Герман Мелвилл в Каире. 1856 год.

Jan 09, 2015 17:30



У меня уже была запись, посвященная одному из эпизодов круиза Германа Мелвилла по Восточному Средиземноморью - тому историческому региону, который в англоязычном мире принято называть Near East. Сегодня - подборка цитат из мелвилловского "Дневника путешествия", посвященных краткому пребыванию в Каире. Это пребывание было и в самом деле кратким - всего один день, 31 декабря 1856 года, - однако эмоциональная насыщенность зафиксированных писателем наблюдений вполне сопоставима с его же аналогичными заметками о Стамбуле.

Что касается автора Записок рефлексирующего путешественника, то ему пока еще не удалось побывать в Каире, и только  по этой причине его ненавязчивые комментарии к тексту будут носить, скорее, умозрительный характер с ссылками на доступные всем исторические факты - там, где это требуется.

"При въезде в Каир видел на небе полумесяц и звезду - герб султана. Огромная протяженность площади. Вокруг проходит канал. Чуть ниже уровня пешеходных тропинок. Аллеи акаций и других деревьев. Кустарник. Похоже на загородную местность. Отсутствие оград. Кофейни и киоски, балаганы. Канатоходцы, акробаты, фокусники, курильщики, танцоры, лошади, качели (с колокольчиками), щербет и т. п. Очаровательно вечером. Утром сквозь листву пробиваются золотые лучи солнца. Мягкое, роскошное великолепие утра. Роса. Воздух словно напоен райским блаженством. Испытываешь легкое опьянение. Не удивительно, что эти люди не пьют вина. С недоумением смотрел на постояльцев, распивающих спиртное в отеле".
Только по-настоящему творческий (creative) человек сумеет моментально найти аналогию между наблюдаемым им природным явлением (убывающая луна в звездную ночь) и актуальной для данной местности политической символикой. Напомню, что в 1856 году Египет входил в состав Османской империи.
Если алкоголь, по большому счету, нам нужен только для того, чтобы испытать "райское блаженство" (вернуться в Эдем?), то в таком случае не лучше ли будет приехать в Каир и вволю, с запасом надышаться запахом акаций? Хотел бы я знать, сохранились ли в столице Египта эти самые аллеи, которыми так восхищался Мелвилл?
"Кажется, все это - сплошной балаган и ярмарка Варфоломея - колоссальный маскарад смертных. Некоторые главные улицы толстым слоем устланы циновками и деревянными настилами и поэтому выглядят как закрытые веранды. Где-то видел, как это покрытие простиралось от одной мечети до другой, расположенной напротив. Дома напоминают коллекцию старых музыкальных инструментов, органов, лож у просцениума или же нагромождение старой мебели, сваленной на чердаке и покрытой пылью. Окна выступают наружу и заделаны решетками. Последние снабжены квадратными отверстиями, сквозь которые можно просунуть голову. Женские лица, высовывающиеся из них, выглядят весьма любопытно. Некоторые улицы, составленные из частных домов, напоминают туннели оттого, что выступающие окна почти смыкаются над головой.В полдень темно, как ночью".
Улицы, покрытые циновками - такого, наверное, уже не встретишь нигде... "Выступающие окна" можно было бы назвать эркерами, если бы под этими последними не подразумевались отдельные выступы фасада. Что касается упомянутых каирских домов, то речь здесь идет о том, что весь фасад второго этажа нависает над головой прохожего. Нечто похожее я видел в архитектуре традиционных деревяных домов в Стамбуле.

"Минареты не похожи на константинопольские, сияющие словно маяки. Здешние какого-то пепельного оттенка и удивительно древние. Цитадель примостилась на прочной скале. Внутри стен развалившегося укрепления. Стоя у основания подворья мечети, смотришь вниз с высоты добрых 200 футов на макушки заброшенных домиков, на просторную площадь, запруженную людьми, около того места, где мамлюк, прыгнув вместе с лошадью, спас свою жизнь. Мечеть (новая). Великолепный двор и колоннада. Внутри зеленые и золотые тона. Прямоугольник с четырьмя полукуполами. Превосходные опоры. Алебастр. По образцу лепки можно изготовлять брошки. Мечеть Хассана на площади перед Цитаделью. Самая красивая в Каире".
Цитадель (ее вы видите на фото) - главная достопримечательность Каира, если конечно не считать пригородной Гизы с ее пирамидами. Крепость была построена в 1176-1183 годах по распоряжению знаменитого полководца и правителя Саладина (1138-1193). Мечеть султана Хасана - выдающийся памятник архитектуры мамлюкской эпохи - создавалась в 1356-1362 годах.

Герман Мелвилл на пути к пирамидам Гизы:
"С полдороги открывается вид гораздо более впечатляющий, чем с вершины или от основания. Пропасть над пропастью. Обрыв на обрыве. Ничто иное в природе не может дать такого верного представления о необъятности. Подниматься на пирамиды нужно на воздушном шаре. Множество других людей, также восходящих на вершину. Арабы-гиды в свободно ниспадающих белых балахонах. Это напоминает восхождение на небо в сопровождении ангелов. Телохранители-провожатые очень внимательны. Отдых. Боль в груди. Утомление. Однако нужно спешить. Лишь флегматики поднимаются размеренно. Старик с воодушевлением юноши. Давно предвкушал это удовольствие. Попробовал взойти. На полдороге выбился из сил. Снесли вниз. Попытался войти внутрь - упал в обморок. Вынесли. Прислонился к стене пирамиды. Бледный, как смерть. Вид самый что ни на есть патетический. Явно не для него. Он подавлен массивностью и таинственностью пирамид. Я испытываю нечто подобное. Меня охватил страх и благоговение".
"Обрыв на обрыве" - это, разумеется, о фасаде пирамид. Принято считать, что потеря облицовки чуть принизило величие Первого чуда света. Автор "Моби Дика" так не считал. Пирамида Хеопса - это почти что природное явление, гора! Восхождение же на эту гору уподобляется символическому восхождению на небо в окружении ангелов, со всеми вытекающими последствиями для творческой фантазии выдающегося писателя и путешественника.

книги, Каир

Previous post Next post
Up