"Поймать перо Жар-птицы"

May 23, 2019 10:19

Присматриваясь к памятнику П.П. Ершову (2008, М.В. Переяславец), быстро обнаруживаешь одну необычную деталь: в правой руке тобольского сказочника красуется очень большое, вычурное перо явно не гусиного происхождения! Ответ может быть только один, - это то самое перо Жар-птицы, которое фигурирует в "Коньке-Горбунке". Ну, то есть Иван - главный герой сказки - пользовался им как автономным источником света, а вот Петр Павлович, получается, писал им свое бессмертное произведение. Способы использования магического предмета сильно разнятся, но это не главное, -  главным представляется мне то, что и литературный персонаж, и его литературный отец просто владели им; каждый из них в свое время изловчился "поймать перо Жар-птицы", как поется в той самой колыбельной песне. Перо Жар-птицы - это материализованный символ успеха, удачи, счастья. Конечно успех П.П. Ершова был кратковременным: "Конек-Горбунок" прогремел в 1834 г., потом его быстро "затюкала" цензура: да и сам автор как будто бы потерял свое "перо Жар-птицы", ушел в тень "малых дел". Пусть так, но остались слова самого Солнца русской поэзии, по прочтении ершовской сказки изволившего выразиться так: "Теперь этот род сочинений можно мне и оставить". На мой взгляд, фраза эта стоит в одном смысловом ряду с "Победителю-ученику от побежденного учителя". Говоря языком главной метафоры этого очерка, А.С. Пушкин - сам безусловно владевший "пером Жар-птицы" - признал в П.П. Ершове автора с счастливой литературной судьбой in potentia. То, что судьба эта в итоге не сложилась - дело третье. И вообще, рассказ сегодняшний не столько о сочинителе сказки, сколько о ее персонажах, - главным образом об удачливом Иване и его "стратегии дурака", "о том, как он сделался царем".

ФОТО 1. Памятник П.П. Ершову стоит в центре Тобольска, в одноименном сквере. Рядом с поэтом - сказочный Конек-Горбунок, повадками своими напоминающий добрую домашнюю собаку.



ФОТО 2. В основании памятника - "Чудо-юдо Рыба-кит", на спине которого, как известно, было какое-то забавное село-самострой. Здесь же изображен легко узнаваемый Тобольский кремль - с Софийско-Успенским собором и Соборной колокольней. Тем самым скульптор М.Я. Переяславец  (о нем я как-нибудь отдельно поговорю в связи с его выставкой в Ярославле) дает понять, что П.П. Ершов, создавая свой сказочный мир, возможно, проецировал на него особенности жизни своего родного города.


Портрет Петра Павловича Ершова "петербургского" периода, - т.е. именно тогда, когда писался "Конек-Горбунок".


Обложка первого издания "Конька-Горбунка".


Начало "Конька-Горбунка" вполне себе традиционное для русской сказки: жили-были старик и три сына, самый младший из которых - Иван, - разумеется, заведомый неудачник, как будто бы даже страдающий умственным отклонением ("младший вовсе был дурак"). Однако по ходу чтения нам приходится убедиться, что "дурачество" главного персонажа мнимое, - ведь, в конце концов, он единственный из братьев решил проблему с сохранением урожая на семейном пшеничном поле, а потом с выгодой для себя скрыл от братьев то, что тем знать не полагалось. "Дурак" - это не более, как дымовая завеса, с помощью которой Ивану удается вести свои дела, вообще не вступая в конфликт с теми, кто ошибочно не воспринимает его всерьез. Вдобавок ко всему младшенький увлеченно занимается астрологией ("Всю я ноченьку не спал, звезды на небе считал"), что в дальнейшем, не исключено, поможет ему при контакте с Месяцем Месяцовичем, - от которого он получит завуалированное одобрение на брак с Царь-девицей ("И не старый, с бородой, а красавец молодой поведет тебя к налою").

ФОТО 3. В сквере П.П. Ершова есть и другие скульптуры, посвященные знаменитой сказке. Вот, пожалуйста, снова Конек-Горбунок, но на этот раз рядом со своим хозяином - "Иванушкой Петровичем". Трогательный дуэт, хотя внешний вид сказочного животного отражен не в полном соответствии с текстом. Читаем: "Ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами". "Аршинные уши" есть, а где, спрашивается, горбы? Понятно, что, по замыслу П.П. Ершова, верный друг Ивана-дурака должен был выглядеть как фантастический гибрид зайца и верблюда, т.е. совмещать в себе качества скорости и выносливости.


