Западная Сибирь в конце XIX века

Aug 29, 2019 09:58



После небольшого путешествия по Западной Сибири ( Тюмень, Тобольск) я до некоторой степени заинтересовался историей края, и вот очень кстати попалась мне в руки серия очерков Константина Михайловича Станюковича (1843-1903) под названием "В далекие края". В русской литературе этот автор известен как писатель-маринист, так что данный труд в его творческом наследии стоит едва ли не особняком. Причиной появления "сухопутной" серии очерков стала административная ссылка К.М. Станюковича в Томск. Дело было в 1885 г. - в разгар "реакции" Александра III. Время самой этой поездки интересно тем, что совершена она была накануне строительства Транссибирской железной дороги. По старинке, чтобы добраться из Екатеринбурга в Томск, нужно было сначала проехать на тарантасе до Тюмени, после чего путешественник садился на пароход и не менее девяти дней плыл по сибирским рекам (Тура, Тобол, Иртыш, Обь, Томь) сначала на северо-восток, а потом на юго-восток. Нельзя сказать, чтобы эти переезды через Западную Сибирь были связаны с какими-то повышенными трудностями, однако внимательный взгляд пострадавшего от власти политического ссыльного подмечал все сколько-нибудь вопиющие несуразности местного быта. Всё "серое" невольно превращалось под его пером в "черное". Общий мотив: то, что кажется красивым издалека, вблизи предстает ужасным. В связи с этим не порадовали К.М. Станюковича ни достопримечательности Тобольска, ни "сибирская Москва" (Томск) с ее "невзрачными деревянными домами".

Ниже я размещаю три фрагмента из представленного произведения.

Поездка в тарантасе из Екатеринбурга в Тюмень чем-то напоминала поездку в дилижансе на Диком Западе в те же самые времена. Тут не было своих воинственных аборигенов, однако же были "бродяги" ("жиганы"), слухи о которых нагоняли страх на пассажиров.

"В 1 часу дня наш караван двинулся. С первой же станции пошла убийственная дорога: или выбоина, или непролазная грязь в виде месива, по которому лошади ступали шагом, и наши колымаги ныряли словно в волнах. В тарантасах ночью температура была африканская, а в телегах холод убийственный. Где было лучше - в тарантасах или телегах - решить трудно. В тарантасах - были целы бока, а у нас хотя бока были избиты, но мы, по крайней мере, знали, где мы и что мы, и в беседе с ямщиками коротали время дороги.
Теперь, ввиду скорого окончания железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени, тракт закрывается и, разумеется, содержится еще хуже прежнего. И станции, и лошади, и экипажи - безобразны. Есть, конечно, несколько хороших лошадей для проездов «особ»; но к услугам обыкновенных проезжающих лошади скверные. Разгон на этом тракте огромный.

Уж я не знаю, к счастию или к несчастию, но нам на станциях давали, вместо лошадей, отчаянных кляч, которые покорно выносят удары кнута, пускаясь в отваге отчаяния вскачь, и если их не хлещут, то плетутся шажком, опустив свои головы. И гнать-то их было совестно, тем более, что по этой адской дороге мало-мальски скорая езда заставляла со страхом смотреть на тарантас и опасаться, доедут ли они, или не доедут; ну, и за внутренности было страшно. И мы плелись все время шагом.

И ямщики нам попадались все какие-то убогие - то слишком ветхие, то, напротив, совсем ребята. На одной из станции нам даже предложили в ямщики к переднему Ноеву ковчегу, где помещалось семейство сибиряка, мальчонку лет десяти, который утешал испугавшихся было дам Ноева ковчега, что ему не впервой возить. Нам давали кляч и малолеток вместо ямщиков потому, что впереди нас ехал генерал-губернатор, и для него, разумеется, были оставлены самые лучшие лошади и самые представительные ямщики.

Уже на второй день нашего путешествия нам стали попадаться навстречу одинокие путники, пробиравшиеся по зеленеющему лесу с котомками на плечах.

