В предыдущем очерке я обещал рассказать про мозаики Палатинской капеллы. Сегодня я подготовился, - т.е. переснял отдельные иллюстрации из книги Rodo Santoro "The Palatine Chapel and Royal Palace", без которой в этом рассказе мне было бы просто не обойтись.
Палатинская капелла (Cappella Palatina) - это, если калькировать на русский язык, не что иное, как дворцовая часовня. Имеется в виду дворцовая часовня нормандских королей Сицилии. Палатинская капелла была составной частью большого дворцового комплекса, впоследствии получившего название Palazzo dei Normanni, и строилась под непосредственным патронажем короля Рожера II (1095-1154). Что касается мозаик, то они украсили стены и потолок здания чуть позднее: в годы правления его сына Вильгельма I Злого (1154-1166) и его внука Вильгельма II Доброго (1166-1189). По всей видимости, подобно
мозаикам Мартораны, аналогичные произведения Палатинской капеллы создавались мастерами приглашенными из Византии. И опять-таки, подобно
интерьеру Мартораны, в некоторых местах Палатинской капеллы древнее византийское искусство было не всегда удачно дополнено искусством позднего итальянского барокко: в конце XVIII в. была проведена масштабная реставрация, после которой появились мозаки, весьма контрастирующие по стилю с теми, что создавались за шесть веков до того.
ФОТО 1. Мозаика с каноническим изображением Христа Пантократора.
ФОТО 2. Четвертый день Творения мира. Появляются Солнце, Луна и звезды. У каждого из небесных тел своя орбита - в соответствии со средневековыми представлениями об устройстве Вселенной. В середине круга, само собой, должна быть Земля.
ФОТО 3. Грехопадение. Сын Божий поочередно обращается к Адаму и Еве с вопросами о том, зачем они ели плоды с запретного дерева. Ответ Адама (показывает налево от себя): "Жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Бытие, 3, 12). Ответ Евы (показывает пальцем вниз): "Змей обольстил меня, и я ела" (Бытие, 3, 13).
ФОТО 4. Укрупним изображение.
ФОТО 5. Изгнание из Рая.
ФОТО 6. Сюжет со сватовством Исаака к Ревекке. Человек от Авраама встречает у колодца "девицу прекрасную видом" и просит ее напоить его верблюдов. Та "тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть воды, и начерпала для всех верблюдов его" (Бытие, 24, 20).
ФОТО 7. Ревекка едет с людьми Авраама к своему будущему жениху.
ФОТО 8. Борьба Иакова-Израиля с ангелом, который, на самом деле, представлял Бога. "И боролся с ним Некто до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда Он боролся с Ним" (32, 24-25).
ФОТО 9. Эта мозаика иллюстрирует текст новозаветного апокрифа "Деяния Петра". Один из эпизодов этого сказания посвящен проповеди апостолов Петра и Павла в Риме, где им пришлось вступить в полемику с искушенным в оккультных науках Симоном Магом. Состязание подогревалось тем, что за ним наблюдал сам император Нерон. Главным испытанием для обеих сторон было опыт с воскрешением мертеца. Понятно, что апостолы оказались победителями. На снимке мы видим двух персонажей апокрифической истории - Симона Мага и императора Нерона. Интересно, что Нерон изображен не так, как мог бы в реальности выглядеть римский император I века н.э., а так, как мог бы выглядеть тогдашний император Византии.
ФОТО 10. Книга, из которой я перенес иллюстрации в этот очерк. Rodo Santoro "The Palatine Chapel and Royal Palace", Palermo, Arnone Editore, 2017