Ярославль. Медальоны "Работа" и "Досуг" на фасаде усадьбы Вахрамеева.

Apr 01, 2023 11:58

Род Вахрамеевых (Вахромеевых) безусловно заслуживает внимания авторов семейных саг (может, таковые читают мой журнал?), в которых на протяжении нескольких поколений представлена была бы сложная, запутанная связь многочисленных членов одной преуспевающей по жизни фамилии. Как и многие русские промышленники, включая всем известных Морозовых, Вахрамеевы начали создавать свой бизнес на рубеже XVIII и XIX вв., от десятилетия к десятилетию прирастая капиталом и связями. Тогда же - параллельно двум семейным линиям - сложилось два никак не связанных между собой семейных бизнеса: хлебопромышленный (линия Ивана Федоровича) и табачный (линия Андрея Федоровича). Та самая усадьба Вахрамеева (ул. Ушинского, 16) была куплена одним из владельцев табачной фабрики "Феникс" Авениром Федоровичем Вахрамеевым (1874- после 1912) в 1912 г. и тогда же перестроена в духе стиля модерн. Архитектором был известный московский зодчий Иван Павлович Машков (1867-1945). Можно не сомневаться в том, что, "встроив" старое классицистское здание в рамки новой эстетической парадигмы, он приложил руку и к оформлению фасадов. Оно скромное и строгое (в отличие от Доходного дома Сокол в Москве), но имеет свои неявные символические достоинства. О них-то и поговорим.

ФОТО 1. Нас интересуют два архитектурных медальона. И вот один из них, который принято называть "Обрезка лозы". Образ коррелирует с иконографией богини Флоры, но все-таки это не совсем она. На дворе не классицизм, а модерн, и искусство интересует не столько отсылка к прошлому, сколько аллегорическая связь с современностью. Итак, возьму на себя смелость предположить, что перед нами не просто сценка на тему мирного садоводства, а настоящая аллегория Работы - той, что приносит богатство и возможность наслаждаться жизнью.


ФОТО 2. Отсюда понятным становится содержание второго медальона, который называют "Танцующая с шарфом". Тут тоже есть перекличка с античностью, в данном случае - с образом Вакханки. Однако пойдем чуть дальше. Для меня нет сомнений, что мы видим перед собой аллегорию Досуга - важной составляющей того дуалистического смыслового конструкта, в котором находится и аллегория Работы. Одно не существует без другого. По-моему, тут всё прозрачно.


P.S.
Вске фотографии сделаны 04.06.2022

Ярославль, городские фасады

Previous post Next post
Up