- Ишь, по кормовые пошел, - заметил старик ямщик, указывая кнутом в сторону.

Я не понимал, что он хотел сказать, и спросил объяснения. Оказалось, что так подсмеиваются над беглыми, намекая этим, что они будут пойманы и снова возвратятся в Сибирь, но уже по этапу, получая кормовые деньги.

- А много здесь ходит беглых?

- Целыми косяками иной раз ходят, да только ловят их часто, - отвечал ямщик. - Как весна, смотришь, и выходит он, как зверь, из норы. По весне каждую тварь к воле тянет…

Погода стояла дождливая и холодная. Май месяц глядел сентябрем. Мы ехали день и ночь, боясь опоздать к тюменскому пароходу и напуганные рассказами о том, что по дорогам пошаливают, и поэтому по ночам старались не спать.

Наступила вторая ночь - темная, дождливая сибирская ночь. Тихо плелись мы по грязи, среди гудящего леса. И ямщики и седоки в тарантасах дремали. Лошади лениво, еле-еле ступали по вязкой грязи. Навстречу изредка попадались длинные обозы. Это везли кяхтинский чай к нижегородской ярмарке. Наконец занялась заря, и мрак ночи рассеялся. Мы начали дремать.

Вдруг наша тройка пугливо шарахнулась в сторону, и ямщик остановил лошадей, крикнув передним ямщикам остановиться. Мы вышли из телеги и со спутником подошли к ямщикам. У самого края дороги лежала фигура человека, покрытого зипуном. Ямщики молча потрогивали его кнутовищами и тихо покачивали головами.

- Должно, мертвый! - проговорил один из них.

Никто не решался удостовериться в этом. Все как-то брезгливо сторонились от лежавшего человека.
Мы со спутником отдернули зипун и при слабом свете рассвета увидали безжизненное лицо старого мертвеца. У виска, около шапки, видна была запекшаяся кровь. Тело его хотя и было холодно, но еще не окостенело. По всему видно, что смерть произошла недавно. Мы снова накрыли его и молча разошлись.

- Смотри, на станции не болтай, - проговорил один из ямщиков, обращаясь к другим.

Кто был этот старик, брошенный у дороги, - бродяга ли, мирный ли крестьянин, убитый кем-нибудь, кто знает?

- Должно быть, жиган, - сказал нам ямщик, садясь на облучок, - верно, обозники прикончили.

Могло и это быть. Подобные случаи не редкость по сибирским дорогам. Между бродягами и обозниками давно уже идет война не на живот, а на смерть. Эти рыцари больших сибирских дорог, собравшись шайкой, выезжают на тракт и сторожат обозы с товарами. Ночью, когда возчики спят, они набрасывают нечто вроде мексиканских лассо, с крючьями на концах, на лошадей и отбивают обозы с товарами".

Наконец, автор прибывает в Тюмень - столицу сибирского пароходства.


К.М. Станюкович - мастер бытописательной, "графической", - я бы сказал, - прозы. Чтобы передать особую атмосферу захолустной Тюмени, ему достаточно было найти характерных для этого места персонажей - престарелых ссыльных полячек и - вступить с ними в невеселую беседу о житье-бытье. Сразу понятным становится, почему "чудный, тихий вечер" и одновременно "тоска".

"Пароход отправлялся в два часа ночи. В десятом часу мы уже были на пароходе и уложили детей спать. Наш добрый гений, спутник-сибиряк, советовал мне запастись кое-какою провизией на дорогу и, главное, хлебом, так как на пароходе все дорого, а иногда и просто бывает нельзя достать. Я поспешил отправиться снова в город. Город уже спал, только в некоторых домах светились огоньки. Стоял чудный, тихий вечер. Невольная тоска охватила меня, когда я проезжал по этим глухим, пустым, угрюмым улицам. Каково же живется человеку, не привыкшему еще напиваться с утра, в каком-нибудь еще более глухом захолустье, вроде Нарыма или Вилюйска? Невольно припомнились стихи поэта:

Да… страшный край… Оттуда прочь
Бежит и зверь лесной,
Когда стосуточная ночь
Повиснет над страной.

