необработанный, очень фактурный оргалит. Особенно показательна тут поздняя обросовская работа "Есть в осени печальная пора" (2006). Тут художнику нет уже никакого дела до белотелых деревенских богинь, и все, что он хочет, - это донести до зрителя выстраданный за порогом старости отстраненно-замутненный взляд на вечную русскую осень. Есть в этом взгляде понимание и принятие "долготерпенья", о котором писал все тот же Тютчев. Только "долготерпенье" это, может быть, и не слабость вовсе, а, пожалуй, что и сила. Главное, чтобы каждое лето появлялись в русских полях стога (важнейший символ в картинах Обросова). Остальное неважно.
Previous post Next post
Up