Новый век - старая формула

May 22, 2022 09:52


Если взять классическую формулу Лассуэлла, которая структурирует убедительную, успешную коммуникацию: "кто - что - как - кому - с каким эффектом" - и посмотреть, как она прикладывается к нынешнему времени, где СМИ, если и господствуют в обществе, то уже не тотально, то… То что? Для прояснения можно начать с этой самой формулы, и по ней, как по ступенькам.



Как изменилась позиция этого "кто", откуда берется его авторитет, его право претендовать на успешность коммуникации, на то, что им сообщенное, будет принято объектом и истолковано им правильно, так, как нужно. В эпоху классического модерна и тотального господства СМИ, это право давалось ему самой принадлежностью к СМИ, где он находился по воле хозяев СМИ. Это если грубо, по-простому, но это и теперь никуда не делось: торчащую в экране физиономию все одно будут смотреть и слушать. Только теперь это не единственный путь стать авторитетным "кто". Другой также известен всем - социальные сети. Там вырастают авторитетные "кто" самостоятельно, не испрашивая ни у кого разрешения. Некоторые потом уходят в СМИ, а из СМИ изгнанные пытаются продлить свою авторитетную жизнь в сетях. Между "как", то есть этими каналами коммуникации очевидна принципиальная разница: СМИ гарантируют наличие объекта коммуникации, по крайней мере, предполагают его наличие, а социальные сети нет, здесь этот объект возникает и растет (или нет) в процессе самой коммуникации как важнейший результат этого процесса. Это накладывает ограничение на то, "что" сообщает коммуникатор: оно должно по содержанию или (и) форме привлекать внимание и тем самым создавать ему объект коммуникации, создавать этого самого "кому".

СМИ формально, в принципе, обращены к любому человеку в стремлении привлечь его, убедить в своей правильности, в полезности для него коммуникации именно с ними. Не то сети. Они собирают в круг единомышленников и единочувственников. Что-то вроде клуба поначалу, в котором людям комфортно вместе. Таким образом в сети образуется определенное "Мы", в нем мы вместе и вместе можем противостоять всяким "Они", которые разнообразятся от ужасных  врагов до просто чужих и чуждых. С ростом рядов "Мы" плодятся враждебные "Они" так, что участие в противостоянии с ними постепенно становится главным маркером принадлежности к "Мы", и способные создать и поднять общее знамя борьбы делаются теми самыми авторитетными "кто" для всех нас, нас против них. Попытка отойти от знамени в сторону, чтоб оглядеться, квалифицируется как предательство и карается незамедлительно. Так "Мы" становится племенем, а авторитетные для простого его народа "кто" вождями, колдунами, шаманами. Племенем, то есть замкнутым социальным телом. Любая попытка рационального обсуждения социального порядка племени, его символов, норм, правил воспринимается как внешнее оскорбление, и ответом является общий рёв, в котором глохнут любые возможности что-либо услышать соплеменникам. Да, оно существует on-line, что позволяет ему быстро формироваться и не мешает быть реальным, поскольку оно вполне реально по своим последствиям в off-line.

В эпоху модерна архаика воспринималась прямой угрозой современности, потому пушки и СМИ держали ее на задворках. Постмодерн же терпим к любым способам социального устройства, сколь бы архаичными они ни были, он, в принципе, позволяет актуализировать всю человеческую историю, даже выдуманную, в убежденности, что ключевые точки современного мироустройства, кухни, где варится современный мир неприкосновенны, потому что обладают высшей ценностью в глазах человечества. В отличие от мира модерна общество постмодерна состоит из различных меньшинств, и социальные сети способствуют росту их разнообразия. Действительно способствуют, но именно в них также объединяются и те, кто этого разнообразия не выносят и жаждут искоренить его раз и навсегда, вернуть простоту и ясность, за ними следуют в прошлое, и чем дальше, тем понятней взыскуемая простота и тем она надежней. Именно в социальных сетях родилось и стало многомиллионным племенем движение QAnon в главном смысловом центре современности, в Штатах. Как и положено племени, ни в какую дискуссию с противниками оно не вступает: соплеменники просто знают, как Клинтонова супруга ест американских младенцев на завтрак, а перед сном пьет эликсир из их крови, за что она и ее государственные подельники должны быть казнены все до единого, после чего начнется эпоха справедливости. Новый мир, правда, чрезвычайно туманен, однако точно известно, что уничтожение правящих элит по всему миру обязательный его первый акт. Штаты - лидер прогнившего мира, значит, с них и начинать.

