"Малых голландцев" предоставил Ярославлю ГМИИ им. А.С. Пушкина. Полное название экспозиции - "Загадки нидерландской живописи XVII века. Зримый обрз и скрытый смысл. Алегории и эмблематика". Кто не особенно знаком с историей западноевропейской живописи, для того, наверное, будет открытием, что тот реализм, за который все так любят "малых голландцев", на самом деле, служил задачам символической репрезентации религиозно-нравственных истин. Т.е. можно конечно наслаждаться красками и формами картин четырехсотлетней давности, но это только простейший уровень восприятия, - просвещенный человек XVII в. рассматривал изображенных людей, животных и различные предметы быта, прежде всего, как эмблемы чего-то абстрактного и служащего делу морального воспитания. Получается, философ Спиноза написал высокоумный трактат "Этика", а его земляки и современники, творящие на ниве живописи, говорили примерно о том же, но на языке "зримых образов". Кстати, еще неизвестно, что проще. Из аннотации к выставке: "Знаки и значения эмблем прочитывались согласно филологической логике, из сопоставления отдельных деталей, в конечном итоге образующих некую, заранее предусмотренную, но скрытую от непосвященных символическую программу".
ФОТО 1. Ян Давидс Метенс (1614-1670). "Семейный портрет" (фрагмент). Это как раз редкий случай не перегруженного эмблематикой изображения, по большей части, лишенного дидактического наполнения, если только не перенаправлять "эмблематизм" в русло фрейдистских истолкований. Да, голландцы XVII в. считывали фаллическое значение винтовки и прочих продолговатых предметов в руках мужчины, но у нас речь о другом.
ФОТО 2. Ян Давидс Метенс (1614-1670). "Семеный портрет" (фрагмент). Мать и сын. Голландцы-протестанты не рисовали "мадонн", однако в своих семейных портретах передавали схожую концепцию.
ФОТО 3. Ян Давидс Метенс (1614-1670). "Семеный портрет" (фрагмент). Девочка с розовым цветочком стоит чуть в стороне от родителей. Розовая роза, разумеется, что-то символизирует. Детство, невинность, чистоту и т.п.
ФОТО 4. Николас Герритс Мас (1634-1693). "Похищение Ганимеда" (фрагмент). Согласно филологической логике "малых голландцев", этот античный миф должен символизировать спасение души ребенка Богом и бесконечную его любовь к нему.
ФОТО 5. Ян Стен (1626-1679). "Веселое общество" (фрагмент). Девочка, дотрагивающася до руки матери, - эмблема Осязания (одно из пяти чувств).
ФОТО 6. Ян Стен (1626-1679). "Веселое общество" (фрагмент). Мужчина, вкушающий запах вина в бокале, персонифицирует Обоняние.
ФОТО 7. Ян Стен (1626-1679). "Веселое общество". Общий вид картины. Вся она как бы иллюстрирует поговорку "Легко нажится, легко тратится". Понятно, что тут на отрицательном примере добрый кальвинист должен обратиться к трудолюбию и умеренному потреблению мирских благ.
ФОТО 8. Ян ван Белерт (1598-1671). "Лютнист". Чувтвуется влияние великого итальянца Караваджо, однако практичные "малые голландцы" наверняка зашифровали здесь и что-то вроде аллегории Слуха.
ФОТО 9. Бартоломеус ван дер Хелст (1613-1670). "Обнаженная с ниткой жемчуга" (фрагмент). То ли Венера, то ли обыкновенная куртизанка. Главный "эмблемоносный" элемент картины - не женский бюст, а, разумеется, нитка с жемчугом, символизирующая цепочку соблазнов, искушений и грехов, возможно, порочное движение по кругу.
ФОТО 10. Антони Кокси (1650-1720). "Хронос и Амур". Символическое истолкование лежит на поверхности: Время укрощает Любовь.
ФОТО 11. Петер ван дер Виллиге (1635-1694). "Аллегория бренности славы" (фрагмент). Такие натюрморты "малые голландцы" очень любили. Это был целый жанр - "Vanitas vanitatis" ("Суета сует"). Символов тут навалом. Обращаю внимание на самый малозаметный - мыльный пузырь.
ФОТО 12. Ян Давидс де Хем (1606-1683). "Аллегория вкуса". Обезьяна, разумеется, символизирует животное начало в человеке, сладострастие и всё такое. Истолковать значение голубой ленточки - это уже высший пилотаж эмблематического искусства. Я им не владею.
ФОТО 13. Корнелиус Белт (1640-1702). "Кашалот". Это картина должна была бы быть упомянута в Главе 57 "Моби Дика", но, видимо, Герман Мелвилл не знал о существовании этой картины. Массовая сцена с подготовкой к разделке кита тоже, как ни странно, несет в себе эмблематическое содержание. Кит - враждебная Голландии внешнеполитическая сила. Испанское королевство, например, от которого голландцы успешно отстояли свою независимость.
P.S.
Все фотографии сделаны 15.11.2022.