Oct 25, 2005 13:26
Анри Масперо, «Религии Китая» (cб. статей)
Я не стану останавливаться на подробном описании ада и ужасных мук, которым подвергаются души: их пожирают хищные звери, сбрасывают с горных вершин, пронзают острым ножом, распиливают надвое, раздавливают мельничным жерновом. Один интеллектуал, умерший вследствие ошибки какого-то секретаря адского трибунала, позже воскрес и рассказал о своем путешествии в ад в небольшой книге, которая была весьма популярной в Китае несколько лет назад.
(Cтатья примерно годов 1930-х)
В установленный судьбой час появляются посланцы смерти. Спутники бога рвов и стен хватают душу мертвеца - они связывают ее и волокут в храм этого бога. Душа проводит там семь недель. Бог сначала проводит краткое расследование о том, как вела себя душа, обращаясь к реестру, где записаны годовые отчеты бога очага; затем он справляется в канцеляриях Великого императора Восточной вершины, истекло ли на самом деле преоставленное душе время жизни. В том случае, если самоубийство или даже несчастный случай прервали ее жизнь преждевременно, душа должна дожидаться на земле установленного срока. Вот почему души самоубийц или умерших насильственной смертью становятся часто опасными привидениями.
(цитирует Мо-цзы) Если государство бедное, то приношения зерна и вина не будут чистыми; если народ немногочислен, то предложенное Верховному Владыке и духам не будет обильным; если спокойное правление нарушено, то жертвы не найдут своего места в вечности. Верховный Владыка и духи скажут: "Что лучше для меня, быть или не быть этому человеку?" И они скажут: "Для меня ничего не значит, есть этот человек или нет!" И Верховный Владыка, и боги пошлют на землю неисчислимые бедствия.
numinous