- Вот тут у полек хорошие булки, - прервал мои размышления извозчик, останавливаясь у маленькой двери, над которой была какая-то вывеска.

Я вошел в крошечную комнатку, слабо освещенную тусклым светом крошечной лампы. На прилавке лежали булки и разные печенья, и в комнатке пахло свежим хлебом. Из-за ситцевой занавески вышла сморщенная, худенькая, маленькая старушка и необыкновенно вежливо и деликатно спросила:

- Что пану угодно? Она была одета в каком-то затрапезном платье, в разорванной кацавейке, но что-то и в манере и в выражении этого худенького лица, со слезящимися глазами, говорило, что эта старушка знала когда-то лучшие времена. В лице ее точно замерла какая-то старая, покорная скорбь. Я не сомневался, что передо мной была женщина, принадлежавшая когда-то к так называемому обществу.

Мы разговорились. Скоро из-за занавески вышла другая старушка: высокая, сухая, крепкая, с более энергичным выражением лица. Это была ее младшая сестра.

Их история оказалась очень простою и печальною историей. Они принадлежали к одной из довольно зажиточных польских фамилий, были сосланы на каторгу за восстание в 63-м году, имения их были конфискованы, а теперь они, давно прощенные, но всеми забытые, доживали свой печальный век в Тюмени, добывая себе кусок хлеба пекарней.

- Отчего вы давно не вернулись домой? - спросил я.

Ответ обычный: вернуться дорого. Тем не менее они не теряют надежды умереть на родине.

- Мы уже давно собираемся, - заметила младшая сестра, - и в прошлом году чуть было не уехали, да вот сестра заболела. Мы до сих пор не привыкли к здешнему климату, хотя должны были бы ко всему привыкнуть в 20 лет, - прибавила она, улыбаясь скорбною улыбкой. - Бог даст, еще вернемся и умрем на родине.

- Родные ваши живы?

- Почти никого нет.

- Да, всего пришлось испытать, - заговорила опять маленькая, сморщенная старушка и вздохнула.

- Этой жизни не забудешь! - прибавила младшая сестра.

Я пожелал им поскорей вернуться на родину, и мы распрощались.

Мой возница, тоже из ссыльных, попавший из Курской губернии в Сибирь, как он объяснил, «за то, что любил чужих лошадей», и давно уже имевший право возвратиться в Россию, очень хвалил этих старушек-полек.

- Тихие, аккуратные старушки, - говорил он.

Впоследствии мне часто приходилось встречать поляков, сосланных сюда за польское восстание и оставшихся в Сибири. Большая часть из них занимаются торговлей, ремеслами, содержат кабаки, некоторые находятся на службе. Вообще они как-то лучше русских умеют устраиваться, именно потому, что не брезгуют никакими занятиями".

Пароход "Рейтерн", пассажировм которого был К.М. Станюкович, приплывает в Тобольск.


Из текста ниже мы узнаем, что в Западную Сибирь, оказывается, ссылали не только поляков, но даже и евреев, что странным образом делало этот регион похожим на Западный край Российской империи.

"Расположенный на правом нагорном берегу Иртыша, Тобольск издали казался красивым, чистеньким городком, но эта иллюзия тотчас же рассеялась, лишь только пароход подошел к городу. Пароход должен был простоять в Тобольске около двух часов - принять запас дров и партию арестантов на баржу, и я воспользовался этим временем, чтобы сделать кое-какие закупки по части провизии (опытные люди предупреждали, что в буфете на сибирском пароходе в конце рейса иногда ничего нельзя получить), наскоро осмотреть старинный сибирский город, считающий свое существование с 1587 года, и взглянуть на памятник Ермаку, на кремль, построенный пленными шведами, и на пресловутый «ссыльный колокол» - на эти три единственные достопримечательности города, показать которые наперерыв предлагали извозчики, приехавшие к пристани в ожидании любопытных туристов. Почти все извозчики были евреи. Меня поразило это обстоятельство. Оказалось, что в Тобольске особенно много ссыльных евреев, и они, в числе прочих занятий, занимаются и извозом. Мой возница, молодой, рыжеволосый, с типичною физиономией еврей, объяснил мне, что отец его был сослан, и с тех пор вся их семья живет здесь.

