По поводу одной фотографии Н.С. Грановского

Oct 26, 2020 16:33

Наума Самойловича Грановского (1910-1984) принято называть "фотолетописцем Москвы". Этому человеку удалось запечатлеть столицу страны на протяжении почти всей советской истории - от "социализма в отдельно взятой стране" до "развитого социализма". Здесь я не буду рассматривать все творчество известного фотографа, а, - как и в случае с С.О. Фридляндом, - остановлюсь лишь на одном-единственном снимке, который, по всей видимости, был сделан с крыши дома по нынешнему адресу ул. Мясницкая, 47.

Сориентируемся. Прямо под нами проходит Садовое кольцо (с трамваями!), перпендикулярно к которому примыкает Орликов переулок. Последний еще совсем не застроен высокими зданиями, так что впереди открывается довольно чистая перспектива, где можно различить Ленинградский и Ярославский вокзалы. На переднем плане слева - здание Наркомзема (1928-1933, арх. А. Щусев) - построенное, но, кажется, еще совсем не эксплуатируемое. Выскажу робкое предположение, что на дворе как раз 1933 г.



Данная фотография Н.С. Грановского вызвала мой особый интерес, потому этот вот ракурс с Орликовым переулком я видел дважды в отечественном кино - в фильме М. Хуциева "Мне двадцать лет" (1964), а также в фильме А. Германа "Хрусталев, машину!" (1998).

"Мне двадцать лет" (1964). Оператор фильма снимает из той же самой точки, где стоял фотоаппарат Н.С. Грановского. Внизу - крыша здания по адресу ул. Мясницкая, 49. Съмки 1962, если я не ошибаюсь, года. Трамваи по Садовому кольцу уже давно не ходят. Случайно заснят какой-то  кортеж из белых номенклатурных машин.


А это уже кадр из "Хрусталев, машину!" (1998). И снова о стороны Орликова переулка выезжает кортеж - на этот раз правительственный, состоящий из черных ЗИМов. Если кто не помнит, в фильме воспроизводится атмосфера Москвы в одну из ночей марта 1953 г. Понятно, что снималась сцена в 1990-ые гг., но в этом месте Москвы облик города к тому времени совершенно не изменился. Если обратите внимание, на заднем плане высвечивается "высотка" гостиницы "Ленинградской" (1949-1954, Л. Поляков).


Со стороны Мясницкой. Сотрудник "органов" подходит к вышедшему из остановленного грузовика "Золотой ресторан" пассажиру и просит его показать "трубочку" (флейту).


ретро-фотографии, кино, Москва

Previous post Next post
Up