К 90-летнему юбилею известного советского художника-авангардиста Анатолия Зверева (1931-1986)
Музей AZ выступил инициатором коллективной выставки молодых авторов - номинантов премии его имени. Внушительную подборку из работ пятидесяти художников - там были, в том числе, громоздкие арт-объекты, - по согласованию с ЦСИ "Винзавод", разместили в просторных залах т.н. Большого винохранилища. Из аннотации к выставке: "Бескомпромиссный поиск новых форм, экспрессивный жест и преодоление жанровых рамок, мужество быть в андеграунде и вне систему - все эти составляющие артистической свободы зверевского времени оказываются крайне актуальны и сегодня".
N.B. Посетителям выставки предлагалось проголосовать за понравившегося автора. Я отдал свой голос Владимиру Потапову, с
работами которого на тему самоизоляции многие из читателей моего журнала должны быть знакомы. Насколько мне известно, после подведения итогов художник получил что-то вроде "приза зрительских симпатий".
ФОТО 1. Серия работ Владимира Потапова называется "Будут лучше нас" (2020-2021). Она - о Времени и наших с ним отношениях. Из аннотации автора: "Основной принцип создания работы - это сдирание слоев краски. Я подглядел этот процесс у коммунальных служб, которые раз в год окрашивают городскую инфраструктуру (фундаменты домов, трансформаторные будки, фонарные столбы и т.д.), и по слоям краски можно проводить летоисчесление, как по кольцам на срезе дерева. <...> Так время советского прошлого перемешивается с новейшей историей страны, равно как и судьба поколения 40-летних, к которым я принадлежу".
ФОТО 2. Живопись Владимира Потапова - это тот редкий случай, когда найденная авторам оригинальная техника целиком и полностью обосновывается имманентно присущим этой самой технике комплексом идей. "Сдирание слоев краски" как снятие слоев времени. В получающейся картине прошлое и настоящее неотделимы друг от друга, взаимопроникают друг в друга.
ФОТО 3. Общий эффект такой вот "слоистой" размытости - субъективное ощущение того, что будто бы и вправду находишься вне времени, хотя и в каком-то очень конкретном месте. Присмотритесь. Тут явно сельский пейзаж, посреди еоторого люди выталкивают из граязи застрявший автобус.
ФОТО 4. Какое-то странное шествие мужчин в пиджаках. Это в прошлом. Желтые сполохи - проступающие слои будущего.
ФОТО 5. Идем дальше. Ольга Кройтор и одна из ее картин серии "За стеной сна" (2021).
ФОТО 6. Из аннотации: "Точкой притяжения взгляда оказывается фон, за которым скрывается что-то, с чем невозможно соотнестись. Но контакт с ним нас манит. Эта захватывающая пустота, словно разумный Океан с планеты Солярис, и есть ускользающий Другой, которого не получается описать и зафиксировать понятным способом".
ФОТО 7. Вообще, очень похоже на кадр из хорошей анимации. Я тут вспомнил вдруг советский мультфильм "Влюбленное облако" (1959).
ФОТО 8. Несколько живописных "новелл" из проекта Александра Дашевского "Автономия" (2021). Аннотация гласит: "Мнимое обретение творческой свободы и автономии приводит к творческим, социальным и личностным мутациям. Художник получает передышку, возможность сосредоточиться на себе и своем искусстве. Однако он оказывается в изоляции, придумывает себе зрителя и критика, варится в собственном соку, постепенно становится глух к проблемам и ходу событий за пределами автономии. Рано или поздно художник вынужден покинуть свою автономию и опять забраться на унылую карусель современности". Вот такая небезынтересная форма современного романтизма, с моей точки зрения. Эта конкретная "новелла" называется "Прыжок веры".
ФОТО 9. "Радиоактивные мощи". Результат неудачного "прыжка веры"?
ФОТО 10. "Курган зарос борщевиком". Останки забытого памятника забытому герою. Возможно, тому самому, что осуществлял "прыжок веры".
