Из истории советского москвоведения

Mar 25, 2019 12:28



Прошлый свой очерк я посвятил теме современного Зарядья. И вот теперь у меня в руках оказалось любопытное издание 1991 г., прямо на обложке которого можно увидеть, как выглядело три десятилетия назад место известное теперь как парк "Зарядье". Книга Ю. Александрова "Москва заповедная" интересна как своеобразный исторический документ - в ней зафиксирована вся советская топонимика исторического центра Москвы, а также приводятся характерные для "старой школы" эстетические обоснования тех или иных архитектурных памятников старины. Хорошо видно, как изменилось за это время наше историко-культурное восприятие города. Изменяться оно начало уже в упомянутом 1991 г., когда на Красной площади полным ходом шло воссоздание Казанского собора (еще через три года будет воссоздаваться Иверская часовня). Концепт "Москвы заповедной" с его, как мне представляется, музейной консервацией аутентичной старины на фоне современного меняющегося города с тех пор уже давно не работает. И в этом смысле парк "Зарядье", наверное, был бы немыслим в поздне-советское время не только с технической (или же финансовой) точки зрения... Так или иначе, предлагаю ознакомиться с некоторыми фрагментами издания - в  той части, где речь идет о Зарядье и его окрестностях.

"В советские годы улица Варварка, по которой, как гласит предание, легендарного бунтаря везли закованным в кандалы к месту казни на Красной площади, переименована в улицу Разина. В далеком прошлом она была самой оживленной артерией Великого посада, куда выходило множество московских торговых рядов. Ныне эта заповедная улица - подлинная энциклопедия московского зодчества, где представлены лучшие образцы разных эпох. Силуэты памятников проецируются на нейтральный фон огромного здания гостиницы "Россия". Занимая большую часть территории Зарядья, крупнейшая в Европе гостиница рассчитана более чем на 5 тысяч гостей. Ее возвели в 1964-1969 годах. Авторский коллектив возглавил архитектор Д. Чечулин. Авторы, поставленные в необходимость использовать уже имевшийся здесь фундамент высотного здания, не смогли найти оптимальный градостроительный вариант, который бы позволил органично вписать новое здание в прославленный ансамбль Кремля и Красной площади. Гостиничный комплекс оказался слишком массивным для такого соседства, а его силуэт чересчур контрастным".
Как видите, стеклянная громада гостиницы "Россия" - в свете уже "перестроечных" реалий своего времени - воспринималась довольно критически. Хотя при этом (заметьте!) автор пытается трактовать ее еще и позитивно - как "нейтральный фон", в контексте которого можно объективно созерцать архитектурные памятники старины, словно экспонаты на полке выставленные по линии улицы Разина.

"Однокупольный храм Максима (XVII век) разделяет Английский двор и городскую усадьбу воеводы, политического деятеля Н. Захарьина-Юрьева, известную под названием палат "на нижних погребах" или Старого государева двора (д. №10). Они неоднократно перестраивались, а в середине прошлого столетия по указанию царя Александра II архитектор Ф. Рихтер реставрировал усадьбу. Предназначавшийся для музея главный дом состоит из двух кирпичных объемов в два этажа. Третий этаж - деревянный, был восстановлен по субъективно выбранным аналогам. Крутой склон холма  не позволяет увидеть с улицы подклет и большую часть первого этажа".
Палаты "на нижних погребах" принципиально не называются "палатами бояр Романовых". Даже "политический деятель Н. Захарьин-Юрьев" (дед царя Михаила Романова) упоминается без имени-отчества Никита Романович. Это конечно же идеологическая установка в виде "фигуры умолчания" - нельзя, чтобы в названии архитектурного памятника советской Москвы присутствовало имя свергнутой династии. "Храм Максима" тоже звучит немного отчужденно, - все-таки правильно, аутентично было бы написать "храм св. Максима", но это был бы намек на недопустимую в условиях атеистического государства индифферентность по отношению к религии.

"Палаты "на нижних погребах" соседствуют с бывшим Знаменским монастырем, ансамбль которого сложился в 1675-1684 годы. В него входят могучий пятикупольный собор с колокольней, Братский корпус и здания келий. Доминирует в ансамбле крупный объем собора, сложенного из кирпича в 1679-1684 годах крепостными крестьянами из Костромы во главе с Федором Григорьевым и Григорием Анисимовым. При взгляде на монументальное сооружение с декоративными кокошниками, контрфорсы южного фасада, оставляющие несколько суровое впечатление, трудно предположить, что за ними скрывается интерьер в духе классицизма, поражающий светлой гармонией и изяществом. Дерзкий взлет плавной дуги пандуса гостиницы отделил собор и приземистый Братский корпус от перестроенной в XVIII веке колокольни и келий, с одной стороны, и церкви Георгия на Псковской горе, с другой (д. №12)".
"Дерзкий взлет плавной дуги пандуса" можно увидеть на обложке книги. Эстакада, идущая от улицы Разина, с двух сторон огибала Знаменский собор и Палаты "на нижних погребах", чтобы сойтись у входа в гостиницу "Россия". Наверное, прозвучит чересчур иронично, но данный гостиничный "пандус" был в свое время как бы Парящим мостом, - правда с видом не на Москва-реку, а на древнюю Варварку. Как это выглядит теперь, из точки парковых Северных ландшафтов можно увидеть в моем очерке.

книги, Москва

Previous post Next post
Up