- Хорошо здесь жить?

- Какое житье! Город бедный… Только и есть, что чиновники да несколько купцов побогаче, а то все голье…

- Чем же занимаются еще евреи?

- А всем, чем придется. У кого мастерство, кто в извозчиках, кто на базаре всяким «брахлом» маклачит, кто при случае и жиганит… У которых деньги есть, под заклад дают, только денежных людей мало… Вовсе плохое здесь житье! В России, говорят, лучше…

Часа было совершенно достаточно, чтоб осмотреть этот неказистый, мертвенный и унылый сибирский город, когда-то называвшийся столицей Сибири и долгое время бывший резиденцией воевод, наместников и генерал-губернаторов. Любой из русских губернских городов - куда лучше. Особенно убога нижняя, подгорная часть города, расположенная в болотистой местности, среди тинистых речонок, и заливаемая нередко Иртышом. Тут, среди сырости и вони от сваленного навоза, редко встретишь сколько-нибудь изрядные дома. В неказистых домишках и покосившихся лачугах ютится беднейшая часть населения: коренные обитатели - мещане, мелкие чиновники, евреи. В этой же части города помещаются и учебные заведения".



Понятно, что и прибытие в Томск - место административной ссылки - не было для К.М. Станюковича особенно приятным. В размещенном фрагменте упоминаются "мои маленькие спутницы" - это дочери писателя. Что касается "гитары", то так в Западной Сибири называли не только известный всем музыкальный инструмент, но и местную разновидность городского экипажа.

"На десятый день мы вошли в Томь. До Томска уже было недалеко. Пассажиры обрадовались: так надоели им однообразное плаванье и обычная пароходная жизнь; всем, как Колумбовым спутникам, хотелось «берега».

Пристать мы должны были не к самому Томску, - к городу пароход подходит только весною, - а к Черемошину, селению верстах в шести от города. Там пароходная пристань и там же бараки для переселенцев.

Уже пристань была в виду, как наш пароход стал на мель. Провозившись с добрый час, сгрузили часть груза на подошедшие лодки, и только тогда снова двинулись и наконец подошли к пристани.

Через полчаса на двух извозчиках, в сопровождении двух телег с багажом, мы отправились в столицу Западной Сибири. Расположенный на холмистой поверхности, окаймленный зеленеющими лесами, сверкавший куполами своих церквей под лучами заходящего солнца, Томск издалека казался привлекательным городом, и мы все нетерпеливо ждали города, заранее предвкушая удовольствие хорошо выспаться на твердой земле после закуски и чая.

Но, увы! телеги с багажом, которые мы конвоировали, не позволяли нам двинуться с приличною скоростью, вдобавок и эти дрожки-гитары, попавшиеся нам, заставляли удерживать усердие возниц из боязни потерять маленьких пассажиров, еще не приспособившихся к балансированию на этих неудобных орудиях передвижения.

Наконец показались строения, довольно плохонькие. Вот и улица, немощеная, с деревянными мостками по бокам, вместо тротуаров, с низенькими невзрачными деревянными домами. Мои маленькие спутницы почему-то вообразили, что мы не в городе еще, а в предместье, и нетерпеливо спрашивают извозчика: «скоро ли город?» Оказалось, что мы не только в «самом Томске», но даже на главной улице".

Томск. На пристани.


Тюмень, ретро-фотографии, книги, Сибирь, Тобольск

Previous post Next post
Up