То, что медведь является символом Ярославля, знают, наверное, все. Что этот самый медведь пал в поединке с князем Ярославом Мудрым, знают, пожалуй, уже немногие из соотечественников. Наконец, о том, где именно произошла легендарная схватка и, соответственно, где именно состоялось символическое основание Ярославля, об этом едва ли в курсе даже многие из ярославцев... Будем разбираться с главной легендой Ярославля, что называется, на месте, - прямо на улицах города. История с медведем - это одна из двух частей градообразующего предания. Еще было не менее интересное продолжение, связанное с языческой "кереметью", но про нее - в следующий раз.
Открываем "Сказание о построениии града Ярославля" - сочинение увидевшее свет в 1781 г., благодаря архиепископу Ростовскому Самуилу Миславскому, - читаем про место впадения Которосли в Волгу: "И сие место бысть зело пусто: зане высокая древеса растуща, да травяны пажити точию обретахуся. Человек же обители единой бысть. И се бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы человецы, поганыя веры языцы, зли суще". Первая поездка ростовского князя Ярослава в Медвежий угол была "акцией устрашения", после которой местные жители обещали "оброцы ему даяти". Клялись при этом именем бога Волоса. Вот тут и просчётец для князя вышел. Согласно средневековому мировоззрению, недорого стоят языческие клятвы. Когда Ярослав (еще не Мудрый, стало быть!) наведался в Медвежий угол повторно, его встретили неожиданно агрессивно. Слава Богу, князь быстро сориентировался по обстоятельствам.
Итак, читаем: "Но егда входи в сие селище, людие сего испусти от клети некоего люта зверя и псов, да растешут Князя и сущих с ним, Но Господь сохрани Благоверного князя; сей секирою своею победи зверя, а пси, яко агнцы, не прикоснулися никомуждо от них". Что это значит "да растешут"? Устроют потеху! С юмором они были - эти самые "насельницы", хотя и своеобразным, в духе К.П. Троекурова из "Дубровского". Да, и еще вот: "некий лютый зверь". Это точно был медведь? С "секирой" всё понятно - она с этим "лютым" на ярославском гербе уже давно неразлучна. Отметим только тот факт, что на медведя в Древней Руси вообще-то ходили с рогатиной, а не с секирой... Ладно, спишем на неожиданные обстоятельства рокового поединка.
В ознаменование победы, которая повергла в шок жителей Медвежьего угла, на следующий день Ярослав Мудрый (так теперь и будем его называть!) решил построить храм и основать при нем город. Читаем: "Сам же благоверный князь водрузи на земле сей древян крест и ту положи основу святому храму пророка Божия Илии. A храм сей посвяти во имя сего святаго угодника, яко хищнаго и лютаго зверя победи в день его. По сем христолюбивый Князь повеле народу рубити древеса и чистити место, идеже умысли и град создати. И тако делатели нача строити церковь св. пророка Илии и град созидати". Речь идет о том месте, на котором теперь стоит т.н. Ильинско-Тихоновская церковь - потомок деревянного храма времен Ярослава Мудрого.
Вид с противоположной стороны - со стороны бульвара Мира. Впереди - Волжская набережная. Слева - "впадина" Ярославского теннисного клуба. Когда-то здесь стояли деревянные стены Рубленого города - исторического ядра города.
Самое интересное - это то, что вокруг Ильинско-Тихоновской церкви вы не найдете никаких, например, памятных табличек, посвященных основанию Ярославля на месте поединка доблестного князя и геральдического медведя.
Зато соответствующий камень стоит примерно в 350 метрах вниз по Волжской набережной - напротив Успенского собора, в районе Стрелки.
Вот его текст... С чего установщики камня взяли, что город был основан именно "на этом месте". Может быть, они не читали "Сказание о построении града Ярославля"? Скорее всего, нет. А еще вернее, решили, что до Ильинско-Тихоновской церкви туристический люд не дойдет; зато на Стрелке - то еще скопление. Подстроились, блин...
Барельеф на пьедестале памятника Ярославу Мудрому. Тот самый монумент, который фигурирует на тысячной купюре и открывать который в 1993 г. приезжал сам Б.Н. Ельцин. Обратим внимание, что в руках Ярослава Мудрого не секира, а рогатина!
Не так давно узнал, что про основание Ярославля был когда-то замечательный детский диафильм - "Медведь с золотой секирой" (1984, художник Е. Мешков). Что интересно, жители Медвежьего угла, дерзко воспротивившиеся княжеской воле Ярослава Мудрого, называются тут очень конкретно - финно-угорское племя меря. В "Сказании" такого нет.
___________________________________________________________________________________________________
Друзья, информирую вас о том, что не так давно создал я себе Telegram-канал под названием CLOSE-UP (всех активных пользователей мессенджера призываю подписываться!). Образ "лирического героя", избранный мною здесь, в ЖЖ - городской путешественник, ироничный наблюдатель и любитель культурных ассоциаций - остается тем же самым и в CLOSE-UP. Меняется лишь оптика взгляда на окружающий мир и экстенсивность авторской реакции на него. Заходите, и всё поймете сами. Preview-просмотр
здесь.
___________________________________________________________________________________________________