Владимир. Постоянная музейная экспозиция ЦПИИ "Владимирская школа живописи".

Sep 05, 2022 10:56

Феномен Владимирской школы живописи исторически укоренен в "оттепельных" 1960-ых гг. Раскрепощенное сознание русского художника, как водится, искало путей выхода за пределы государственно узаконенной эстетики: в далекие 1860-ые - выход за пределы академизма, а во времена in question - выход за пределы соцреализма. Перечислю имена, которые стоит запомнить: В.Я. Юкин (1920-2000), К.Н. Бритов (1925-2010), Н.А. Мокров (1926-1996), Н.Н. Модоров (1927-1989), В.Г. Кокурин (1930-2019). У всех у них обращение к корням в виде живописи передвижников сочеталось с симпатией к импрессионистам (похожий синтез осуществлялся в начале XX в. в картинах представителей т.н. "Союза русских художников"). Прибавьте к этому влияние открытий в области древнерусской фресковой живописи, многие из которых были сделаны как раз во Владимире. Говоря про художественную манеру "владимирцев" принято использовать такие характеристики как "звонкость", "насыщенность", "фактурность". В случае с К.Н. Бритовым последняя достигалась в немалой степени особой грунтовкой картин, когда в клей подмешивались опилки и ржаная мука...

ФОТО 1. Модоров Николай Николаевич. "Ранний снег. Владимир" (1983; холст, масло). Всё очень узнаваемо: мост через Клязьму, кремлевский холм с Успенским и Дмитриевским соборами.



ФОТО 2. Укрупним фрагмент, полюбуемся "фактурностью".


ФОТО 3. Кокурин Валерий Григорьевич. "Большая Московская" (2003; холст, масло). Пёстренький, "игрушечный" Владимир на одной из поздних работ художника. Вид на Золотые ворота. Часто здесь хожу, когда бываю в этом городе.


ФОТО 4.  Кокурин Валерий Григорьевич. "Весенний Суздаль" (1973; холст, масло). Лиловые оттенки ранней весны.


ФОТО 5. Мокров Николай Алексеевич. "Осень под Мстёрой" (1969; холст, масло). "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора..." (Ф.И. Тютчев).


ФОТО 6. Мокров Николай Алексеевич. "На берегу реки" (1992; холст, масло).


ФОТО 7. Фактурность мазка.


ФОТО 8. Фактурность грунтовки. Юкин Владимир Яковлевич. "Март" (1992; холст, масло).


ФОТО 9. Бритов Ким Николаевич. "Клязьма разлилась" (2008; холст, масло).


ФОТО 10. Бритов Ким Николаевич. "Мстёрская осень" (1983; холст, масло). Вот она, "звонкость" красок.


ФОТО 11. Бритов Ким Николаевич. "Осенний день" (1993; холст, масло). Обратил внимание на дату написания. Эту осень я помню, и именно такой она была.


ФОТО 12. Укрупним фрагмент.


ФОТО 13. Бритов Ким Николаевич. "Мартовский день" (2007; картон, масло).


ФОТО 14. Иван Иванович Марков (1920-1979) тоже был владимирским художником, хотя его и не причисляют к Владимирской школе живописи. Его манера вполне себе соцреалистична, традиционна в советском смысле слова. Картиной И.И. Маркова "Перерыв на току" (1961; картон, масло) мы и завершим нашу прогулку по музею ЦПИИ (Центр Пропаганды Изобразительного Искусства).


P.S.
Все фотографии сделаны 18.02.2022.

живопись, Владимир

Previous post Next post
Up