Ярославль. Зал Нужина. Выставка "Я сам по себе" (В.И. Шевченко).

Jan 28, 2023 12:25

Формула "Я сам по себе", несмотря на свою расхожесть, была вполне заслуженным творческим credo липецкого художника-самородка Василия Ивановича Шевченко (1926-1997) - уроженца воронежской земли, выросшего в местах, где жили герои произведений Андрея Платонова и, на мой взгляд, усвоившего взляд на мир в чем-то очень схожий с оптикой платоновской прозы. "Метод Шевченко" будет правильно понят, если мы обратимся к более развернутому высказыванию художника: "Я не пишу ни животных, ни человека, ни строений. Я пишу идеи, которые надо долго лелеять, чтобы они приобрели выразительность". Содержание наивных (или же наивно-сюрреалистических?) картин В.И. Шевченко прочитывается через придуманные им символы, которые, в свою очередь, отсылают к стоящим за ними идеям. В такого рода живописи важна не "законченность", "выписанность" и "красота" объектов картины, а актуальная "схваченность" тех самых идей, которые приоткрываются художнику только в очень быстром акте творчества. DIXI.

ФОТО 1. "Зима. Натюрморт с лошадью" (1989). Падение вазы с цветами (пожелтевшие листья - старость?) символизирует какую-то человеческую драму. Но вот мы видим, что для красной лошадки это всего лишь корм. Жизнь продолжается.



ФОТО 2. "При луне" (1988). Собака - alter ego В.И. Шевченко, который "сам по себе" и не кооперируется с другими собаками (на горизонте). Красный цвет конечно же играет огромное символическое значение для художника. Даже не буду пытаться его здесь - в рамках этого поста - расшифровать.


ФОТО 3. "Азовское море" (1988).


ФОТО 4. Страшная рыба крупным планом.


ФОТО 5. "Красный храм" (1987). Возможно, одн из немногих картин В.И. Шевченко, которые имеют некоторый политический отсыл. Впрочем, мог ошибаться.


ФОТО 6. Фрагмент картины "Симфония осени" (1988). Красные птицы.


ФОТО 7. "Весна" (1989). Красные цветы.


ФОТО 8. Фрагмент картины "Натюрморт" (1985). Бокал с красным вином жизни. Тут, кстати, хорошо видно, что картины свои В.И. Шевченко рисовал не на холсте, а на обыкновенном картоне.


ФОТО 9. "Купальщицы" (1988). Обратите внимание на важный символ лодки .


ФОТО 10. Он есть и в картине "Поэзия времени" (1989). Тут же часто встречающийся у В.И. Шевченко символ стула с решетчатой спинкой.


ФОТО 11. Белое солнце.


ФОТО 12. Окаменевшее белое лицо с картины "Война. Мать и сын" (1987).


ФОТО 13. Полный вид картины про память о войне. Обращаем внимание на бокал с красным вином жизни.


ФОТО 14. "Пастушок. Фашист пролетел" (1988). Эта картина прямо цитирует признанного предшественника В.И. Шевченко, а именно Аркадия Пластова и его хрестоматийную нетленку "Фашист пролетел" (1943).


ФОТО 15. "Художник" (1987). Возможно, воспоминание о детстве.


ФОТО 16. Фрагмент картины "Шабаш ведьм" (1989). Опять стул с решетчатой спинкой.


ФОТО 17. "Ночное" (1987). Чистая лирика.


ФОТО 18. "У моря" (1989). Символизм на уровне картин Каспара Давида Фридриха (1774-1840). Всё то же желтое солнце, лодки с перевернутыми днищами...


ФОТО 19. "На Дону" (1993). Одна из последних, наверное, работ художника. Чистый импрессионизм.


P.S.
Все фотографии сделаны 21.01.2023.

Ярославль, close-up, живопись

Previous post Next post
Up