Конек-Горбунок - это классический трикстер, зооморфный комический спутник культурного героя, который обладает разного рода сверхспособностями ("поднял ящичек ногой, будто камышек какой") и которому полагается приходить на помощь главному мифологическому персонажу, когда тот оказывается в безвыходной ситуации. Тут всё прозрачно. Я же попробую копнуть глубже и озвучить более смелую интерпретацию. Итак. Не стоит забывать, что П.П. Ершов был уроженцем Сибири и, наверное, был хорошо наслышан о шаманских обрядах. Так вот, если кто не знает, бубен - главный атрибут шамана - традиционно рассматривается как "шаманский конь", с помощью которого тот совершает свое восхождение на небо, в мир духов. Такое же экстатическое восхождение в мир небесных духов совершает и Иван-дурак на своем Коньке-Горбунке ("Тут Иван с землей простился и на небе очутился"). Там он общается с матерью Царь-девицы - Месяцем Месяцовичем, принадлежность которого к астральным сущностям подчеркивается его гермафродитической природой.

Когда Иван находит перо Жар-птицы, Конек-Горбунок отговаривает его от обладания этой вещью ("Много, много непокою принесет оно с собою"). "Непокой" и вправду вторгается с этого момента в жизнь главного героя, но иначе и быть не может, - "поймать перо Жар-птицы" значит нести на себе тяжелое и губительное бремя избранника Судьбы. Что касается Ивана, то он продолжает последовательно - до поры, до времени - осуществлять свою "стратегию дурака", и, кажется, именно этот "несерьезный подход" каждый раз спасает его от очередной атаки недоброжелателей.

ФОТО 4. Продолжаем гулять по скверу П.П. Ершова. "Чудо-юдо Рыба-кит". Уверен, что если бы Герман Мелвилл - автор знаменитого "Моби Дика" (1851) - был знаком с русской литературой, то он обязательно упомянул бы в своем романе этого персонажа. Как и великий американский романист, П.П. Ершов традиционно считает кита рыбой, несмотря на его принадлежность к млекопитающим. Вообще, в "Коньке -Горбунке" кит выступает в роли царя рыб (как, например, лев - царь зверей), - в его подчинении целая подводная иерархия, на вершине которой осетры, а в самом низу... ерши. Да, у П.П. Ершова был развитый Эзопов язык. Поэтому цензура со временем просто запретила его сказку с многочисленными намеками на современную Россию.


ФОТО 5. Гуляя по скверу П.П. Ершова, дошли мы, наконец, и до Царя. Нужно сказать, что первое лицо государства изображается в ершовской сказке совсем не как злобный тиран. В сцене на рынке, например, когда тот покупает у Ивана его чудо-жребцов, автор, хотя и с подковыркой, но отмечает какие-то его положительные качества монарха ("И, по милости своей, дал в прибавок пять рублей"). По сути дела, проблема Царя в том, что он сильно зависим от суждений своих ближайших советников, которые, зная царские страхи, откровенно манипулируют им для своей пользы. К тому же Царь стареет, и это его по-настоящему беспокоит. Отсюда его самодурство ("Как немножко приберуся, хоть кому так покажуся разудалым молодцом") и неудачные попытки предстать альфа-самцом в глазах Царь-девицы. Отчаянная решимость Царя искупаться в трех котлах после того, как это получилось у заговоренного Ивана-дурака, приводит к трагическому финалу ("Два раза перекрестился, - бух в котел - и там сварился!").


В волшебной стране "против неба - на земле" происходит бескровный переворот, в результате которого всю верховную власть - с полного одобрения народа - получает бывший стремянной Иван, так долго прикидывавшийся дураком, но в решительный момент открывший свое истинное лицо ("Осмотрелся, подбодрясь, с важным видом, будто князь"). А ведь всё началось с пера Жар-птицы...

P.S.
Все фотографии сделаны 02.05.2019.

городская скульптура, книги, Сибирь, Тобольск

Previous post Next post
Up