"Зеркало Монтачки" Михаила Кураева. Роман о Петербурге-Ленинграде.

Feb 13, 2020 14:54



Больших литературных произведений, где Северная столица выступала бы не просто пассивным фоном, а в качестве полноценного - пусть и неодушевленного - литературного героя, на самом деле, не так уж и много. Лично мне на ум сразу приходит "Петербург" Андрея Белого. Что же касается болеее современной русской прозы, то это "Зеркало Монтачки" (1993) - текст написанный известным питерским прозаиком "старой школы" Михаилом Кураевым. Роман этот по формальному признаку подает себя чем-то вроде метафизического детектива или, может быть, даже мистического детектива, - но без пошлости и в полном соответствии с высокими гоголевскими традициями. Подобно тому, как коллежский асессор Ковалев из повести "Нос" проснулся однажды утром и не обнаружил у себя на лице признаков дыхательного органа, так и герои странной коммуналки на набережной канала Грибоедова проснулись однажды (время действия - 1961 г.) каждый по отдельности в своей комнате и не обнаружили своих отражений в зеркале...

Не буду тут раскрывать интересные историософские обобщения и глубинные смыслы (а они есть!), посвященные "оттепельному" Ленинграду, - в рамках данного очерка остановлюсь лишь на двух отрывках, в которых вскользь упоминаются некоторые достопримечательности Петербурга-Ленинграда. Комментарий прилагается.

"Ветер подхватывал снег, завьюживал его прямо на Невском у Гостиного, и вдруг, вытянув длинные стремительные пряди, заметью кидался вдоль Перинной, вдоль Думской, будто хотел разом сковырнуть и унести Бог знает куда длинный, как ангар, манеж Руска, желая угодить властям, уже приговорившим его к сносу.
А там, наверху, над башней Городской думы, прикрывшись снежной завесой, ветер трепал и тянул старенькие снасти на сохранившейся для утешения привычного глаза мачте зеркального телеграфа, некогда поддерживавшего проблесковую связь Зимнего дворца с резиденцией государей в Царском Селе.
Во всем этом белом пляшущем и свистящем безумии лишь черная лента канала сохраняла свое лицо в глубокой каменной раме; снег, прикасаясь к  воде, исчезал, вода была спокойна, неподвижна и непроницаема, как ничего не отражающее черное зеркало".
Гостиный двор (Невский проспект, 35). Архитектурный памятник эпохи классицизма и царствования Екатерины II. Строился в 1761-1785 гг. по проекту Ж.-Б. Валлена-Деламота (1729-1800). В 1886-1887 гг. главный фасад здания, выходящий на Невский проспект, был видоизменен по проекту Н. Л. Бенуа (1813-1898).
Манеж Руска (ул. Думская, 2). Имеется в виду, в частности, Портик Перинных рядов (1805-1806), построенный придворным архитектором швейцарского происхождения Луиджи Руска (1762-1822). Здание было разрушено в 1962 г. в связи со строительством станции м. "Невский проспект". Было восстановлено в 1972 г.
Башня Городской Думы  (Невский проспект, 33). Комплекс зданий в ренессансном стиле возводился в 1847-1852 гг. по проекту архитектора Н.Е. Ефимова (1799-1851), однако доминирующая над Невским проспектом "тосканская" башня была построена раньше - в 1804 г., архитектором Джакомо Феррари (1746-1807). В 1839 г. эта самая башня стала одним из звеньев т.н. оптического телеграфа, функционировавшего между Санкт-Петербургом и Варшавой. Эта линия, включавшая в себя 149 "станций" со специальными зеркалами и телеграфистами, позволяла передать сообщение с западных границ Российской империи в Зимний дворец за 15 минут. Служба просуществовала до 1854 г.

Про канал Грибоедова (до 1923 г. - Екатерининский):
"Бежит канал, петляет, крутится по задворкам и закоулкам, подальше от парадных улиц, подальше от площадей, в недра, вглубь, да хоть бы и в трущобы, в край несбывшихся надежд.
Вот мост, Каменный мост, которому не суждено было взлететь на воздух вместе с императором Александром II Освободителем, хотя динамит под клинчатые блоки моста Желябов с Тетеркой заложили для народного блага со знанием дела...
Вон вздыбился дом Иохима, знаменитейшего каретного фабриканта, где, пытаясь поправить то ли свою ошибку, то ли ошибку судьбы, скупив по книжным лавкам "Ганца Кюхельгартена", жжет в печи свое первое детище неведомый никому поэт, сам не зная, что и последнее свое творение тоже предаст огню...
А по другой стороне канала, прямо напротив, дайте время, и побежит проверять свою теорию на деле изголодавшийся студент с топором, припрятанным в специально под левым рукавом пришитую петельку...
А на этом месте, вот здесь, замрет посреди белой ночи изумленный созерцатель чужого счастья..."
Каменный мост. Один из старейших мостов Северной столицы, в своем гранитном виде возводился в 1766-1776 гг. 16 августа 1880 г. народовольцы А.И. Желябов и М.В. Тетерка готовили здесь теракт с использованием динамита против Александра II, направлявшегося в своем экипаже к Царскосельскому (Витебскому) вокзалу. Покушение не состоялось, так как М.В. Тетерка опоздал к назначенному времени к Каменному мосту.
Дом Иохима (ул. Казанская, 39). Это четырехэтажное здание в стиле классицизма было возведено в царствование Александра I и его хозяином действительно был знаменитый в свое время каретных дел мастер Иоганн Альберт Иохим. В его большом доме в 1829 г. снимал комнату будущий гений русский литературы - Н.В. Гоголь. По одной из версий все доступные ему экземпляры поэмы "Ганц Кюхельгартен", немилосердно обруганной критиками, он и его слуга Яким сжигали в печке именно здесь.
"Студент с топором". Разумеется, речь идет о Родионе Раскольникове из романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Адрес т.н. Дома Раскольникова - ул. Гражданская, 19.
"Изумленный созерцатель чужого счастья". Имеется в виду Мечтатель - главный герой повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи", имевший обыкновение гулять по набережной Екатерининского канала.

книги, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up