Сильно напуганное тем, что столь могущественный и сложный механизм как государство окажется в руках племенных вождей и колдунов, американское общество с помощью СМИ сумело остановить их на пороге. Пока. В то же время на другом конце планеты, в другом, теперь уже прошлом смысловом центре мира, социальные сети поселковой России и СМИ правящей элиты заговорили и запели в такт, одним голосом, показывая всем, как эта поселковая Россия и правящая элита стали единым племенным организмом с вождем и колдунами и ощутили кайф, безудержный восторг, что все важное и нужное происходит тут, у них самих, что другие народы и государства только прикидываются цивилизованными,  на деле они такие же племена, и между племенами главное - это сила, и там, где сила, там правда, и это всем известно, просто вокруг лгут, лгут везде, кроме России, которая, наконец, осознала правду и твердо решила не оказаться опоздавшей к новому переделу мира, не быть погребенной на задворках его надолго, может быть навсегда.

В общем, пришло время России эту силу показать, показать всем, чтоб уважали. Украина - практически идеальный объект: она в Европе, большая, но из-за всеохватывающей коррупции неспособная к серьезному сопротивлению. Однако оказалось, что армия в Украине есть, и есть народ, готовый вести войну отечественную, а полагающие себя цивилизованными страны и государства по-прежнему настаивают на своей цивилизованности и потому сперва отшатнулись от явившей вдруг варварский облик России, а потом принялись всякими способами гнать ее за Можай, да так далеко, чтоб она не могла больше выбраться оттуда в сколь-нибудь  общественно опасном облике. Россия вдруг обнаружила, что такая крутая она одна, что мир в целом, оказывается, хочет жить (очень хочет!) и хочет жить цивилизованно. Она же может и далее изображать берсерка, которому жизнь не мила и смерть нипочем, но мир уже взвесил ее и измерил. И что, собственно, в остатке? Совсем плохо? Плохо, но не безнадежно. Во-первых, демонстративный рёв племени - это никак не вся Россия, большая часть дорогих россиян очень хочет и надеется пересидеть живыми выпавшие на их долю "интересные времена". Есть и те, кто бьется со свалившимся на Россию мороком, спасая, как могут, свою честь и честь своей родины. То есть очень многие хотели бы возвращения статуса цивилизованной страны и самой цивилизованности, лучше бы даже так, чтоб как будто ничего особого и не было: повоевали и ладно. Только "и ладно" уже не получится, придется смотреть и слушать, что пришли российские убивать и убивали в Украине украинцев, что разрушали все подряд и грабили, что было бы обычным во времена варварские, а теперь никак. Слушать снова и снова со всех высоких трибун и просто без трибун от нероссийских соседей, и потом самому себе пытаться объяснить, зачем, собственно, надо было идти убивать украинцев. Если попросту, то получается низачем, просто убивать и грабить, чего, конечно же, не может быть, потому что не может быть никогда, но вот оно уже было, и с этим придется жить.

Американский Трамп не решился себя в вожди попробовать, тогда как российскому Путину пришлось это по сердцу, поверил он в свое вождистское величие, очень им воодушевился, ну а воспитанный в покорности госаппарат поплелся за ним в колдуны, и российское общество оказалось во власти племенной архаики. Оказалось в общем легко, почти незаметно для себя, откуда придется выживать, выживать из подростковых убеждений, что мое российское общество по природе своей таково, чтобы всегда стоять за справедливость и  добро против зла и несправедливости, и так было-есть-будет во веки веков. Выживать во взрослость, где оно превратится в обычное общество, которое, если не трудится усердно над собственной цивилизованностью, вполне может скатиться в варварство, во зло, просто потому что это проще, доступней.

05.05.2022

Украина, Мимоходности, Государственное

Previous post Next post
Up