ФОТО 11. Федор Савинцев представил свой цикл фотографий "6 соток" (2021).
ФОТО 12. Из аннотации: "Цикл фотографий, сделанных в Архангельской области, повествует о том, что даже в сложных условиях - бытовых и фингансовых (а люди, которые строили эти домики в 50-70-ые годы под Северодвинском, были крайне ограничены в своих возможностях), - возводились очень изящные архитектурные объекты, соединяя в себе многие направления искусства".
ФОТО 13. Своеобразный видеоарт от Владимира Абиха - признанного мастера росcийского стрит-арта. Ролик называется "Субтитры" (2021). Привожу полностью авторскую аннотацию: "В уличном контектсе для меня особое значение имеет работа с контекстом. Город я рассматриваю не как набор поверхностей, а как полноценный медиум. В этом проекте я ищу локации с особой кинематографической атмосферой и дополняю их текстом в форме субтитров, фразами или звуками, которые могли бы быть услышаны в этом месте. Можно сказать, что я словно подсвечиваю место, превращая его в сцену несуществующего фильма. Глобально, это попытка раскрыть потенциал пространства, наделить город голосом, стереть границу между видимым и воображаемым". Лучше не сформулируешь. Сказанное, на мой взгляд должно быть credo хорошего, умного стрит-арта вообще.
ФОТО 14. Антонина Баевер представила инсталляцию "Я тут внутри" (2021). Читаем необходимое пояснение: "Тысяча хризнтем" - это название популярного фейерверка, когда происходит взрыв в виде одной большой "хризантемы", распадающейся на тысячу маленьких. Все это происходит примерно за 9-10 секунд. Тысяча живых хризантем, вставленных в сетку в день открытия выствки, будут постепенно увядать, как будто короткая десятисекундная жизнь растянута на дни и даже недели. "Я тут внутри" - манифест, выполненный из дерева (ответ художницы на извечный вопрос "где я?"), изначально густо окруженный свежими цветами, будет постепенно (по мере высыхания цветов) выходить на первый план из "замедленного взрыва". Личность - это то, что не увядает и не подвергается изменениям. Посыл примерно такой.
ФОТО 15. Фрагмент игрушечной инсталляции от Лёхи Г. "Пусть будет так" (2021). Аннотация: "Ассамбляжи из выброшенных игрушек. Сопровождаемые поддписями, они складываются в небольшие композиции, повествующие абсурдные истории". Без комментариев. Просто забавно.
ФОТО 16. Дмитрий Каварга "Каваргианское вещество" (2021). Из вторской аннотации: "Мои биоморфные вещества взрастают там и тут, в лесах, городах и парках. Словно мицелий гигантской футуристической грибницы, большая часть которой скрыта от глаз, они проламывают почву своими мускулистыми торсами. Концентрируя в себе дух конкретного места, устремляются прочь от навязчивого дизайна рассудочности, мыслительного упорядочививания и охранительства идей". Заметили, что в последнее время стало выходить много книг и прочих публикаций про таинственную жизнь грибов и их "коллективный разум"?
ФОТО 17. Современное искусство, согласно обывательскому мнению, должно шокировать всякими видео- или аудиоэффектами. Кажется, такую именно репутацию призвана подтвердить звуковая инсталляция "Раскаты наивности" (2021) от Маяны Насыбулловой. Все кто проходил мимо, не мог не слышать ужасные, почти душераздирающие крики, имитирующие, как выясняется из аннотации, раскаты грома. Читаем: "Отсылающие чуть ли не к традиционной пейзажной живописи природные мотивы служат для отвода глаз. На самом деле, эта приятная глазу дымка скрывает заряд напряжения жизни, который невозможно уловить, но можно услышать его приближающиеся раскаты".
P.S.
Все фотографии сделаны 13.11.2021.
___________________________________________________________________________________
ЗДЕСЬ тоже интересно!
____________________________________________________________________________________