Подобно тому, как у другого известного российского бренда - вологодского масла - есть свой конкретный изобретатель (Николай Васильевич Верещагин), точно так же и оренбургский пуховый платок был в некотором смысле изобретен Петром Ивановичем Рычковым (1712-1777), который, кстати, тоже являлся выходцем из Вологодчины. В 1766 г. Петр Иванович - оренбургский чиновник в отставке - опубликовал статью под названием "Опыт о козьем пухе", где теоретически обосновал возможность обустройства пуховязального промысла на тогдашней границе Европы и Азии. Цитата: "У нас в России шерсть козлиная почти вся за негодную почитается. Охота и любительство к таким вещам и делам, которые к пользе государственной обращены быть могут, побуждали меня глазами своими освидетельствовать оную шерсть, не найдется ли из нея хотя что-нибудь годное в пряжу и употребление. Козы под волосьями или под наружною шерстью имеют у себя другую, мягкую, кою называют пухом или подсадом, почему в самое нынешнее время, в декабре 1765 года, велел я, взяв одну козу, чесать ее при себе гребнем, каким чешут волосы. Сим способом достали из нея пух так тонкой и мягкой, что схож почти с хлопчатою бумагой".
Если сам Рычков был теоретиком использования козьего пуха для нужд вязания, то его супругу - Елену Денисьевну - можно назвать самым настоящим практиком. Была она не просто домохозяйкой, а искусной пуховязальщицей, причем экспериментировала не только с козьим пухом, но и с кипрейным, за изделие из которого даже получила в 1770 г. от Екатерины II золотую медаль. Кипрейное пуховязание в Оренбуржье не прижилось, а вот козий его аналог ждало большое будущее. К началу XIX в. в степных поселениях близ рек Урал и Сакмара была опытным путем выращена образцовая порода пуховых коз с тончайшим 16-мкм пухом. В 1835 г. в своей статье "О козьем пухе" чиновник особых поручений при оренбургском военном губернаторе и будущий автор "Толкового словаря" В.И. Даль писал о местной козе так: "Проводя строгую зиму в буранной степи на подножном корму, покрывается на зиму всемогуществом благодетельной матери-природы: тонким, густым и теплым подшерстком, известным у нас под именем козьего пуха".
Давайте, наконец, дадим определение оренбургскому пуховому платку. Итак, ОПП - это вязаное изделие из пуха оренбургских коз и нити-основы (шелк, хб). Понятие платка трактуется здесь широко. Это может быть: 1. Тёплый платок, он же шаль; 2. Паутинка - небольших размеров ажурная накидка; 3. Палантин - тоже ажурная накидка, но бОльших, чем у паутинки, размеров. Именно к двум последним разновидностям ОПП применим известный критерий с продеванием изделия через обручальное кольцо.
Оренбургский пуховый платок - главная визитная карточка Оренбуржья, а потому можно не сомневаться, что конкуренция производителей в этой нише идет нешуточная. Я считаю, что потребителю с самого начала нужно сделать выбор, хочет ли он приобрести аутентичное изделие ручной работы (с моей точки зрения, это и есть настоящий ОПП), или же готов удовлетвориться продукцией на основе того же материала, но созданного вязальными машинами. Во втором случае нет никаких проблем, оказавшись в Оренбурге, приобрести в одном из магазинов с соответствующей "брендовой" вывеской платок, паутинку или же палантин в ценовом диапазоне 3000 - 6000 р. Скорее всего это будет продукция местной компании известной под юридическими именами ЗАО "Фабрика Оренбургских пуховых платков", ОАО "Ореншаль" и ООО "Шима". Временами этот производитель пытается вести себя как агрессивный монополист (почитайте
здесь), якобы владеющий НМПТ. Уверен, такой подход не сулит ничего хорошего ни самой отрасли, ни потребителям. Лично для себя я принял решение, что буду заказывать через интернет-магазин у альтернативных производителей, которые специализируются на ручном производстве.