Хазарский словарь (женская версия)

May 12, 2010 11:38

Переходим к прекрасному полу, который у нас представляет довольно сильная команда:
Эмилия Бронте, "Грозовой перевал"
Ле Гуин "Голоса", "Прозрение"
Айн Рэнд "Атлант расправил плечи"
Маргарет Митчелл "Унесенные ветром"
Сигрид Унсет "Кристин, дочь Лавранса"
Эмилия Бронте, "Грозовой перевал". А оно взяло и понравилось. Вещь яркая, не особенно бабская, с хорошими героями и, пусть и счастливым, но естественно выглядящим финалом. Впрочем, с трудом представляю себе, как можно этот роман перечитывать ежегодно (в кино периодически попадаются персонажи женского пола, которые это заявляют; спишем на фантазию различных сценаристов?).
Ле Гуин "Голоса", "Прозрение". Два романа из нового (позиционирующегося как подростковый) фэнтези-цикла "Легенды Западного побережья". Про первую часть "Проклятый дар", которая отличалась минимумом феминистических идей, оригинальным миром а-ля Шотландский Хайлэнд и вообще была хороша, я уже писал. На её фоне "Голоса" разочаровывают: тема борьбы за свободу народа вообще и женщины в частности уже истоптана Ле Гуин до дыр. Тут даже отдельные детали проглядывают, уже многажды читанные: например, религией агрессивных варваров является монотеизм, гибрид ислама и христианства, а у просвещенных горожан религия по факту таковой и не является. В целом, я был разочарован.
К счастью, в "Прозрении" мадам Урсула изрядно выправила ситуацию. Не последнюю роль в этом сыграло возвращение к концепции главгероя мужского пола (когда главный - женщина, Ле Гуин положительно лишается чувства меры). А так получилась очень милая история, тоже, конечно, не без "мужики - козлы", и до первой книги сериала не дотягивающая, но вполне достойная.
Айн Рэнд "Атлант расправил плечи". Сила искусства велика: если бы не великий (без дураков) Bioshock, я б её не прочитал. В общем, наверное, другого стимула быть и не может, хотя братик, в бытность свою работником Диснея, тоже вроде читал это, вроде как легендарное в бизнес-среде произведение. Зачем - Бог весть, ибо с литературной точки зрения это, в сущности, графомания.
Ну, не самая плохая графомания, сказать по чести: я ожидал много худшего. Ну по крайней мере первый том, дальше идеологическая основа начинает забивать все остатки литературы. Данный процесс достигает апогея в третьей части в так называемой программной речи Джона Галта, которая по сути выжимка из всей остальной книги и нечитаема в принципе (я пролистал) и не отличается лаконичностью. Кстати, в Bioshock 2 именно эта речь обстебывается в записях диспутов Райана и Лэмб. В общем, все говорит о том, что перед нами не сколько роман, сколько идеологический посыл покруче "Что делать?"
Посыл, значит, следующий. Индивиддум, его желания и то, что он делает, объявляется высшей ценностью. Государство, вытягивающее у индивидуума налоги и отбирающее плоды его рук - паразитом. Как следствие, индивидуализм - единственно правильный вид действий, а свободный, дикий капитализм - единственная разумная форма существования общества. Собственность священна (в прямом смысле; в финале обнявшаяся парочка главных героев романтично рисует в воздухе знак доллара). Помогать - плохо. Просить о помощи - плохо. Платить надо за все и всегда. В общем, помните старый флэш-ролик, приуроченный к иску Металлики против Напстера, в котором мерзкий паук-Ульрих носился по экрану, а горилла-Хэммет говорил: "Money - Gooooood! Napster - Baaad!"? Так вот, мани - гуууд!
Естественно, найти реальный фон, на котором картонные герои-идеи воплощали бы идеи гражданки Рэнд (если кому интересно, то ее на самом деле зовут Анна Розенбаум и она родом из Ленинграда), было невозможно. Поэтому она придумала мир, в котором все государства стали "народными республиками" и, соответственно, бедствуют, а США, последний оплот капитализма, находятся в кризисе, вызванном медленной социализацией общества. Картина бредовая в каждой детали, особенно когда у авторессы доходит дело до деталей технических. Концентрация абсурда велика, а добавляет его фигура главной героини, которую хочет практически каждый мужской персонаж (в запланированной экранизации её должна будет играть А.Джоли), однако все они уступают её друг другу так благородно, что возникает вопрос: а как же индивидуализм и борьба за собственное счастье?
В целом - зря потраченное время. Этот пласт культуры не стоит того, чтобы с ним знакомится так плотно. Да, Bioshock 2 стал местами ближе и смешнее, но эта игра все равно не стоит свеч, то есть потерянного времени - как все графоманы, Айн Рэнд пишет размашисто.
Маргарет Митчелл "Унесенные ветром". Ну да, я её не читал раньше. Кино очень люблю, а книгу не читал. И не могу сказать, что опять-таки сильно много терял. Начало очень бабское, прям воротило. Потом, правда, ситуация выравнивается: кусок про тяготы войны и первого послевоенного времени очень и очень неплох, не Фолкнер, конечно, by any means, но неплохо. Я даже думал, что стиль авторессы намеренно сопутствует изменениям в характере героини, однако потом прочитал, что роман писался разрозненными эпизодами, да и финал, который опять про чуйства и любоффь, по качеству что-то среднее, хотя местами пробиваются довольно сильные сцены.
Фильм, по-моему, вполне адекватно передает большую часть того, что хотела сказать автор (кстати, у меня было ощущение, что книга написана примерно во время сестер Бронте. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что вполне себе двадцатый век!). Ну разве что вырезали двух старших детей Скарлетт, во многом потому, что получились они не очень - Митчелл явно не знала, что с ними делать, возможно в силу собственной бездетности. По большому счету роль романа в мировой литературе видится мне куда более скромной, чем роль экранизации в мировом кинематографе. И опять-таки, книжища уж больно здоровенная.
Сигрид Унсет "Кристин, дочь Лавранса". И, наконец, наступило время настоящей Книги с большой "К", заслуженно получившей нобелевку. Возможно, это лучшие из книг, написанных дамами, что я вообще читал. Великолепная трилогия, посвященная тяжелой судьбе средневековой норвежской женщины, не бабская ни одним словом но, тем не менее, написанная так, как мужчина бы не смог ни за что и никогда, несмотря на все эти "Анна Каренина - это я". Написано жизненно, написано так, что веришь, герои живые, а не одноцветные. Вообще, когда книга плохая, хочется написать про нее много, а когда хорошая даже не знаешь, что и сказать.
Ну вот разве что я за детей Кристин переживал. Я вообще и раньше крайне негативно относился к описанию в литературе сцен насилия над детьми (а когда смерть ребенка - вообще пипец; помню, кусок апдайковского Кролика меня мощно вышиб из колеи в свое время), а с появлением на свет Андрея Андреевича вообще в этом плане стал очень щепетилен и чувствителен. А тут детей много, средневековье темное, болезни всякие косяками ходят - короче, для меня это во многом история сыновей главной героини. Впрочем, полагаю, это вполне в рамках авторского замысла, по крайней мере частично.
Короче говоря, я настоятельно рекомендую всем эту относительно малоизвестную книгу (ну, книги; там три не слишком маленьких тома, но читаются они очень здорово и не создают впечатления монументальности). Она этого стоит.

books

Previous post Next post
Up